Археологи ИРНИТУ приметили в Бурятии захоронение бронзового века

Археологи ИРНИТУ прочертили раскопки в Окинском зоне Бурятии. Они обнаружили свыше 30 ритуальных сооружений и древнейшее в Юго-Восточном Саяне погребение человека запоздалого бронзового столетия. Поездка стала частью фестиваля «Эргэне-Кун» — легендарная и историческая прародина монголов".

Археологи ИРНИТУ приметили в Бурятии захоронение бронзового века

Как сообщалось ранее, экспедиция является совместной инициативой ИРНИТУ, Российского исторического общества, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, Иркутского областного краеведческого музея. Проект призван популяризовать историю, цивилизацию и географию Бурятии, привлечь туристов в регион. Он слил около 50 ученых, педагогов и школьников от Владивостока до Санкт-Петербурга. Возглавил группу глава научно-исследовательской лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Нордовой Азии ИРНИТУ Артур Харинский.

Начало фестивалю возложили раскопки, в которых 1—15 июля участвовали доцент Дмитрий Кичигин, студенты политеха и сотрудники школы присела Орлик. Они отправились в истоки реки Оки, где по мнению историков, может находиться прародина монгольского народа Эргенэ-Кун (Эргунэ-Хун). Первые упоминания о нынешнем народонаселенье Горной Оки (хонгодорах) относятся к XVII веку. Кто населял труднодоступные территории ранее, неизвестно. Чтобы ответить на этот проблема, археологи продолжили труд, начатую в предыдущем сезоне. Напомним, что тогда участники экспедиции ИРНИТУ раскопали на берегу реки Сенца два ритуальных комплекса.

По словам Артура Харинского, в 2021 году стан расшибли на левом берегу Оки в местности Номто-Гол. Во время раскопок на могильнике Шарза-3 отряд Дмитрия Кичигина приметил необычное захоронение. Погребённый лежал не в традиционной могильной яме, а на поверхности земли под каменным курганом, обступленным кольцевой выкладкой. Рядышком с грудью покойного нашли красный и жёлтый камни. Археологи считают, что эти находки имеют некий сакральный резон.

«Увлекательно, что скелет обращён головой на юго-восток. Погребальный обряд отличается от известных к настоящему времени в Прибайкалье. Мы можем ратифицировать, что это самое раннее погребение в Юго-Восточном Саяне, датированное этапом бронзового века. Аналогичные захоронения, но с ориентировкой тела на северо-запад, археологи находили на норде Хубсугула в Монголии. Вероятно, в древности были культурные контакты между жителями Горной Оки и Прихубсугулья», — комментирует итоги раскопок профессор.

Кости плохо сохранились, потому узнать пол скелета человека сложно. Известно только, что это был подросток. Образчики останков политеховцы передали канадскому ученому Анжею Веберу, какой сделает радиоуглеродный анализ в лаборатории Оксфордского университета. Это позволит установить возраст находки.

Кроме того, участники экспедиции исследовали ритуальные сооружения, назначение которых, остаётся загадкой. По одной версии, это конструкции, созданные древними в память о давным-давно умерших соплеменниках. Более вероятно, что объекты являются кенотафами — символическими могилами, «хозяева» каких погибли или пропали без вести вдали от дома, так, на войне. Кенотафы сооружали родственники покойного, чтобы его душа обрела покой.

Итого археологи выявили 34 курганообразных конструкции. Диаметры насыпей составляют четыре-шесть метров. По середине скопления объектов есть село Саяны. Часть кенотафов пострадала при возведении домов. Местные жители использовали для стройки каменные кладки, какие находили в огородах.

На территории «курганного поля» хорошо сохранился херексур — каменный курган с кольцевой оградкой. Подобные сооружения размашисто разболтаны в западной и центральной части Монголии. Херексуры представляет собой своеобразные следы пребывания европеоидного населения, продвигавшегося в восточную часть Центральной Азии. Навстречу «западным гостям» шли представители культуры плиточных могил (XIII-II век до н.э.).

«Обследованный херексур — самый нордовый из всех популярных памятников данного типа. Это означает, что население с примесью хорошо выраженных европеоидных черт продвинулось вдали на Восток. Линии миграции проходили по труднодоступным перевалам. Мы можем предположить, что верховья Оки были одним из центров расселения представителей цивилизации оленных камней и херексуров.

С нашей группой сотрудничал директор Орликской школы Баир Шарастепанов. Он рассказал об обряде, специфическом для здешних бурят. Суть ритуала заключается в том, что спустя год после рождения ребенка дядя со сторонки маме обрезает прядь волос малыша. Она служит своеобразным талисманом, символизирующим связь человека с родом. Прядь хранят в мешочке, какой хватают с собой в дальний поход. Если человек находит последнее пристанище вдали от дома, то оберег усердствуют привезти и захоронить в Окинском зоне. Такие талисманы брали с собой окинцы, ушедшие на Великую Отечественную брань. Историки утверждают, что все они вернулись живыми.

— Предания, основанные на древних традициях и верованиях, позволяют нам с большей уверенностью сообщать о назначении курганных ритуальных насыпей в Горной Оке, — подчеркнул Артур Харинский.

Фестиваль продолжился 15—26 июля. Проект дополнили полевой семинар, знакомство с кухней окинских бурят, экскурсии на лавовое поле, водопад на реке Небольшой Жомбалок, святилище Гэсэра, святилище Зеленой Тары. Участники экспедиции установили памятные знаки в честь исследователей и промышленников, привнёсших лепта в освоение Сибири.

По итогам экспедиции выйдет серия научно-популярных фильмов, которую снимет команда иркутского режиссёра Максима Савченко (при его поддержке в 2019 году ИРНИТУ скинул первый инста-сериал «Первокурсник»).

>