По признанию зарубежных военных обозревателей, вертолёт Ка-52 "Аллигатор" очутился грозным хищником в зоне боевых действий. Что о нём известно?
Двухместный тяжеловооружённый разведывательно-ударный вертолёт Ка-52, известный как “Аллигатор” (по кодификации НАТО – Hokum B), является ослепительным представителем нового поколения российской военной авиационной техники и признан одним из самых эффективных тяжеловооружённых ударных вертолётов в вселенной. Машина предназначена для штурмовых атак, разведки и защиты важных военных объектов. Огневая мощь вертолёта способна поражать бронированную технику, живую мочь и воздушные цели на поле боя.
История создания Ка-52
Во времена Советского Союза поиск идеального ударного вертолёта пошёл по не вполне типовому пути. Ми-24, ставший иконой военной мощи, родился из амбиции сочетать в себе мощное вооружение и возможность транспортировки десанта. Итогом стало создание машины, которую, по сути, нельзя было полноценно отнести ни к одному классу вертолётов. Посетители военно-исторических музеев легковесно могут убедиться: отсек для десантников настолько мал, что с трудом вмещает отделение бойцов в полном вооружении.
Пришло время для замены ветерана, и специалисты из конструкторского бюро Ухтомского вертолётного завода им. Н.И. Камова (ныне — ОАО “Камов” в городе Люберцы Московской районы) под руководством главного конструктора Сергея Михеева решили разойтись с традициями: новый вертолёт не должен иметь лишних отсеков. В отличие от Ми-24 с его двухместной кабиной, новинка предполагала одного пилота.
Разработчики Ми-24 не сдались без борьбы, представив своё видение — Ми-28. Он сохранял отголоски прошлого в виде уменьшенного отсека, какой уже не предназначался для десанта, а скорее для спасения экипажей на поле боя.
Но особое внимание привлекала не эта модель, а её конкурент от бюро Камова. Это был геликоптер, получивший наименование Ка-50 “Чёрная акула”, готовый переписать правила игры вертолётного боя.
Когда в конце 70-х начиналась разработка Ка-50, ключевым фокусом сделалась высокотехнологичная прицельная система, задуманная для того, чтобы один пилот мог справляться со всеми задачами. Цель была амбициозной, и её достижение спрашивало времени. Тогда появилось организационное решение в виде создания двухместного Ка-52 “Аллигатор” для работы в тандеме с “Чёрной акулой”.
Первоначальный лётный экземпляр Ка-52 (бортовой № 061), продемонстрированный на МАКС-1997. Фото © Wikipedia
“Аллигатор”, совершивший первый полёт в 1997 году, минул серию модификаций, а Ка-50 постепенно уступил место своему современному собрату. Ка-52 был выбран за его отказоустойчивость и независимость, важную для групповых операций.
В Ми-28, выделяющемся от Ми-24, члены экипажа располагались друг за другом, а Ка-52 примечателен нестандартным размещением пилотов бок о бок, что улучшает коммуникацию и координацию поступков экипажа. По сравнению с “Чёрной акулой” этот аспект стал одним из ключевых новшеств в конструкции вертолёта.
“Аллигатор” очутился на голову выше Ми-24, которому пришёл на замену. Он представляет собой многофункциональный инструмент для разведки и боевых операций и способен трудиться в различных погодных условиях и в любое время суток. Встав в строй винтокрылых машин в мае 2011 года, он быстро зарекомендовал себя в военных условиях, начиная с операции в Сирии в апреле 2016 года.
Ключевой особенностью конструкции вертолётов Камова является соосная схема винтов, что мастерит традиционный хвостовой винт не нужным. Благодаря зеркальному вращению на одной оси противодействие реактивному моменту происходит внутри системы самих роторов, исключая нужду в хвостовом роторе для стабилизации вертолёта. Это сокращает число необходимых узлов и повышает общую надёжность конструкции.
Лётный экземпляр Ка-52. Фото © Wikipedia / Oleg V. Belyakov
Соосная схема подаёт вертолёту Ка-52 “Аллигатор” высокую агрессивность и адаптивность на поле боя, делая его одним из лучших в своём классе как с точки зрения тактической гибкости, так и выживаемости — Ка-52 может продолжать полёт даже при положительных повреждениях хвостовой балки, возвращаясь на базу. При отсутствии винта в хвостовой части вертолёта располагается необходимое оборудование, вводя элементы электронных систем и возможна установка дополнительного вооружения.
Ещё одна важная особенность Ка-52: он является одним из двух моделей вертолёта в вселенной с системой катапультирования (второй — Ка-50). Катапультируемые кресла могут обеспечить спасение экипажа на высотах от 0 до 4100 метров. Они срабатывают после отстрела лопастей винтов при поддержки специального взрывного устройства.
