Прослушать новинка Остановить прослушивание
Global Look Press/Google Maps/Insider В 1963 году США разработали план стройки канала из Средиземного моря в залив Акаба по территории Израиля. Он стал бы альтернативой Суэцкому каналу. Для рытья русла планировалось организовать серию ядерных взрывов в пустыне Негев. Проект не был реализован из-за опасения негативной реакции соседних арабских краёв. Об идее более чем полувековой давности в связи с блокировкой Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом вспомнил историк Алекс Веллерстейн. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку
В 1960-е годы США рассматривали вопрос создания искусственной водной артерии, которая могла бы предназначаться альтернативой Суэцкому каналу. Предполагалось, что водоток пройдет через территорию Израиля. Американский меморандум 1963 года с соответственным проектом был рассекречен в 1996-м. Сейчас о нем вспомнил историк Алекс Веллерстейн, выложивший пост в своем Twitter.
Ученый отметил, что для реализации плана потребовалось бы использовать 520 атомных бомб.
Modest proposal for fixing the Suez Canal situation https://t.co/QA3hYABeU6
— Alex Wellerstein (@wellerstein) March 24, 2021
Меморандум был подготовлен Ливерморской национальной лабораторией им. Э. Лоуренса (лабораторией Министерства энергетики США) и предусматривал использование ядерных зарядов для создания канала. Взрывчатке отзывался приоритет по сравнению с традиционным методом рытья, который был назван слишком затратным. Согласно расчетам Веллерстейна, на каждую милю (1,6 км) траншеи потребовалось бы четыре заряда мощностью 2 мегатонны.
Протяженность канала по территории Израиля должна была составить более 250 км.
«Подобный канал станет ценной альтернативой Суэцкому каналу и, вероятно, внесет большой вклад в экономическое развитие», — отмечалось в меморандуме.
Документ предусматривал несколько вариантов маршрута. Одинешенек из них соединял Средиземное море с заливом Акаба через пустыню Негев в Израиле. Далее суда попадали бы в Красное море и Индийский океан. Как помечали эксперты Ливерморской лаборатории, канал прошел бы по практически незаселенной пустынной местности. Это, по их заключению, делало возможным строительство канала при поддержки ядерных взрывов.
Google Maps/Insider
Технологические возможности того времени позволяли осуществить такой план.
Основное преграда к запуску проекта лежало в политической плоскости. Составители меморандума выражали опасение, что «окружающие Израиль арабские страны сделаются категорически возражать против строительства такого канала».
По данным Forbes, аналогичный метод рытья канала предполагалось использовать в Центральной Америке.
Фоторепортаж: Самая дорогостоящая пробка в истории: контейнеровоз заблокировал Суэцкий канал
Посмотреть весь фоторепортаж
в разделе «ФОТО»
Веллерстейн вспомнил о планах США почти 60-летней давности в связи с новоиспеченным ЧП в Суэцком канале. 23 марта 2021 года там сел на мель и полностью заблокировал движение огромный контейнеровоз Ever Given. По первоначальным оценкам ситуации труды по разблокировки судоходного пути должны были занять не более двух-трех дней. Однако проблема оказалась более положительной. Скорее всего, снимать корабль с мели будут в течение нескольких недель, что приведет к экономическим затруднениям, ведь кораблям придется идти в обход Африки. В настоящий момент вокруг контейнеровоза проводятся работы по углублению дна. Специальные буксиры безуспешно пытаются затянуть застрявшее судно с мели.
«Скромное предложение по исправлению ситуации с Суэцким каналом, — прокомментировал Веллерстейн свой твит с изложением основных поз меморандума. – Если бы я был Илоном Маском, прямо сейчас мне бы аплодировали легионы фанатов».
160-километровый Суэцкий канал был отворён для судоходства в 1869 году.
В период Первой и Второй мировых войн движение по нему регулировалось британцами. В 1956-м президент Египта Гамаль Абдель Насер огласил о национализации канала. В ответ США, Великобритания и Франция попытались навязать Каиру международное управление Суэцким каналом, изъяв его из суверенитета Египта и гарантировав эксплуатацию канала в интересах крупных иностранных монополий. Это привело к Суэцкому кризису, в результате чего канал подвергся разрушениям и был затворён до следующего года.
В следующий раз Суэцкий канал закрыли в 1967 году после Шестидневной войны. Впоследствии в его разминировании после Брани Судного дня в 1973 году приняли участие в том числе советские специалисты. Канал вновь открыли для судоходства в 1975-м.
Global Look Press/Google Maps/Insider Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку