Первые страницы «Сказки о царе Салтане» выносят читателей в светлицу, где «поздно вечерком» прядут три сестры. Происходит все, как нетрудно подсчитать, в конце декабря. Светлица действительно была помещением в доме, где дамы занимались рукоделием, помещением светлым, поскольку окна располагались по трем или даже по всем четырем сторонам, а еще – холодным, ведь обыкновенно печи в светлице не было. Получается, будущая царица пряла в разгар зимы в нетопленом помещении? А впрочем, есть к этому пушкинскому тексту и еще парочка проблем.
Традиционный русский дом – с чего все начиналось?
Вряд ли кто поспорит с тем, что построить себе хоромы, да еще с теремом – дорогое удовольствие. А вот в допетровской Руси и то, и иное было несколько доступнее. Вот жить в палатах – то могли позволить себе только богатые и знатные домовладельцы, поскольку это бывальщины строения из камня – дорогого строительного материала. А древнерусские жилые дома и хозяйственные постройки сооружали из дерева, которое обладало массой достоинств, включая и доступность, зато обнаруживало и один серьезный недостаток – легко горело.
А. Васнецов. Старая Москва. Улица в Китай-городе основы XVII века. Источник: gallerix.ru
Основная «единица», начальная форма древнерусского дома – клеть, ее складывали из бревен, получался прямоугольный в плане сруб. На горницы клеть не делили, а ее размеры определялись длиной бревен. Под одной крышей могли находиться несколько клетей, одна клеть могла быть введена поверх другой (нижняя в этом случае получала название «подклеть» или «подклет»). Разумеется, количество клетей определялось возможностями семейства и количеством человек, которые собирались жить под одной крышей.
Клеть, которая отапливалась очагом, называлась «изба» – вероятно, от «истьба», что вблизи к слову «истопить». Сначала избы были курными, то есть дым «окуривал» помещение и выходил через отверстия в потолке и сквозь окна. Окна были маленькие – в одно бревно высотой, волоковые (открывались за счет задвижки, которую волочили), а порой и отсутствовали совершенно – для сохранения тепла. Потом, начиная с XV века, стали сооружать печи с дымоходом – сначала в городах. На смену волоковым пришагали красные окна, то есть «красивые».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Царица избы: малоизвестные факты из истории традиционной русской печи.
Вышина таких окон была уже как минимум на три бревна, а назывались они еще «косящатые», поскольку проем вырубали под углом, косо, с сужением к внутренней поверхности стены. Так рама прилегала без щелей, самостоятельно от того, набухало ли дерево в осеннее время или ссыхалось в летнее. До Петра I стекла в окне были дорогой диковиной, слюда тоже не была особенно доступной, а вместо них использовали обыкновенно бычий пузырь.
От клети к хоромам
Окна добавили интерьеру русского дома света. В жилище для большой семьи сооружали горницу – клеть, какая располагалась наверху («на горе»), на подклете, была снабжена несколькими окнами и обычно представляла собой женское помещение. Горница могла соединяться со «стряпущей», то кушать кухней, помещением у печи, где готовили. Впервые горница упоминается в письменных документах уже в XII веке. Куда позднее появились светелки, или светлицы, жилые горницы наверху, снабженные большим, чем в обычной горнице, числом окон.
Светелки были хорошо освещены и предназначались для женщин – в этих горницах пряли, ткали, шили. Отапливались светелки-светлицы обычно за счет проходящего сквозь них дымохода, собственной печи в таком помещении не было. Различные части дома соединялись переходами, которые носили название «сени». Привычное значение этого слова связано с «тамбуром» у входа, назначенным играть роль теплового барьера между улицей и внутренней, жилой частью дома. Но подобных помещений-переходов могло быть немало – если они находились под общей с домом крышей, назывались сенями.
Так мог выглядеть большой дом – в несколько ярусов, с теремом.
Сени не отапливали, но в летнее пора в них могли ночевать гости или даже сами хозяева. А отдельный чулан-сенник традиционно предназначался для устройства брачной постели. Кровли над теплыми помещениями обычно покрывали землей, для уменьшения теплопотерь. А молодоженам не полагалось ночевать под этим напоминанием о бренности и кончины.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Печь, зыбка и не только: На чем спали русские крестьяне до появления кроватей.
Клети и подклеты, избы (а изб под одной кровлей могло оказаться больше одной!), сени и все прочие постройки, объединенные общим двором, назывались хоромами. Слово это из древнерусских, его вяжут и с русским «храм», и с арабским «гарем». Хоромы не сооружали по заранее составленному плану, новые клети пристраивались по мере нужды и возможности. Само собой, в составе хором в деревенском доме были и хозяйственные помещения вроде хлева и амбара.
Кто в тереме живет?
Дефиниции терема встречаются разные, но, но в любом случае речь идет о части большого и богатого дома. Терем сооружали в облике башенок и помещений третьего яруса и выше. Зажиточные домовладельцы могли выстроить терем для женской части семьи – там коротали время их жены и дочери. Терем снабжали башенками-смотрильнями и башенками-повалушами (для пиров и приема гостей), парапетами-гульбищами, в каждой из стен бывальщины красные окна.
Так выглядела светлица на Руси. Источник: pinterest.com
Царь Салтан пожелал стать отцом к исходу сентября, то кушать судьбоносный разговор в светлице состоялся, по-видимому, в холодный период года. Неужели Александр Сергеевич «вынудил» персонажей прясть запоздалым декабрьским вечером в светлице, которая была лишена своего основного преимущества – хорошего естественного освещения – из-за поре суток, а расположенная на втором ярусе дома, оказывалась еще и плохо согретым помещением?
Возможно, конечно, что царь Салтан, планируя свою семейную существование, несколько ошибся с датами и сроками. Следует отметить, кстати, и тонкий слух, а может быть, еще и высокий рост правителя, какой услышал девичий разговор, стоя «позадь забора»: светлицы располагались обычно на подклете, то есть на втором этаже или рослее. Вот, кстати, немного о том, откуда Пушкин брал героев для своих произведений и о ком писал в своих книгах.