Андрей Буровский, историк, беллетрист, философ
Карамзин – очень интересная личность. Он был одновременно и последним летописцем, и первым ученым-историком. Самое важное, что он сделал в своей существования – это создал набор государствообразующих мифов. То есть он предложил такое понимание и такую трактовку истории Древней, Московской и Западной Руси, какие создавали исключительно положительный образ государства и устраивали в те времена всех. В его трудах было много, так сказать, сиюминутных мифов, необходимых в XVIII столетье и ставших совершенно бесполезными чуть позже. Много мифов, проживших достаточно долгое время, но сегодня нам уже не нужных. Однако был среди них самый основной, базовый миф, полезный и для тогдашней и даже для нынешней России.
Что же касается в общем того, каким должен быть ученый-историк: безотносительно беспристрастным, или же он имеет право на какие-то собственные оценочные суждения, то здесь у меня нет однозначного ответа. С одной стороны, ученый, разумеется, должен быть объективным. Он несет ответственность за предоставляемую информацию. Но с другой – он всегда зависит от государственного заказа либо социальных ожиданий и реалий эпохи, в которую живет. Он – человек своего времени, сословия, культуры и религии. Да и в конце концов он – попросту человек. Со своими страстями и своим мировоззрением. Когда я, например, пишу о Цине Шихуанди, основателе китайской династии Цинь, то никак не могу отделаться от думы о том, что это было омерзительное и гнусное существо, не вполне имеющее право называться человеком. И отвращение к тому государственному террору, какой на протяжении многих лет проводился этим правителем, у меня совершенно органично. В данном случае я не уверен, что смогу выйти за рамки своего собственного понимания таких понятий, как "добро" и "зло". Вот и получается, что мне не всегда удается оставаться совершенно объективным. Порой эмоции берут верх. Но это, естественно, никак не сказывается на достоверности изложения исторических фактов.