Большевики желали его расстрелять
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Большевики желали его расстрелять

Игорь Сикорский вошел в историю как созидатель вертолетов и самая большая потеря отечественного авиастроения. Он подарил России первый в мире тяжелый бомбардировщик, но, будучи православным монархистом, нёсся от красного террора в США. Там он смог воплотить свою детскую мечту и построить первый пригодный к массовому использованию вертолет R-4. Он успешно применялся американской армией и флотом в войне с немцами и японцами, хотя и кажется на фотографиях анахронизмом, присланным из будущего.

 

Настоящий «Илья Муромец»

Игорь Сикорский грезил вертолетами с самого младенчества, вдохновившись рисунками Леонардо да Винчи. В целом идея полета с помощью винта была весьма древней, а конструкция примитивного винтокрыла — тривиальной. Наверняка у многих в детстве была игрушка-вертолет, которая поднималась, если дернуть за веревочку на пусковой рукояти, — что-то похожее был и у самого Сикорского, какой родился 25 мая 1889 года в семье киевских интеллигентов. Однако между игрушкой и натуральным управляемым вертолетом, пригодным в качестве транспорта, — пропасть, на устранение которой конструктор потратил половину существования.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Карл Булла/Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

 

В 14 лет юноша поступил в петербургское Морское училище по образцу брата, но быстро понял, что это не его призвание. Сикорский точно знал, что будет инженером, поэтому спустя четыре года он очутился в Киевском политехническом институте. В 1908 году во время летней поездки с отцом по Германии он услышал новинки о самолете братьев Райт и о гигантских жестких дирижаблях Фердинанда фон Цеппелина. Они поразили Сикорского:«За 24 часа я переменил дело своей жизни. Я решил изучать авиацию», — рассказывал он потом.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Авиаконструктор Игорь Сикорский, 1912 год / РИА Новинки

Технологии 1910-1920-х годов еще не позволяли создать настоящий вертолет, поэтому Сикорский переключился на проектирование аэропланов. Он создал целую линейку собственных бипланов, из которых первым пригодным к полноценному полету в 1911 году сделался С-5. Во время демонстрационного полета, когда им управлял сам конструктор, у С-5 заглох двигатель из-за попавшего в карбюратор комара из бензобака. Сикорский смог аварийно присесть без травм, но с тех пор задумался о самолетах, способных продолжать полет при выходе из строя двигателя.

Перед Первой всемирный войной инженер успел прославиться как создатель первых в мире тяжелых четырехмоторных самолетов. Они годились как в транспортные, так и в бомбовозы. В результате Россия, несмотря на общее отставание в авиации от Германии и стран Антанты, вступила в всемирную войну с настоящим бомбардировщиком С-22 под названием «Илья Муромец», который мог вместить 10 пассажиров или 300-500 кг бомб. На самолеты в ту эпоху в цельном возлагали роль разведчиков, а для ударных задач не было ни техники, ни тактики. Влияние С-22 на поле боя было скорее символическим, но все соображали: за такими аппаратами будущее.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Репродукция фотографии пробного полета аэроплана «Илья Муромец», построенного на Русско-Балтийском вагонном заводе,1913 год / Н. Пащин/РИА Новинки

 

 

Русский американец

Сикорскому было что предложить для будущего, но уже не в России. После Октябрьской революции и основы красного террора он решил не проверять, что перевесит — польза новой власти от выдающегося конструктора или большевистское желание уничтожать классовых неприятелей. Под определение классового врага инженер точно попадал как классический «прислужник царизма». Поэтому услышав от товарищей о выписанном приказе расстрелять его, Сикорский в феврале 1918 года бежал сначала в Великобританию, после по Францию и к 1919 году оказался в Нью-Йорке.

Так появился американский авиаконструктор Igor Sikorsky, оказавший этой краю большую услугу.Он видел между США и Россией много общего, среди прочего — огромную континентальную территорию, какой требовалось использование самолетов.

