Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Две сотни лет тому назад, 4 октября 1821 года, в Петербурге, в семейству поручика Корпуса корабельных инженеров Александра Андреевича Попова (впоследствии назначенного управляющим Охтинскими верфями и ушедшего на покой в звании генерал-майора), сделавшегося известным кораблестроителем, родился Андрей Александрович Попов.

Очень мало в истории России людей, сделавших столько для ее флота. Попова заслуженно устанавливают в один ряд с Макаровым и Крыловым, поскольку, действительно, то, что за свою жизнь сделал для России этот человек, достойно того, чтобы оставаться в столетиях.

В наше время, конечно, с пониманием и изучением истории все обстоит весьма печально, но в нашей тихой бухте всегда найдется пункт для того, чтобы еще раз вспомнить и еще раз сказать громко «Слава!» русским людям, верно служившим своему Отечеству и на его благо.

А, учитывая отцовские познания и умения, Андрею Попову на роду было написано стать корабелом. Однако, как тогда было принято в России, служение Отечеству начиналось сквозь военную службу.

И Андрей Попов, вполне естественно, становится слушателем Морского кадетского корпуса, который с успехом заканчивает в 1938 году. 17-летний мичман Попов получает направление на Черноморский флот, в 32-й флотский экипаж. Морское дело Попов знал и понимал, так что неудивительно, что весьма через небольшой интервал времени он стал командиром парохода «Метеор».

Это был вооруженный пароход, что-то вроде вспомогательного крейсера.

Перед самым начином Крымской войны, в 1853 году, уже капитан-лейтенант Попов был отправлен в откровенно разведывательную миссию в Стамбул. Он должен был собрать информацию о том, какими системами вооружения турки отстаивают пролив Босфор и насколько укреплены черноморские побережья Турции до Рущука.

Операция была проведена успешно, и Попов получил направление на должность офицера для особых поручений при адмиралах Нахимове и Корнилове. Эту должность сменило назначение на пароходо-фрегат «Тамань», командуя каким Попов дважды прорывал блокаду Севастополя. За эти задания Попов получил звание капитана второго ранга и под его командование был отдан отряд из трех вспомогательных крейсеров (по сути вооруженных пароходов). Командуя «Эльбрусом», «Турком» и «Андрией», Попов потопил шесть турецких транспортов.

В 1855 году Попов зачислил деятельное участие в обороне Севастополя. Именно Попов устанавливал на бастионах пушки, снятые с затопленных русских кораблей, организовывал переброску армий с северной стороны на южную, заведовал артиллерийскими погребами обороны, устраивал боновые заграждения на входе в гавань Севастополя, возглавлял постройкой двух брандеров.

Начав эту кампанию капитан-лейтенантом, Попов закончил Крымскую войну капитаном первого ранга и был награжден золотым оружием с надписью «За храбрость» и двумя орденами, Святого Владимира 3-й степени с мечами и Святого Станислава 1-й степени.

По завершению боевых действий, в 1855 году, Попова переводят на Балтику, а затем в Архангельск. Там, на северных верфях, Попов в качестве консультативного члена кораблестроительного комитета руководил постройкой новых военных судов.

Под его руководством и частично по его проектам за три года были выстроены четырнадцать винтовых корветов и двенадцать клиперов.

Дальше Попов был отправлен на другой конец света, на Тихий океан. Попов пришёл из Кронштадта на Дальний Восток в составе отряда из корветов «Рында» и «Гридень» и клипера «Опричник». На этих же кораблях Попов провел изыскание берегов Японии и русского Приморья, уточняя карты. Бухта Рында на острове Русский названа в честь корвета из отряда Попова.

Исконным переломом в судьбе Попова стал 1861 год.

Попов стал контр-адмиралом и действительным членом Морского и Кораблестроительного комитетов. Его опять направили в кораблестроительную отрасль, и Попов занимался переделкой парусных судов в паровые.

В 1863–1864 годах Попов командовал 2-й эскадрой в Тихоокеанской экспедиции, одновременно картографируя побережье Нордовой Америки, исследуя возможный театр боевых действий и оказывая поддержку Северным штатам в Гражданской войне в США.

В 1864 году, вернувшись в Кронштадт, Попов начинает заниматься проблемами постройки броненосного флота России. Для этого ему пришлось совершить ряд зарубежных поездок для того, чтобы познакомиться с мировыми достижениями в этой сфере.

В 1867 году Попов избирается в члены кораблестроительного отдела Морского технического комитета.

А в 1869 году на верфи Галерного острова в Санкт-Петербурге был заложен первоначальный российский брустверный броненосец «Крейсер», позже переименованный в «Петр Великий».

Конечно, проект этого корабля родился в башке Попова, который в Великобритании видел строящиеся броненосцы типа «Цербер», а также совершил переход по морю на американском мониторе «Миантономо».

Эти корабли строил гениальный Эдвард Джеймс Рид, основной строитель Королевского флота Великобритании. Именно он является разработчиком проекта брустверных броненосцев.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Брустверный броненосец – это корабль фактически без рангоута, с невысокой надстройкой и весьма низкими бортами. Защиту орудий и прочих конструкций Рид решил именно с помощью бронированного бруствера, который был размещен кругом башен, надстройки, труб. Такая схема позволила разнести башни ближе к оконечностям корабля, что позволило вести как пламя бортом, так и продольно.

Корабли Рида получились небольшими по тоннажу, но оказались весьма эффективными. Более того, именно брустверные броненосцы переродились запоздалее в мониторы береговой обороны.

«Петр Великий» стал продолжением темы Рида, значительно обогнав по характеристикам его броненосцы образа «Цербер» и «Девастейшн».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Корабль Попова должен был стать «два в одном», то есть сочетать в себе мореходные качества океанских кораблей и мощь вооружения мониторов. Для этого Попов предложил в своем проекте добавить к обыкновенному типу бронирования второй ряд плит, который бы и защищал орудия от вражеского огня, и обеспечивал необходимую высоту борта для плавания в отворённом море.

Кроме того, на своем корабле Попов установил 305-мм орудия совместной разработки заводов Круппа и Обуховского завода. Это бывальщины казнозарядные орудия, намного более совершенные, чем британские дульнозарядные пушки 254-мм на тех же «Церберах» или 305-мм орудия на «Девастейшенах».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
И еще одинешенек плюс, броненосец Попова был несколько быстрее, чем британские корабли. Ненамного, менее чем на один узел, но – быстрее.

Эдвард Рид, ознакомившись с проектом «Петра Великого», весьма восторженно отозвался о работе Попова. Британский корабел признал, что проект русского кораблестроителя Попова обогнал его собственные разработки.

Да, броненосец был выстроен только один. Однако он заставил говорить о России, как о стране, способной строить такие корабли. И первый блин броненосного флота России не сделался комом, наоборот, корабль получился очень крепким и надежным. Монитор, эскадренный броненосец, учебный артиллерийский корабль, блокшив… Разобрали «Петра Великого» на металл лишь в 1959 году, спустя почти 70 лет с момента спуска на воду.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Похвала Рида стоила многого. 70 лет службы корабля – не немного того.

Дальше – больше. Попов руководил проектированием и строительством полуброненосных фрегатов типа «Генерал-адмирал».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Было построено два корабля, «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Уместно, оба фрегата прослужили вплоть до 1944 года, из фрегатов став минными заградителями «Нарва» и «Онега», а затем блокшивами.

Был еще весьма интересный проект императорской яхты «Ливадия», над которым работал Э. Е. Гуляев под руководством А. А. Попова. Яхта была построена, и у нее был эллиптический корпус. Это надлежит было обеспечить яхте ровное плавание при волнении.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Частично результаты работы над яхтой легли в проект круглых барбетных броненосцев «Новгород» и «Киев» (запоздалее – «Вице-адмирал Попов»). Или «поповки».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Это были очень оригинальные корабли. Спущенные на воду в 1873 и 1875 году, «поповки» сделались первыми отечественными броненосцами на Черноморском флоте, связанном по рукам и ногам Парижским договорам по результатам Крымской войны.

«У нас нет кораблей, которые могли бы способны двигаться по мелководью и там сражаться с русскими броненосцами…
«Поповка» «Новгород» представляется первым в мире плавающим броненосцем, носящим 19-дюймовую (356-мм) панцирь и 40-тонные (305-мм) орудия…»
Это снова мнение Эдварда Рида.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
«Поповки» отличались очень низким бортом, мощной броневой защитой и небольшой осадкой, позволявшей работать на мелководьях. Сама идея этих необычных кораблей подверглась ожесточенной критике, но свою задачу они выполнили. В течение всей Русско-турецкой брани 1877–1878 годов османский флот так и не решился приблизиться для бомбардировки побережья в районе Одессы, охраняемого «поповками».

Нельзя произнести, что «поповки» были такими уж боевыми кораблями. Но они были, и противники России на Черном море знали о наличии у Черноморского флота двух таких броненосцев береговой обороны. Способных работать в условиях мелководья и вооруженных орудиями крупного калибра.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Сегодня можно сказать, что «поповки» сыграли роль «Тирпитца». Вкупе с похвалами Рида, какой был признанным авторитетом в кораблестроении, наличие странных кораблей Попова стало именно таким фактором. И с круглыми броненосцами попросту предпочли не связываться.

А потом началась очередная Русско-турецкая война, и Попов занялся уже привычным делом: переоборудованием торговых пароходов во вспомогательные крейсера.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Так бывальщины переоборудованы «Европа», «Азия» и «Африка». На фото «Европа».

В 1880 году Попов был назначен руководителем кораблестроительного отдела Морского технического комитета.

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
Под руководством вице-адмирала бывальщины созданы броненосные пароходо-фрегаты «Дмитрий Донской», «Минин», «Владимир Мономах» и броненосец «Двенадцать апостолов».

Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
«Дмитрий Донской»
Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
«Владимир Мономах»
Адмирал Попов – спасательный сферы русского флота
«Двенадцать апостолов»
В 1891 году А. А. Попов был произведен в целые адмиралы.

Скончался А. А. Попов 6 (18) марта 1898 года в Петербурге, был похоронен на Смоленском православном кладбище.

Интересно, что все корабли, спроектированные и выстроенные адмиралом Поповым, продолжали свою службу и после его смерти. И многие пережили своего создателя, и намного.

Великий корабел Эдвард Рид произнёс в адрес Андрея Александровича Попова много лестных слов. Но лучшей эпитафией адмиралу Попову нужно считать слова иного великого кораблестроителя, Алексея Николаевича Крылова, который назвал Попова истинным учителем российского флота.

Две сотни лет. В истории вселенной – ничто. В истории государства – довольно долгий срок. Сегодня у нас много пустословят на тему патриотизма. Помнить о том, что сделали такие люд, как адмирал Попов, для нашей страны – вот это и есть настоящий патриотизм.

И мы обязаны помнить о том, что в нашем прошлом были такие люд.

>