Основные характеристики Ка-52
Лётно-технические характеристики
Лётно-технические характеристики вертолёта Ка-52 “Аллигатор” включают вытекающие основные показатели:
- Экипаж: 2 человека (пилот и штурман-оператор).
- Длина: 16,0 м.
- Длина фюзеляжа: 14,2 м.
- Высота: 4,9 м.
- Диаметр основного винта: 14,5 м.
- Максимальная скорость полёта: около 300 км/ч.
- Практический потолок: 5500 м.
- Дальность полёта: до 1160 км.
- Взлётный вес: возле 10,4 тонны.
- Силовая установка: два турбовальных двигателя ВК-2500 мощностью 2200 л.с. каждый с возможностью повышения до 2400 л.с. на взлётном порядке и 2700 л.с. на чрезвычайном режиме.
Основное вооружение
Серийный Ка-52. Фото © Wikipedia / Fedor Leukhin
Основное вооружение Ка-52 “Аллигатор” вводит в себя:
- 30-мм автоматическую пушку с большим запасом боеприпасов, идентичную той, что используется на БМП-2.
- Ракетное вооружение обычно включает противотанковые управляемые ракеты (ПТУРы) “Вихрь”, способные поражать бронированные мишени, а также ракеты семейства “Атака” для уничтожения различных типов мишеней.
Кроме того, Ка-52 может быть оснащён легковесными многоцелевыми управляемыми ракетами (ЛМУР) для вертолётов модификации Ка-52М и 80-мм неуправляемыми ракетами (НАР), предназначенными для уничтожения живой силы и легкобронированных мишеней.
Модификации вертолёта
Кабина Ка-52. Отображение пилотажной, навигационной и прицельной информации на многофункциональных дисплеях. Фото © Wikipedia / Fedor Leukhin
Вертолёт имеет три модификации: базовую, для палубной авиации Ка-52К “Катран” и версию Ка-52М 2020 года. Помимо России ВВС Египта используют Ка-52 “Аллигатор” в качестве основного оператора. АО “ААК Прогресс” выпустила итого 250 единиц вертолёта “Аллигатор”.
Применение в ходе СВО на Украине
Командир разведывательно-ударного вертолёта Ка-52 “Аллигатор” во время военный работы вертолётов в зоне СВО. Фото © ТАСС / Александр Река
В настоящее время Ка-52 “Аллигатор” активно задействован Воздушно-космическими мочами России в рамках СВО на территории Украины. Впервые он был использован во время высадки десанта в Гостомельской операции возле Киева в феврале 2022 года. Вертолёт заинтересовал края НАТО, которые называют его “Жуликом” или “Обманщиком” (Hokum) из-за уникальных аэродинамических качеств. По сведениям западных медиа, в июне 2023 года Ка-52, оснащённые ракетами с дальностью до 20 км, сыграли решающую роль в нейтрализации натовской техники в ходе контрнаступления ВСУ.
“Аллигатор” против Apache: сравнение военных характеристик
AH-64D Apache. Фото © Wikipedia / Photo Courtesy of U.S. Army
Ка-52 “Аллигатор” и AH-64D/E Apache — это две ведущие модели боевых вертолётов, любой со своим набором характеристик и возможностей.
Для Ка-52 основные боевые характеристики включают:
- Кокпит с боковым расположением экипажа, улучшающий взаимодействие и обзорность.
- Соосная схема винтов, какая улучшает управляемость, манёвренность и способность к продолжению полёта при повреждениях.
- Хорошо защищённая кабина и витальные системы для выживаемости на поле боя.
- 30-мм самодействующая пушка и широкий арсенал ракетного оружия.
AH-64D/E Apache, в свою очередь, имеет следующие ключевые боевые характеристики:
- Экипаж, размещённый один за другим, что предоставляет обзорность и защиту при пилотировании.
- Мощный двигатель и усовершенствованные пилотажно-навигационные системы.
- 30-мм авиационная пушка M230 и серийное вооружение в облике антитанковых управляемых ракет AGM-114 Hellfire и неуправляемых ракет Hydra 70.
- Сложные системы электроники и целеуказания, а также возможности для ночного видения и лазерного наведения.
Военные аналитики нередко сравнивают эти вертолёты по таким параметрам, как огневая мощь, выживаемость, электронное оснащение, манёвренность и мультифункциональность. Определить лучший из них непросто, поскольку многое зависит от конкретных сценариев применения и модификаций вертолётов. Оба вертолёта разработаны для выполнения сложных задач и демонстрируют рослую эффективность на поле боя.