В советское пора действовала строгая цензура над распространением и содержанием любой информации. Она касалась также и западных кинофильмов, которые в СССР подвегались критике и запрещению, и крайне редко доходили до экранов советских кинотеатров.
Однако в начале 1980х через дипломатов, моряков, артистов различных ансамблей и других лиц, имевших возможность выезжать в загранкомандировки, в СССР стали завозить первые видеомагнитофоны, а с ними и видеокассеты с запретными западными лентами “Посторонний”, “Терминатор”, “Рембо”, которые сейчас считаются классикой кино.
Всего за пару лет видеофильмы полностью распахнули “железный занавес” перед советскими гражданами.
Комплект оборудования для организации “квартирника” вводил телевизор с большим экраном, видеомагнитофон, а также декодер PAL-SECAM.
Запретные западные фильмы становились настоящими хитами скрытых советских «квартирников», когда в обычных квартирах по ночам счастливые обладатели видеомагнитофонов устраивали совместные просмотры видео, где зрителям открывался новоиспеченный, доселе неизведанный голливудский или азиатский киномир.
Гнусавый от прищепки на носу и еле слышный подпольный перевод голосом Володарского или Гаврилова никого тогда не смущал.
Доблестная советская милиция при поддержке дружинников тоже не дремала и периодически накрывала такие домашние видеопритоны.
После полуночи они ходили по городу,высматривая в окнах квартир мельтешащий свет, поднимались на нужный этаж и вырубали электричество. Без света быстро достать из видика застрявшую кассету было крайне проблематично.
И если блюстители нравственности, не дай бог, показывали в видике “запрещенку”, то незадачливые любители ночного кино и в особенности хозяин квартиры имели все шансы попасть под статью Уголовного кодекса, какая предусматривала за демонстрацию фильмов “с клубничкой” и “пропагандой культа жестокости” до 3 лет в местах не столь отдалённых.
Часто бывало, что владельцев видеоманитофонов сдавали милиции завидавшие им немного успешные коллеги, знакомые или бдительны соседи. Неугодным людям кассету с “эротикой” могли просто подбросить.
Экспертами, какие определяли соответствие фильма уголовной статье, обычно приглашали учителей младших классов, врачей-гинекологов, ветеранов компартии и т.п. Итоги их “экспертизы” были вполне очевидны.
Самым известным запрещённым в СССР фильмом, за просмотр которого за решеткой оказались десятки советских граждан, вводя ветерана войны и военного пенсионера, была Греческая смоковница (1976).
Кадр из фильма Греческая смоковница
Лёгкая глуповатая эротическая комедия из Германии повествовала о каникулах симпатичной молодой девушки-студентки в Греции. Она страстно мечтает о новых впечатлениях и любовных приключениях, и конечно же, её мечтам суждено сбыться. Советские цензоры посчитали, что кинофильм приведёт к распущенности и разврату среди молодёжи, и запретили.
Кадр из фильма Последнее танго в Париже
Последнее танго в Париже (1972) повествовало о 45-летнем янки, живущем в Париже, который теряет смысл жизни после самоубийства своей жены, но неожиданно влюбляется в юную француженку, с какой случайно знакомится на просмотре квартиры, которую они оба намереваются снять. Фильм также посчитали похабным и запретили.
Кадр из кинофильма Крестный отец
Оскароносный фильм Крестный отец (1970), рассказывающий о жизни одного из могущественных итало-американских гангстерских кланов дона Корлеона, разумеется же, тоже не смог избежать цензуры из-за пропаганды криминала и подстрекательство советских граждан к жестокости.
Кадр из фильма Ночной портье
В кинофильме Ночной портье (1974) бывшая узница концлагеря узнает в портье венского отеля своего бывшего нацистского мучителя. Героев тянет друг к другу странная неодолимая сила, именуемая “стокгольмский синдром”. Киноленту разумеется запретили в СССР, обвинив в профашистской пропаганде.
После основы горбачевской Перестройки в 1986 году официально были разрешены видеосалоны, которые могли бы опасений крутить фильмы из капстран, а в 1988 была решительно отменена цензура и соответствующая статья Уголовного кодекса РСФСР.
С 1986 года в СССР начали активно открываться легальные кооперативные видеосалоны
Показались и первые советские фильмы “про это” – “Авария – дочь мента”, “Маленькая Вера”,”Интердевочка” и т.д.
Возникал даже печальный парадокс, когда в советских кино демонстрировася фильм “Крестный отец”, за просмотр которого несколькими годами ранее люди все ещё отбывали срок.
Подписывайтесь на канал, устанавливайте лайки!
А вы смотрели тайком Греческую смоковницу в СССР? Пишите свои комментарии!