Детали экспедиции Минобороны и Русского географического общества по историческим аэродромам трассы “Аляска – Сибирь”Экспедицию по местам легендарной воздушной линии “Аляска – Сибирь” (АлСиб) анонсировали Русское географическое общество и министерство обороны РФ.
Из США мы получили 3000 “бостонов” А-20 (на фото подобный громит фашистов). 1355 перелетели по АлСибу. Фото: gettyimages
Советский Союз и США в начале Великой Отечественной брани договорились о поставках техники по системе ленд-лиза. В частности – самолетов. Но договориться – это полдела. Как это сделать?
Рассматривали разные варианты: перелет сквозь Атлантику, по Севморпути… Остановились на трех:
1) Морем везли "Харрикены" и "Спитфайры" в Архангельск и Мурманск. Но корабля атаковали немецкая авиация и субмарины, конвои несли тяжелые потери.
2) Массовые поставки через Иран. Сложность в том, что самолеты в Иране не собирали, их туда необходимо было еще доставить.
3) Самый оптимальный: с Аляски в Красноярск. Далее истребители везли по ж/д, а бомбардировщики и транспортники – своим ходом.
Звучит попросту. Но это был тяжелый и опасный труд: за полгода нужно было построить десятки аэродромов в тайге и в тундре.
Справились. По АлСибу перекинули 8 тысяч самолетов – это 56% от всех поставок в Советский Союз по ленд-лизу.
Протяженность трассы от Фэрбанкса (Аляска) до Красноярска -6500 км, из них по территории СССР – 5000 км. В всеобщей сложности путь самолета от завода в США до советско-германского фронта составлял 14 000 км. Операция планетарного масштаба.
Монумент в Фэрбанксе (Аляска). Справа американский пилот, слева – наш. Монумент не только героям, но и эпохе, когда мы были братьями по оружию. Фото: gettyimages
Безвозвратные потери – 81 самолет, т.е. погибала образцово одна машина из 100. На этой трассе мы потеряли 114 летчиков: гибли в тайге, совершая вынужденные посадки, сгорали живьем в катастрофах на обледеневших аэродромах. Одну "Аэрокобру" погубил коршун: столкнулись в полете.
Особо отмечу: линию прокладывали там, где не было дорог, отсутствовала какая-либо инфраструктура, строительная техника, ГСМ – да вообще ничего! Даже выбрать место для аэродрома было невообразимо сложно.
– Например, по воспоминаниям полярного летчика генерал-майора Василия Молокова, подходящее место в Оймяконе смогли найти лишь с воздуха, – рассказывает руководитель научно-поисковых проектов Центра современной истории Сергей Катков. – Работа титаническая, условия нечеловеческие. Аэродромы строили в круглосуточном порядке, летом – гнус, зимой – 40-50-градусные морозы. Воздушная трасса начала действовать осенью 1942 года. Всего выстроили 26 аэродромов. Основные – Фэрбанкс, Ном, Уэлькаль, Сеймчан, Якутск, Киренск и Красноярск. Запасные – Марково, Оймякон, Олекминск, Заярск, Витим и Хандыга и иные.
Среди задач экспедиции заявлено исследование возможности базирования на "исторических" аэродромах современной авиатехники. Неужели планируете возродить линию?
Сергей Катков: Некоторые аэродромы – в Анадыре, Сеймчане, Канске, Оймяконе, Марково, Олекминске, Хандыге, Витиме, Чаплино и др. – сохранились. Доля из них используется малой авиацией. Другие (Якутск, Красноярск, Киренск) как исторический объект уже не обследуешь, они стали частью современных аэродромных комплексов. Кушать ряд аэродромов, которые после войны не использовались. Среди наших задач – мониторинг их технического состояния. Надо понять, вероятно ли использовать в гражданских целях, для нужд МЧС (тушение лесных пожаров), а также в интересах минобороны.
По АлСибу не только перегоняли самолеты, но и возили значительных персон: Литвинова, Громыко, Микояна, вице-президента США Генри Уоллеса. Как они летали, что ели-пили, ночевали ли на аэродромах?
Сергей Катков: Мы учим архивы, сейчас они в обработке. По окончании исследования все расскажем: поверьте, там очень много интересного.
