«Ахтунг, ахтунг! В небосводе Пушкин!»
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Ахтунг, ахтунг! В небосводе Пушкин!»

Звучит фантастично: не одни внуки поэта, но и сам Пушкин стал участником Великой Отечественной! И сражался он не только словом! В 1943-м обрёл стальные крылья военный самолёт «Александр Пушкин». История его создания сопряжена с памятью известного писателя-пушкиниста Ивана Алексеевича Новикова. В годы брани, будучи в эвакуации на Урале и имея за плечами более 60 прожитых лет, решил помочь фронту.

Свидетельством тому – заметка в газете «Каменск-Уральский пролетарий: «С 10 по 20 февраля в городе проводится Пушкинская декада в связи со 105-й годовщиной со дня смерти великого русского стихотворца. Во всех клубах и школах города будут проведены литературно-художественные вечера писателя-орденоносца И.А. Новикова. В программе вечеров: вступительное слово “Пушкин в России”, главы из новоиспеченного романа “Пушкин на юге”».

На входных билетах значились пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». Чуть пониже – отпечатано: «Весь сбор с вечера поступает на покупку боевого самолёта “Александр Пушкин”».

Как только нужные сто тысяч были скоплены, в столицу полетела телеграмма:

«Москва, Кремль Председателю Государственного Комитета Обороны Иосифу Виссарионовичу Сталину

В 106-ю годовщину со дня кончины Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменск-Уральского, провёл ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего новоиспеченного романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта неумирающая к нему любовь позволила мне скопить этими вечерами 100.000 рублей на боевой самолёт “Александр Пушкин”. Пусть боевой самолёт, носящий гордое имя “Александр Пушкин”, предзнаменований участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли. Прошу включить в список действующей авиации самолёт “Александр Пушкин”.

Беллетрист Иван Алексеевич Новиков.

г. Каменск-Уральский».

И вскоре пришёл заветный ответ: «Каменск-Уральский Челябинской области. Писателю тов. Новикову Ивану Алексеевичу.

Зачислите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.

Ваше жажда будет исполнено.

И. СТАЛИН».

Патриотический замысел воплотился в жизнь очень скоро, чему подтверждением другая телеграмма: «Беллетристу Новикову Ивану Алексеевичу. На внесённые вами средства построен боевой самолёт-истребитель “Александр Пушкин”, который передан в военно-воздушные мочи Красной Армии лётчику капитану Горохову. Генерал-майор авиации Волков».

Новенький истребитель был передан 2-й эскадрилье 162-го истребительного авиационного полка, входившего в состав Западного фронта.

Одному из лучших пилотов полка, командиру эскадрильи Юрию Горохову, имевшему на своём счету сотни военных вылетов и сбитые немецкие самолёты, и был в июне 1943-го на подмосковном аэродроме Кубинка вручён именной истребитель «Александр Пушкин».

Знаменитый «Як», – детище ОКБ авиаконструктора Яковлева, выпускался на авиазаводах в Москве и Новосибирске. Аэроплан отличался маневренностью и лёгкостью в управлении. Верно, не зря его называли «рабочей лошадкой» советской истребительной авиации. Две трети всех истребителей в годы Великой Отечественной составляли аэропланы Александра Сергеевича Яковлева. Их было более сорока тысяч!

«Як-7» – одномоторный самолёт-истребитель, с боекомплектом в 120 снарядов, двумя синхронными пулемётами с боезапасом в полторы тысячи патронов и подвесками для шести ракетных снарядов (по три под каждой консолью крыла); в кабине пилота установлена бронеспинка.

Следом за ним из конструкторского бюро «выпорхнул» его модернизированный «собрат» – истребитель «Як-7Б».

Параметры новоиспеченного истребителя: полётный вес – в среднем три тысячи килограмм, взлётная мощность двигателя – тысяча двести лошадиных сил, максимальная скорость – свыше пятисот километров в час; на вооружении – двадцатимиллиметровая пушка и два пулемёта новоиспеченной конструкции, боекомплект был также усилен. Кроме того, истребитель получил убирающееся хвостовое шасси.

