35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

18 октября 1965 года родился Герой Советского Альянса Сергей Преминин — трюмный машинист легендарной К-219. Он вдвоём с командиром отсека вручную заглушил вышедший из строя ядерный реактор субмарины.

35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

Распроклятая АПЛ

Атомная советская подводная лодка проекта “Навага” К-219 однажды уже терпела бедствие: через два года после спуска на воду, в 1973-м, в ракетную шахту № 15 пробралась забортная вода. Она замкнула проводку и вызвала взрыв, в результате которого шахта была затоплена, погиб один из подводников. После этого ракету прибрали, шахту заглушили, а лодку продолжили эксплуатировать. СССР находился в серьёзном противостоянии с США, и многие подводники ходили в дальние походы по два-три раза в год. В ответ на появление военных баз США в Западной Европе СССР усердствовал усилить присутствие своего военно-морского флота у берегов Америки.

35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

Порт Гаджиево, Мурманская область. Фото © ТАСС / Майстерман Семён

В собственный последний поход К-219 вышла из порта Гаджиево 4 сентября 1986 года. Её путь лежал к берегам Америки, на борту было 15 ракет с ядерными боеголовками. Ещё до выхода в море на лодке была обнаружена неисправность — течь в ракетной шахте № 6, однако начальство затворило на это глаза. Воду просто откачивали. Неисправность “выстрелила” 3 октября в водах Атлантики под нагрузкой, когда подлодка мастерила знаменитый русский манёвр “сумасшедший Иван” (крутой разворот под водой на скорости) — так подводники определяли, не следует ли за ними вражья субмарина.

Катастрофа в Саргассовом море

В шахту хлынула морская вода. Чтобы не допустить взрыва, командир лодки капитан II ранга Игорь Британов приказал выплыть до глубины 50 метров, заполнить шахту водой и выстрелить аварийную ракету маршевыми двигателями. Это был единственный выход в уложившейся ситуации, иначе ракета могла взорваться прямо в шахте. Однако время было упущено — вода уже смешалась с компонентами топлива, при заполнении шахты водой прогремел взрыв, подлодка сорвалась на глубину 350 метров.

Ракета и её боеголовки оказались частично разрушены, произошла разгерметизация шахты, ракетное топливо угодило в отсек и, вступив в химическую реакцию с водой, превратилось в азотную кислоту. Незатопленное пространство отсека № 4 оказалось заполнено испарениями.

Британову ничего не оставалось, как аварийно проскозить цистерны, избавляясь от балластной воды, и всплыть на поверхность. Одновременно с этим экипаж задраил люки повреждённого отсека, какой разделил К-219 на две половины. Впереди располагался мостик и торпедный отсек, на корме остались реакторный отсек, медицинский и турбинный.

35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

Кадр из кинофильма “Враждебные воды” (реж. Дэвид Друри, сцен. Трой Кеннеди-Мартин) © Кинопоиск

Экипаж начал бороться за выживание АПЛ, но ситуация портилась с каждым часом. Положение осложнялось тем, что командование требовало во что бы то ни стало сохранить лодку, вокруг которой уже стали кружить стервятники — американские корабли и аэропланы. К-219 могла бы справиться с задымлением, с пожаром, с тем, что взрывом были сорваны люки на других шахтах, но её доконали проблемы, какие начались в ядерном реакторе.

Вскоре после взрыва исчезло электропитание по правому борту. В правом реакторе сработала самодействующая защита, но решётка с защитными элементами, которые гасили реакцию, автоматически не опустилась, реактор стал разогреваться, и вскоре реакторный отсек заполнился радиоактивным паром. У Британова было два выхода — приказать экипажу покинуть подлодку или послать людей, которые могли бы вручную опустить графитовые стержни реактора. Ситуация осложнялась тем, что на борту не было костюмов радиационной защиты, лишь прорезиненные комбинезоны, предназначенные для ремонта, и противогазы.

Сейчас многие ставят капитану в вину, что он предпочёл второе. Но он подчинялся распоряжению, а вокруг были враги, для которых советская подлодка представляла особый интерес. Они могли попытаться захватить субмарину в тот момент, когда экипаж её покинет. И, в отличие от советских моряков, хаки костюмы у них были. А значит, надо было бороться за лодку до подхода советских кораблей.

