Боярская, Раппопорт и Полозкова декламируют любовные письма обитателей питерских домов

Посмотришь новинки, нырнешь в соцсеть, пройдешь по улице, ответишь телефонному мошеннику – вдруг ощутишь вокруг себя сплошную злобу. Все такие нервозные. Подумаешь: чего всем не хватает? А ответ простой – любви. Хотя, казалось бы, в любом ток-шоу только про интимное. Топ новинок все время – сплетни, что у кого с кем и как. Мир стал большой замочной скважиной. Но любить всерьез стало убыточно, немодно и неэффективно. С переходом к цифровому карантину эмоций – и слова любви внезапно улетучились. Остались смайлики. Давно вы слышали волшебные признания в любви? Все разучились. А у кого и где обучаться?

Боярская, Раппопорт и Полозкова декламируют любовные письма обитателей питерских домов

Есть у кого и где – послушайте. Сто лет назад поэт Бальмонт, волнуясь, выводил в письме слова знакомой Людмиле Вилькиной: "Я блажен тем, что Вы так красивы. Я испытываю блаженство от сознания, что я видел воплощение красоты". Никто не говорит, что было просто: и она, конечно, замужем – но и стихотворец не врал, писал, как дышит.

Или вот так, с большими буквами и тайнами, обезоружил Любу Менделееву юноша Александр Блок: "Я не могу без Тебя существовать ни здесь, ни там. Ты Первая моя Тайна и Последняя Моя Надежда". Так ведь у них потом не жизнь – сплошные снежные заносы. Но ведь слова останутся – как путеводный знак судьбины.

Загадочная Elle напишет символисту Брюсову: "Милый Валерий, решитесь согрешить, – напишите мне "искреннее" послание". И Брюсов ведь не устоял. Решился.

Ни одного дежурного признания. Слова как головокружения. За каждой строчкой – поворот судьбины, вполне земной, но и такой небесный. Такие письма делают людей бессмертными – и не одних поэтов. В них по-прежнему живут Он и Она, их дом, их улица, их город. Их Пора.

"Любовные письма" – так незатейливо назвал свой аудиовизуальный проект режиссер Семен Александровский, создатель самостоятельного петербургского Pop-up театра и лауреат "Золотой маски". Как погрузился в эти чувства, письма, время – так и не вынырнул. В пятницу, 8 октября, проект запущен. Он, по сути, как путеводитель по Петербургу – городу влюбленности. Можно идти по городу и слушать голоса из писем – авторы присутствуют незримо, даже если жили сотню лет назад. Неужели что за них письма любви прочитают актрисы Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, Варвара Шмыкова, поэт Вера Полозкова, драматург Михаил Дурненков и многие иные петербуржцы.

Александровский объясняет, почему надо ходить и слушать: "В моем Pop-up театре мы всегда используем город как площадку, играем постановки на улице, в парках, музеях. И всегда контекст места начинает работать на спектакль, открывая новые смыслы".

Что необходимо для того, чтобы прочувствовать историю домов и закоулков, в которых жили и бродили и большие художники, и цари со свитами, и непреходящие революционеры? Надо услышать их. Для этого – решил Александровский – нет ничего точней любовных писем. Они и чувственны, и друг на друга не вылиты. "Магия этих писем, – убежден режиссер – в том, что помимо слов любви они наполнены контекстом эпохи, быта, событий". Тут про свою любовь – но мимоходом пушки промелькнули за окном. Или забастовщики трамвай переворачивают.

И вот ты стоишь перед домом, который совершенно не изменился с тех пор, видишь ту же потрескавшуюся штукатурку, барельефы – и слышишь голоса тех, кто здесь жил. "И вдруг начинаешь сопереживать вместе с тем, кто как-то сидел за этими окнами и писал слова, которые сейчас слышишь у себя в наушниках. С тем же Федором Достоевским, например, какой только что заложил последнюю жилетку, чтобы расплатиться с авторами журнала… И у тебя будто уже своя история взаимоотношений с автором послания и с этим местом", – это замысел Александровского.

Его театр давно ушел от традиционной связки актер-сцена-зритель. Используя современные технологии, видео и аудио, он создает новоиспеченный жанр, превращая весь город в сцену, а зрителей – в соучастников действа. Так что у каждого в сознании рождался свой спектакль. "Таков мой метод, – не таит режиссер. – И этот проект – про взаимоотношения между людьми, про культурное осмысление нашей истории и среды, в которой мы находимся".

