Археологи ИРНИТУ заметили в Бурятии захоронение бронзового века

Археологи ИРНИТУ прочертили раскопки в Окинском районе Бурятии. Они обнаружили свыше 30 ритуальных сооружений и древнейшее в Юго-Восточном Саяне погребение человека запоздалого бронзового века. Поездка стала частью фестиваля «Эргэне-Кун» — легендарная и историческая прародина монголов".

Археологи ИРНИТУ заметили в Бурятии захоронение бронзового века

Как сообщалось ранее, экспедиция является совместной инициативой ИРНИТУ, Российского исторического общества, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, Иркутского областного краеведческого музея. Проект призван популяризовать историю, цивилизацию и географию Бурятии, привлечь туристов в регион. Он объединил около 50 ученых, педагогов и школьников от Владивостока до Санкт-Петербурга. Возглавил группу глава научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Артур Харинский.

Начало фестивалю возложили раскопки, в которых 1—15 июля участвовали доцент Дмитрий Кичигин, студенты политеха и сотрудники школы села Орлик. Они отправились в истоки реки Оки, где по мнению историков, может находиться прародина монгольского народа Эргенэ-Кун (Эргунэ-Хун). Первые упоминания о современном народонаселенье Горной Оки (хонгодорах) относятся к XVII веку. Кто населял труднодоступные территории ранее, неизвестно. Чтобы ответить на этот проблема, археологи продолжили работу, начатую в предыдущем сезоне. Напомним, что тогда участники экспедиции ИРНИТУ раскопали на берегу реки Сенца два ритуальных комплекса.

По словам Артура Харинского, в 2021 году стан разбили на левом берегу Оки в местности Номто-Гол. Во время раскопок на могильнике Шарза-3 отряд Дмитрия Кичигина заметил необычное захоронение. Погребённый лежал не в традиционной могильной яме, а на поверхности земли под каменным курганом, обступленным кольцевой выкладкой. Рядом с грудью покойного нашли красный и жёлтый камни. Археологи считают, что эти находки имеют некий сакральный резон.

«Интересно, что скелет обращён головой на юго-восток. Погребальный обряд отличается от известных к настоящему времени в Прибайкалье. Мы можем ратифицировать, что это самое раннее погребение в Юго-Восточном Саяне, датированное периодом бронзового века. Аналогичные захоронения, но с ориентировкой тела на северо-запад, археологи находили на норде Хубсугула в Монголии. Вероятно, в древности существовали культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья», — комментирует итоги раскопок профессор.

Кости плохо сохранились, поэтому узнать пол скелета человека сложно. Известно только, что это был подросток. Образчики останков политеховцы передали канадскому ученому Анжею Веберу, который сделает радиоуглеродный анализ в лаборатории Оксфордского университета. Это позволит установить возраст находки.

Кроме того, участники экспедиции исследовали ритуальные сооружения, предназначение которых, остаётся загадкой. По одной версии, это конструкции, созданные древними в память о давным-давно умерших соплеменниках. Более вероятно, что объекты являются кенотафами — символическими могилами, «хозяева» которых погибли или пропали без вести вдали от дома, так, на войне. Кенотафы сооружали родственники покойного, чтобы его душа обрела покой.

Всего археологи выявили 34 курганообразных конструкции. Диаметры насыпей составляют четыре-шесть метров. По середине скопления объектов находится село Саяны. Часть кенотафов пострадала при возведении домов. Местные жители использовали для стройки каменные кладки, которые находили в огородах.

На территории «курганного поля» хорошо сохранился херексур — каменный курган с кольцевой оградкой. Подобные сооружения размашисто распространены в западной и центральной части Монголии. Херексуры представляет собой своеобразные следы пребывания европеоидного населения, продвигавшегося в восточную доля Центральной Азии. Навстречу «западным гостям» шли представители культуры плиточных могил (XIII-II век до н.э.).

«Обследованный херексур — самый нордовый из всех известных памятников данного типа. Это означает, что население с примесью хорошо выраженных европеоидных черт продвинулось вдали на Восток. Пути миграции проходили по труднодоступным перевалам. Мы можем предположить, что верховья Оки были одним из центров расселения представителей цивилизации оленных камней и херексуров.

С нашей группой сотрудничал директор Орликской школы Баир Шарастепанов. Он рассказал об обряде, специфическом для местных бурят. Суть ритуала заключается в том, что спустя год после рождения ребенка дядя со сторонки матери обрезает прядь волос малыша. Она служит своеобразным талисманом, символизирующим связь человека с родом. Прядь хранят в мешочке, какой берут с собой в дальний поход. Если человек находит последнее пристанище вдали от дома, то оберег усердствуют привезти и захоронить в Окинском районе. Такие талисманы брали с собой окинцы, ушедшие на Великую Отечественную брань. Историки утверждают, что все они вернулись живыми.

— Легенды, основанные на древних традициях и верованиях, позволяют нам с большей уверенностью сообщать о назначении курганных ритуальных насыпей в Горной Оке, — подчеркнул Артур Харинский.

Фестиваль продолжился 15—26 июля. Проект дополнили полевой семинар, знакомство с кухней окинских бурят, экскурсии на лавовое поле, водопад на реке Небольшой Жомбалок, храм Гэсэра, святилище Зеленой Тары. Участники экспедиции установили памятные знаки в честь исследователей и промышленников, привнёсших вклад в освоение Сибири.

По итогам экспедиции выйдет серия научно-популярных фильмов, которую снимет команда иркутского режиссёра Максима Савченко (при его поддержке в 2019 году ИРНИТУ сбросил первый инста-сериал «Первокурсник»).

>