Идущие на смерть

Что чувствовал капитан, отправляя на кончина двух членов экипажа, можно только догадываться. Страшный выбор. В реакторную пошли двое — командир реакторного отсека старший лейтенант Николай Беликов и трюмный матрос Сергей Преминин — 20-летний срочник, уроженец Вологодской районы.

35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

Сергей Преминин и капитан Игорь Британов. Фото © Wikipedia

Простой деревенский парень, который попал на флот в 1984 году после завершения речного училища. Пэтэушник, как свысока назвали бы его в те годы столичные мажоры. Отец Сергея Анатолий Ефимович работал в совхозе электриком, а мама Валентина — отбельщицей тканей на Красавинском льнокомбинате. На борт К-219 Преминин попал после подготовки в учебке в Северодвинске. Это был итого лишь второй его поход.

Эти двое — командир и подчинённый — знали, что идут на смерть. В разогретой реакторной выгородке парило, температура атмосферы достигла 70°C. Урановая баня, между нею и телом почти ничего. Тонкая резина защитного костюма, ткань конфигурации и матросский тельник. Или идти туда, или взрыв, гибель всего экипажа, радиоактивное загрязнение Гольфстрима и, быть может, ядерный конфликт между США и СССР. И они отправь.

“Я жив… жив…”

В радиоактивном аду они теряли сознание по очереди. Противогаз не спасал от продуктов горения. По очереди опускали изогнувшиеся от температуры решётки. Когда спустили две из них, Преминин потерял сознание. Командир отсека оттащил его под рожок вентиляции, а сам продолжил опускать третью решётку. Опустил — и тоже сорвался в жаркую, липкую тьму обморока.

35 лет назад в Саргассовом море затонула легендарная советская АПЛ К-219

Кадр из фильма “Враждебные воды” (реж. Дэвид Друри, сцен. Трой Кеннеди-Мартин) © Кинопоиск

Отправленная за моряками аварийная команда вытащила товарищей в соседний отсек, но привести в сознание смогли только Сергея Преминина, Беликов в разум не приходил, и его отнесли в медотсек. А Преминин, надышавшись кислородом, вернулся обратно в реакторную — закончить работу. Он знал, что погибнет, но не мог позволить кому-то ещё мастерить эту работу. Тогда мертвецов могло быть уже двое. Следующие 15 минут были последними в его жизни. У героя достало сил доложить, что работа выполнена, но выбраться из реакторной он уже не смог — из-за температуры лопнул воздуховод, от перепада давления случился подпор люка. У Сергея не достало сил открыть его, не смогли помочь и товарищи, вручную пытавшиеся вскрыть заклинивший люк. Сначала Сергей ещё отвечал на окрики командира: “Я жив… жив…” После замолчал. Произошло это 3 октября 1986 года.

Благодаря его подвигу и подвигу старшего лейтенанта Николая Беликова подлодка продержалась на плаву, пока не пришлись советские суда. 4 октября экипаж эвакуировали, второй реактор левого борта был заглушён, на К-219 высадилась аварийная команда. 5 октября она пыталась сделать всё вероятное, чтобы лодку можно было взять на буксир, но К-219 продолжала терять плавучесть.

Когда вода дошла до палубных надстроек, аварийщики покинули АПЛ. Поутру 6 октября подлодка с заглушёнными реакторами затонула и опустилась на глубину больше пяти километров. В её радиоактивном трюме навсегда остался несложный вологодский парень Сергей Преминин. В аварии на К-219 погибли ещё три человека: командир ракетного отсека БЧ-2 Александр Петрачков, матрос Николай Смаглюк и машинист Игорь Харченко. Из-за последствий аварии запоздалее скончались ещё четверо: капитан III ранга Марков, капитан-лейтенант Карпачев, капитан II ранга Красильников и старшина I статьи Садаукас. Старший лейтенант Николай Беликов выжил.

На советской отечеству моряков встретили сурово. Капитан Британов и капитан II ранга Красильников пошли под суд, а Беликова в благодарность за подвиг исключили из КПСС — за то, что покинул на борту К-219 партбилет. В 1987 году с офицеров сняли все обвинения, но Британов был уволен с флота без права ношения конфигурации. Только в 1997 году Сергею Преминину было присвоено звание Героя России. В СССР его подвиг оценили лишь орденом Алой Звезды.

>