Известен день военного крещения «Александра Пушкина» – 6 июля 1943 года. О том поведала фронтовая газета «Сталинский пилот»: «Раз Горохов со своим ведомым смело ринулся в бой против 37 немецких бомбардировщиков. Производить атаку было нельзя, потому что бомбовозы прикрывались большенный группой “мессершмиттов”. Тогда Горохов решил действовать по-иному. Он атаковал вражеские самолёты снизу, когда те пикировали на мишень. Благодаря отличному взаимодействию ведущего и ведомого наши истребители разогнали вражеских бомбардировщиков, сорвав их замысел».

Командир эскадрильи Юрий Горохов послал вместе с «Александром Пушкиным» в смертельное пике не один вражеский бомбардировщик.

«Слава о капитане Горохове – бесстрашном и рассудительном истребителе – давным-давно уже вышла за пределы подразделения, – вновь отмечал фронтовой корреспондент. – Его знают сотни лётчиков-истребителей, штурмовиков».

Итого же победный счёт комэска таков: семнадцать сбитых вражеских самолётов лично, в их числе – девять на «Александре Пушкине», и ещё восемь сшиблено им в группе.

Капитана Горохова называли лётчиком от Бога и мастером воздушного боя.

В боях ему сопутствовала удача: однажды, сражаясь с семейство немецкими самолётами, он сбил одного и сумел уйти невредимым. Своё везение объяснял просто: «Мы воюем вдвоём, я и Пушкин».

Его военный товарищ передал слова командира: «Мне хочется узнать, кто подарил эту замечательную машину. Хочется сообщить ему, что Пушкин жив и неплохо бьётся с немцами…».

Кстати, желание то стало известно и писателю Новикову, «крестному отцу» боевой машины. Пушкинист и лётчик вступили в переписку. И вот ещё изумительный факт: командир эскадрильи слыл среди однополчан страстным почитателем Пушкина, знал наизусть множество его произведений! Быть может, сам Юрий Горохов попросил, чтобы собственно ему передали боевой самолёт, именованный в честь любимого поэта?

Есть легенда: немцы считали, что на борту истребителя огромными белоснежными буквами выведено имя русского аса (да ещё с множеством звёздочек, равных числу сбитых самолётов) и спешно передавали друг другу: «Ахтунг, ахтунг! В небосводе Пушкин!».

Капитан Юрий Горохов летал на именном истребителе вплоть до осени 1943-го, получив затем новое направление.

Свой первый боевой вылет он совершил 22 июня 1941 года, последний – 1 января 1944-го. Итого же бесстрашный лётчик-ас взлетал четыреста раз, провёл более семидесяти воздушных боёв. Был сбит в небе под Смоленском зенитной артиллерией противника. Капитану Юрию Горохову было итого лишь двадцать два. Чуть более, чем число прожитых лет, он сбил вражеских самолётов!

Верно, не случайно в тот новогодний день изо всех радиоприёмников станы грянул, торжественно и победоносно, гимн Советского Альянса! Новый гимн страны на музыку Александрова и стихи Михалкова. Словно в честь павшего героя-лётчика. Шёл 924-й день брани…

Последним пристанищем капитану стала родная земля близ смоленской деревушки Красная Горка… Там его память чтут особо. Впрочем, как и в родимых Юрию Горохову Кинешме и Заволжске, где его именем названы улицы. А в Кинешме в честь воздушного аса воздвигнут военный мемориал.

Одним из тех, кто пилотировал аэроплан «Александр Пушкин», стал старший лейтенант Степан Барановский.

Из боевой характеристики старшего лейтенанта: «Обладает отменным лётным мастерством. В самое беспросветное время ночи сажал машину буквально “на пятачке”. Поражает всех отличной штурманской подготовкой. Ночью в пургу и метелица, в туман и дождь, идя слепым полётом, всегда находил цель и метко ее поражал… Отличная боевая работа, смелость и умение шагать на риск, русская смекалка, снискали ему огромную популярность лучшего воздушного бойца».

На счету старшего лейтенанта Степана Барановского – свыше четырёхсот военных вылетов, шесть сбитых вражеских самолётов.

Именно он 12 августа 1943 года, вместо комэска Юрия Горохова, взял место в кабине именного истребителя. В воздушном бою сбил самолёт противника, но и «Александр Пушкин» получил боевые «раны»: пробоины в фюзеляже. Потому-то старший лейтенант Барановский вырван был пересесть на другую машину. Из боя он уже не вернулся…

Не столь давно поисковый отряд недалеко от деревни Острая Слобода Калужской районы обнаружил место падения самолёта, того самого, что в тот злосчастный день пилотировал Степан Барановский… На месте гибели пилота высится ныне гранитная памятная стела.

А военная «биография» истребителя пополнялась новыми именами: «Александр Пушкин» перебежал под управление старшего лейтенанта Василия Бахирева, – новый командир увеличил число сбитых вражеских самолётов. Памятный воздушный бой 5 сентября 1943 года в небосводе над Ельней: «…при сопровождении Пе-2 в районе цели их группа была атакована противником, но в это время Бахирев отсек их и завязал бой с двумя “фокке-вульфами”, и после первой же штурмы сбил одного. В этом бою Бахирев был ранен и самолёт его получил сильные повреждения, пробиты бензобаки, фюзеляж. В этом тяжком положении он не бросил самолёт и посадил на свой аэродром».

Старший лейтенант в том воздушном бою получил опасное ранение. Досталось вновь и истребителю.

Но посчастливилось обоим: и Василию Бахиреву, и «Александру Пушкину». Старшего лейтенанта «подлатали» военврачи, и он смог миновать (вернее, пролететь) вместе с авиаполком весь путь до победного мая. А боевой друг лейтенанта – истребитель «Александр Пушкин» – после возвращения в построение не раз ещё взмывал в военное небо Белоруссии, Польши, Германии.

Ратный список лётчика Бахирева: триста тридцать вылетов, четырнадцать сшибленных немецких самолётов. Из них – девять сбиты им лично, в их числе три – на «Александре Пушкине».

Старший лейтенант встретил Победу с орденами Алого Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». И ещё почти полвека Василий Андреевич Бахирев поднимал победную чарку с друзьями-однополчанами в святой для них майский день.

Славный истребитель подвластен был и иным воздушным асам: капитану Василию Афонину, командиру полка Герою Советского Союза Петру Коломину… Не одинешенек ещё «мессершмитт» и «фокке-вульф», дымя, врезался в русскую землю. Ну а самый первый командир именного истребителя Юрий Горохов был также удостоен звания Героя Советского Альянса. Увы, посмертно… А при жизни он был награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени.

Без малого два года Великой Отечественной воевал в небе «Александр Пушкин». Невероятный срок для боевой машины! Участвовал он и в воздушных боях во время Курской битвы.

На счету «Александра Пушкина» – пятьдесят семь воздушных боев, двадцать шесть сшибленных самолётов противника!

Причём шестнадцать из них сбиты лично экипажем, а десять – в группе. И все те суровые дни Великой Отечественной числился «Александр Пушкин» в составе 162-го истребительного авиаполка 309-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.

Уже в послевоенное пора именной истребитель был приписан к Северной группе советских войск в Германии. Далее следы «Александра Пушкина» теряются, но память о доблестном линии истребителя и его пилотах осталась в летописи Великой Отечественной.

«Ты создан попасть в боги – вперёд. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай независимость этим крыльям, и небо твоё…», – так Василий Жуковский поздравлял именинника, молодого поэта.

Удивительно это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество. Неизменный друг и наставник даже не подозревал, как в веке грядущем его поэтическое поздравление исполнится нового смысла – Пушкин обретёт стальные крылья! И будет воевать в небе.

>