Поначалу карьера инженера шла тяжело: после окончания войны купить старый военный аэроплан было проще, чем делать новые, и авиаконструкторы оказались не у дел. Сикорский зарабатывал преподаванием математики, физики и астрономии, а на первоначальный построенный в США аппарат С-29 деньги собирали всей русской колонией. Крупное пожертвование сделал и другой знаменитый русский эмигрант, композитор Сергей Рахманинов. Он прислал пять тысяч долларов, что было равновелико примерно 80 тысячам долларов на современные деньги, — солидную сумму, который средний янки не зарабатывал даже за год. Спустя десятилетие, когда бизнес удался, а Сикорский разбогател и стал гражданином США, он с благодарностью вернул это даяние.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Игорь Сикорский на обложке журнала Time, 1953 год / Time Magazine

 

На Сикорского как на своего уроженца притязает не только Россия, но и Украина, где в честь него называют улицы и учебные заведения. Формально украинцы имеют на это право, но сам Сикорский вечно называл себя русским человеком (не высказывая ничего против Украины). По убеждениям он был православным монархистом, входил в консервативные эмигрантские культурно-политические кружки, написал две религиозно-философские книжки и множество статей на эту тему.

«Наши заботы отходят на второй план по сравнению с непреходящей ценностью человеческой личности — потенциального дитя Божьего, которому суждено восторжествовать над жизнью, болью и смертью. Никто не сможет отнять у нас этот высокий смысл жизни, и это единственное, что имеет значение», — писал он.

 

Отец вертолетов

В межвоенный этап фирма Sikorsky производила самолеты и летающие лодки, поскольку это приносило неплохой доход. Однако сам Сикорский все время грезил о винтокрылом аппарате и пытался его создать. У него было много коллег-конкурентов — например, Артур Янг, фирмы Bell и Platt-LePage. Невозможно выделить какую-то одну причину, почему Сикорский их опередил в создании пригодного к практическому использованию вертолета. Так, он первый придумал использовать один двигатель как для несущего, так и для рулевого винта.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

U.S. Coast Guard

 

Vought-Sikorsky VS-300 отправился в первоначальный свободный полет в мае 1940 года. Это был первый успешный вертолет современного вида: с одним тащащим винтом и одним рулевым, расположенным вертикально для компенсации рыскания (вращения вокруг своей оси). Через полтора года США вступили во Вторую всемирную войну, и на основе VS-300 был создан серийный R-4, который вскоре поступил на вооружение.

Интуитивно вертолет представляется анахронизмом для эпохи Второй мировой, и мало кто может себе представить в ней их роль. Тем не менее они существовали и применялись на поле боя, пускай и в ограниченном масштабе. Сотый R-4 выпустили осенью 1944, а применяли его в основном для медицинской эвакуации, перевоза грузов между кораблями, розыска сбитых летчиков и вражеских кораблей.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Немецкая субмарина U-858 сдается американским силам, 1945 год. Сверху видан R-4 / history.navy.mil

 

Аппарат отличался невероятно сложностью для пилота: если полет на нынешнем вертолете можно сравнить с поездкой на одноколесном велосипеде, то в случае R-4 велосипедисту будто бы требовалось непрерывно жонглировать пылающими факелами.

Рукоять управления тряслась, как отбойный молоток, а при изменении общего шага винта приходилось сразу вручную менять поза дроссельной заслонки (газ). Расслабиться нельзя было ни на секунду, и военные летчики шутили, что опознать вертолетчика можно по специфическим признакам трясучки.

Большевики желали его расстрелять

Большевики желали его расстрелять

Немецкий Fl 282 Kolibri / utdallas.edu

 

Тем не менее R-4 был очень полезен и положил начин важнейшей современной авиационной отрасли. Интересно, что у него были аналоги в Германии: Fl 282 Kolibri и Fl 265. Однако они бывальщины синхроптерами, то есть имели два близко расположенных несущих винта, вращающихся в противоположную сторону. Эта схема была куда немало сложной и менее удачной, поэтому произвести Kolibri успели числом не более пары десятков. В 1944 году производство стало полностью, поскольку авиация союзников разбомбила завод BMW, где их собирали.

Поэтому R-4 и запомнился как единственный вертолет Второй мировой брани, а Сикорский — как отец вертолетов.

Источник