По трассе перевезли 128 тысяч пассажиров, из них 17 тысяч платно. Что, неужели торговали билеты на бомбардировщики?
Сергей Катков: Звучит на первый взгляд странно, но это факт. Люди летали в командировки: от курьеров диппочты до торговых представителей. Бывальщины члены семей летчиков, которые оплачивали перелет. Не на бомбардировщиках, конечно, а на транспортных самолетах.
Знаю, что по АлСибу перегоняли самолеты лишь советские летчики. Но американские специалисты (по двигателям, по аппаратуре и по вооружению) на трассе работали?
Сергей Катков: Были запросы по привлечению специалистов из США для настройки оборудования, но в итоге пришагали к тому, что все работы проводили на американской авиабазе Ном. Были ли американцы на советской территории АлСиба – пока не ясно, изучаем.
81 аэроплан погиб. Все найдены? Нет без вести пропавших?
Сергей Катков: Насколько мне известно, не найден только один самолет. Удастся ли его отыскать – вопрос. Планируем обследовать места вынужденных посадок, вывезти найденные обломки самолетов – они станут экспонатами музеев. Введём памятные знаки на местах гибели летчиков.
В США есть интерес к проекту?
Сергей Катков: Историческое интернет-сообщество очень интересуется проектом. Надеюсь, будет заинтересованность и со стороны других сообществ и кругов США.
Интересные факты
Светит месяц, светит ясный
Американские пилоты пригоняли самолеты на Аляску сквозь Канаду. На авиабазе Фэрбанкс технику передавали советским летчикам из 1-го полка Перегоночной дивизии. Преодолев примерно 1,5 тыс. км до Чукотки, наши по эстафете передавали самолеты 2-му полку. А сами возвращались на Аляску. То кушать летали в США как на работу. Настолько часто, что решением правительства США им разрешили посещать Америку без виз.
Для каких-то особо важных заметок на приборных панелях использовали… ярко-алую дамскую помаду. Это не шутка: каждый советский летчик, работавший на трассе АлСиба, имел в кармане тюбик помады. Маркеров в ту эпоху еще не изобрели. Что строчили? Советы летчикам, которые погонят самолет по трассе дальше. Асы знали: двух абсолютно одинаковых самолетов и двигателей не случается, у каждого свой норов. Разобрался – предупреди товарища.
Чтобы облегчить ориентирование, в качестве радиомаяка радиоцентр Комсомольска-на-Амуре от захода до рассвета передавал в эфир народные песни. Ветераны вспоминают: репертуар состоял из: "Ах, вы сени, мои сени" и "Сияет месяц, светит ясный".
Американские самолеты отказывались работать в лютые морозы (ниже -30 ). А на Чукотке и в Якутии зимой до – 60 . Чудо-печь на дровах для разогрева моторов скопил простой жестянщик с Чукотки. Американцы были в восторге.
Наша кустарная в Европе печь позволила "Аэрокобрам" летать при -60°C
На государственном степени тоже обменивались технологиями: СССР передал американцам рецептуру морозостойкой резины, а США нам – технологию морозостойкой гидравлики.
Существует стереотип: наши охотно принимали в дар от янки жвачку, сигареты и журналы "с картинками". Не было нужды! У советских собственная гордость: зачем попрошайничать, когда можно пойти в лавка и купить за доллары все, что хочется?
Где брали валюту? Начиная с 1943 года для перегонщиков АлСиба ввели премии за полеты без аварий. Истребитель, перелетевший без случаев с Аляски на Чукотку, получал 12 долларов, или 150 рублей (валюту выбирал сам пилот). Экипаж бомбардировщика – $29, или 365 рублей на всех. Премировали и наземный персонал. Но внутри СССР – лишь в рублях.
Из 7908 самолетов, перелетевших в СССР по АлСибу, больше всего было истребителей Р-39 "Аэрокобра" (2616 машин) и Р-63 "Кингкобра" (2396). А меньше итого истребителей Р-47 – всего 3. Тяжелый транспортный С-46 вообще перелетел в одном экземпляре.
Общество История Власть Безопасность Армия Правительство Минобороны