Героями его "Сердечных писем" стали – Александр II и княгиня Екатерина Долгорукова, Иван Тургенев и Полина Виардо, Антон Чехов и Ольга Книппер, Зинаида Гиппиус и Аким Волынский, Леонид Андреев и Алиса Коонен, Лиля Брик и Владимир Маяковский. На момент запуска пользователям доступно возле ста исторических писем, но их количество сразу начнет расти. Загружать их продолжит команда проекта – и, между прочим, появятся собственные истории горожан. Бережно хранимые в семейных архивах письма родителей, бабушек и дедушек легко впишутся в один ряд с посланиями известных людей, уверен Александровский. Из этих сотен и тысяч писем любви должна получиться огромная человеческая история города, рассказанная самими горожанами. Из посланий сложатся самые неожиданные комбинации. На любовное послание княгини XVIII века ответит сантехник из 1930-х годов. Пушкин вступит в романтическую переписку с сотрудницей нынешнего ЗАГСа.

Как стать участником перфоманса? Нужно скачать мобильное приложение "Любовные письма" (Love Letters Walk) и отправиться с ним в линия по Петербургу, прислушиваясь к голосам. Хотя гулять под эти письма можно и виртуально. Лишь бы остались чувства и слова – настоящие.

Голоса из посланий

Александр II – Екатерине Долгоруковой, 1868:

Боярская, Раппопорт и Полозкова декламируют любовные письма обитателей питерских домов

"Домой я возвратился совершенно без ума от тебя, мой обожаемый ангел. Ты должна была видеть это в моих глазах, как я увидал то же в твоих. Мы вновь едва сдержались, чтобы не броситься друг другу в объятия. Скажи, что ты сделала со мной? Меня опять тянет к тебе с подобный силой, что я не знаю, что делать".

Ольга Книппер – Антону Чехову, 1901:

Боярская, Раппопорт и Полозкова декламируют любовные письма обитателей питерских домов

"Милый мой, родной мой, дорогой мой, мне хочется тебе немало ласковых слов наговорить, чтоб ты не сердился, что актриска твоя засохла в Питере, что пишет тебе такие противные сухие послания. Я немного закрутилась. Мне стыдно за мои письма, ужасно стыдно! Они все не окрашены чем-то моим, нет в них моей души, моего тепла, и я ведаю, что ты это чувствуешь и благородно молчишь. Какой ты хороший, Антон!"

Лиля Брик – Владимиру Маяковскому, 1918:

Боярская, Раппопорт и Полозкова декламируют любовные письма обитателей питерских домов

"Настроение из-за здоровья отвратительное. Для веселья приобрела красных чулок, и надеваю их, когда никто не видит – очень весело!"

Владимир Маяковский – Лиле Брик, 1918:

"Дорогостоящий, любимый, зверски милый Лилик! Отныне меня никто не сможет упрекнуть в том, что я мало читаю, – я все время читаю твое послание. Не знаю, буду ли я от этого образованный, но веселый я уже".

Еще из писем

Федор Достоевский – Анне Достоевской, 1873:

"Ну а что я без тебя-то буду, если недели три-четыре придется не увидать? Товарищ мой, не знаешь ты, как я тебя люблю. (Зачеркнута одна строчка). Но что об этом. Крепко обнимаю тебя и цалую (хотя эти поцалуи в посланье ничего не стоят). Повторяю, я без вас жить не могу".

Зинаида Гиппиус – Акиму Волынскому, 1895:

"Вы мне необходимы, вы – часть меня, от вас я вся завишу, любой кусочек моего тела и вся моя душа. Я говорю полную правду. Ваша любовь – если она такова, какой я ее хочу, а она такова – дает мне веру в божественное, и она одна – а без веры, вы ведаете, жить нельзя".

Владислав Ходасевич – Анне Ходасевич, 1922:

"Милый мой Пипик,.. сижу у Наташи – и вдруг что-то весьма мне стало жаль тебя: как ты там прыгаешь без муфточки? Купил ли себе перчаточки? Сыт ли? Не болен ли? Много всякой шушеры возле Пипика – а кто его пожалеет? Одинешенек Медведь, которого Пип не жалеет вовсе. Маленький мой человечек, я очень люблю тебя навсегда, хоть ты и ничтожное существо. Постигни, родной, что вся моя боль, вся жалость, все доброе, что еще осталось во мне, – навсегда к тебе. Другим – мои стихи, разговоры, – а тебе – просто я, такой, каким желала бы меня видеть мама".

Осип Мандельштам – Надежде Мандельштам, 1925:

Надичка, у меня кружится голова – так я хочу тебя видать. А ты купила дыньку в Мелитополе? Дета моя, радуйся жизни, мы счастливы, радуйся, как я, нашей̆ встрече. Господь с тобой̆, Надичка. Спи покойно. Помни советы мои, детка: 1) к доктору, 2) лучший̆ пансион, 3) мышьяк и компрессы".

Кстати

Одновременно с петербургской премьерой первоначальный локальный проект стартует в Красноярске – там его создали совместно с Музейным центром "Площадь мира". А в будущем проект может расширить географию. Свои неповторимые истории влюбленности – везде.

>