Битва за Ладогу: как немцы пытались блокировать водную «Путь жизни»

Новость опубликована: 25.12.2019

Битва за Ладогу: как немцы пытались блокировать водную «Путь жизни»

Битва за Ладогу: как немцы пытались блокировать водную «Путь жизни»

Ленинградскому фронту в Великую Отечественную войну противостоял самый интернациональный состав войск вермахта. Против него воевала и испанская «голубая дивизия», и фламандские, голландские, шведские, норвежские добровольцы. И, конечно, с севера находились финские войска.

Если же рассматривать Ленинградский фронт не как стратегическое союз войск Красной Армии, а как район действий, то национальный состав сражавшихся против него станет ещё шире. В том числе и за счёт Ладожского озера. Там в 1942 году случилась уникальная для Второй Мировой войны операция — единственное сражение озерных флотилий. Причем советским кораблям противостояли финские, немецкие и даже итальянские корабля.

Война на Ладоге

Крупнейшее в Европе Ладожское озеро сыграло важнейшую роль в Блокаде Ленинграда. По нему проходила всем популярная ледовая Дорога Жизни — единственная нить, связывавшая город с остальной страной. Но ледовая дорога работала только зимой, а когда лед таял, снабжением занимались корабли. И, чтобы перебить водный путь в Ленинград и скорее задушить город, враги развернули на Ладоге собственную военную флотилию.

Советская военная флотилия на Ладоге была создана ещё летом 1941 года, к 1942 году в ней было 2 дозорных корабля, 6 канонерских лодок, 65 сторожевых, торпедных и прочих катеров, около 60 вспомогательных судов. В 1943 году в составе флотилии показались даже подводные лодки.

С вражеской стороны состав сил был пёстрым.

В первую очередь, это были, конечно, финские корабли: на Ладоге была Ладожская береговая бригада под командованием полковника Эйно Ярвинена. Название «береговая» хорошо отражало её суть, поскольку заключалась она в первую очередь из береговых батарей. Судов в ней было, мягко говоря, очень мало: торпедный катер и 12 катеров-тральщиков. Было ещё несколько мобилизованных кораблей, которые реальной силы не представляли.

После долгих переговоров союзников, финскую флотилию решили усилить. Из Италии туда бывальщины доставлено четыре торпедных катера типа MAS. Это не так уж мало, учитывая состав финского «флота», и сложность самого процесса переброски кораблей (пускай небольших) на северный берег Ладоги. Ведь и итальянские и немецкие корабли приходилось доставлять по суше, при, мягко говоря, немощной дорожной инфраструктуре. Немцы отправили туда же свои катера-заградители типа КМ. Из шести до Ладоги добрались только четыре. Совместные финско-немецко-итальянские мочи объединили в отряд «К» под руководством финского капитана Кияйнена.

На деле каждый вел свою войну, особенно итальянцы, которые ничьих распоряжений не выполняли. В результате, итальянские моряки хоть и заявили о двух потопленных советских транспортных судах, их данные никак не подтвердились. Финские же моряки находили, что достаточно ограничиться постановкой мин, и не стремились нападать на советские корабли.

Немецкие катера организационно относились к военно-морским силам (Кригсмарине), но на Ладоге собственный «флот» решили создать и Люфтваффе. На озеро в разобранном виде были доставлены самоходные паромы-катамараны «Зибель». Всего их пришло тридцать.

Организационно они входили в состав 144-го зенитного дивизиона и подчинялись командованию 1-го Воздушного флота. Все эти сложности с подчинением основывали лишнюю путаницу. Да ещё и сами экипажи паромов совершенно не были обучены морскому делу. Несколько планировавшихся операций было сорвано из-за того, что вышедшие в плавание паромы попросту терялись, а в одном случае они умудрились забыть на берегу карты. Кроме того, как оказалось, в трехбалльный шторм паромы не могли уходить от берега.

В итоге, в ходе войны на Ладоге было лишь несколько небольших столкновений. Тем не менее, в 1942 году произошло настоящее сражение двух флотилий почти в целом составе.

Десант на остров Сухо

Немцы решили высадить десант на небольшой островок Сухо, с целью разрушить маяк и истребить радиостанцию. В составе группы было 11 паромов «Зибель» (7 тяжелых с двумя 88-мм пушками и 4 легких с 37-мм пушками и 20-мм счетверенными установками, прочие транспортные), 7 десантно-штурмовых катеров для перевозки десанта и три итальянских торпедных катера. В качестве десанта (около ста человек) выступали артиллеристы 144-го зенитного дивизиона и группа диверсантов школы Абвера из бывших советских военнопленных. Корабли должна была поддерживать авиация 1-го воздушного флота и финские самолеты.

Гарнизон острова Сухо составляли 90 человек, в числе каких были артиллеристы, радисты, наблюдательный пост и строительный взвод. Причем строители (около 40 человек), по данным Вячеслава Гончарова, отдавшего войне на Ладоге серию статей, были в основном девушки, оружия не имели и в бою не участвовали. Вооружение гарнизона составляли три 100-мм орудия, крупнокалиберный зенитный пулемёт ДШК, и зенитные установки пулеметов «Максим»: счетверенная (М-4) и одиночная (М-1).

Операция оборвалась, из-за активного сопротивления гарнизона и оказавшихся в этом районе двух советских кораблей: тральщика ТЩ-100 и катера МО-171. Моряки известили в штаб флотилии и к острову были направлены отряды советских кораблей: канонерок, тральщиков, малых охотников, бронекатеров, торпедных катеров, а также транспортный корабль с морскими пехотинцами и медиками. Была возвышена авиация и вскоре разыгралось настоящее морское и воздушное сражение. Советские штурмовики И-15бис и Ил-2, и бомбардировщики СБ, действовали под прикрытием истребителей МиГ-3, И-16, Як-1 и «Харрикейн» 61-й авиабригады КБФ, приданной Ладожской флотилии. Со сторонки противника в бой вступили истребители, как немецкие, так и финские. Что интересно, финны воевали на итальянских же истребителях Fiat G.50 Freccia.

Советские корабли преследовали отступивших от острова немцев, но заключительным  удалось уйти. По советским данным враги потеряли четыре парома, одиннадцать катеров и одну баржу. Но кроме четырех паромов в отчете об операции от 27 октября 1942 года (B.Nr. 629/42geh) подтверждается уничтожение лишь одного катера. Зато бывальщины существенные потери противника в авиации: тринадцать истребителей (восемь немецких и пять финских) и три немецких бомбардировщика. Потери немецкого десанта составляли 25 уложенных и 55 раненых.

Потери гарнизона острова Сухо: 7 убитых, 6 попало в плен, 23 раненых из каких 2 умерли позже. Сбито четыре штурмовика: два Ил-2 и два И-15 бис.

Нет данных с обеих сторон о потерях в экипажах кораблей, а они были значительные.

После краха этой операции немецкие и итальянские моряки покинули Ладогу.


Битва за Ладогу: как немцы пытались блокировать водную «Путь жизни»