История интернациональных выставок началась в 1851 году, когда Лондон принял участников из разных стран. Не отстала и Россия, привезя с собой различные облики сырья и драгоценности. Это было началом, и в течение следующих веков российские, а затем и советские представители удивляли посетителей выставок великолепными ландшафтами Транссибирской дороги, румяными русскими матрешками, техническими изобретениями и даже величественным макетом космического корабля «Восток». Длинные годы Россия получала почетные призы и золотые медали, ведь нашей стране действительно есть чем похвастаться. Декламируйте о крупнейших выставках, которые проходили в Великобритании, Канаде и Париже, и что можно было увидеть в павильонах России.
Лондонская выставка 1851 года: манка с гречкой, канделябры и двери из малахита
Медали первой всемирной выставки 1851 года. /Фото: kurya.ru
В 1851 году в Лондоне проходила первая интернациональная промышленная выставка. Чтобы поразить посетителей и сделать просмотр удобным, в Гайд-парке был возведен потрясающий Хрустальный дворец.
В нем был и отдел для России. В Лондон было привезено столько же экспонатов, сколько дней в году – 365. На самом деле это было совершенно не много, так как в тот момент был кризис крепостного хозяйства. Приехали только некоторые купцы, фабриканты и помещики.
Из России для всеобщего обозрения было привезено семя, кожа, хлопок, некоторые изделия металлургической отрасли и предметы роскоши.
Представлявшая Россию ювелирная фирма Павла Сазикова привезла роскошный канделябр с сюжетами Куликовской битвы, за что и получила Вящую медаль. Этой же награды удостоились придворные ювелиры Зефтиген и Камер – они поразили всех невероятной бриллиантовой диадемой.
Жюри с пристрастием смотрело экспонаты, но не устояло перед гречневой и манной крупой. Уж больно вкусная их них получалась каша.
Участвовала в выставке и фабрика малахитовых изделий Демидовых. Им удалось получить приз за стильную и весьма красивую мебель. Есть записи француза де Валона, в которых он сравнивает малахитовые запонки с дворцом из этого камня и сообщает, что Демидов может себе это позволить. Кстати, двери из красивого зеленого камня, которые весили не менее 44 килограммов, бывальщины впоследствии приобретены английским банкиром Гопе. Он выложил за них 10 тысяч фунтов стерлингов. Для сравнения: в XIX веке в Англии годичные затраты среднестатистического жителя составляли не более 30 фунтов в год.
Парижская выставка 1867 года: русская изба на Марсовом поле
Русский павильон на выставке в Париже, 1867 год. /Фото: exposale.net
В 1867 году прошла следующая выставка, на этот раз в Париже. Для этого был построен огромный выставочный павильон-дворец эллиптической формы на Марсовом поле.
Тогда Россия привезла вяще 1300 экспонатов: изделия из драгоценных металлов и камней, мозаики, меха, оружие, ковры с Кавказа, уникальные вышивки. Можно было взглянуть даже на камни и металлы из Кабинета Его Императорского Величества. Сверкающие экземпляры так понравились представителям Британского музея, что в дальнейшем учреждение приобрело изумруды, аметисты и сапфиры.
На Марсовом поле были возведены национальные выставочные павильоны. Особым интересом пользовалась русская изба, изготовленная Плотницким цехом из Владимирской губернии. Скопив дом без гвоздей, мастера так удивили жюри, что получили серебряную медаль. Посетители с любопытством осматривали крытый двор, флигель, русскую печку, алый угол. Неподалеку располагалась конюшня, в которой томились и били копытами царские лошади. Император Александр III получил награду (Гран-при) за поддержка в совершенствовании лучших пород.
Не были обделены вниманием и русские художники. Золотая медаль досталась Александру Коцебе за эпическую полотно «Победа под Полтавой». А одна работа была названа лучшей французским императором Наполеоном III – речь об акварельной копии фресок 1189 года из храмы в Нередице. Специально для автора, Николая Мартынова, была отлита медаль.
Париж 1900 года: крымское шампанское, шоколад грядущего «Красного октября», и павильон русских окраин
Международная выставка в Париже, 1900 год. /Фото: img-fotki.yandex.ru
В 1900 году выставка, подводящая итоги столетия, опять прошла в городе влюбленных, в Париже. Было опять задействовано Марсово поле. В тот период между Францией и Россией бывальщины прекрасные отношения, потому последней досталась немалое пространство в 24 000 квадратных метров, на котором разместили свои экспонаты 2,5 тысячи производителей из России.
Зодчим Мельцером был создан Павильон Русских окраин. Зрители словно гуляли по Московскому кремлю, наслаждаясь неповторимой архитектурой. Константин Коровин оформил отдел внутри, сделав панно с обликами разных районов страны. Это было так зрелищно, что художник получил от французского правительства орден Почетного легиона. Сегодня эти созданья Коровина можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Так как много внимания было уделено освоению Сибири, в прессе павильон получил наименование «Сибирский дворец». Особым интересом пользовался аттрацион-поезд, построенный в честь Транссибирской магистрали. Люди садились в вагон и наблюдали, как за окном пролетает Великий сибирский линия – почти километровая панорама с акварельными пейзажами кисти Павла Пясецкого.
Гран-при был вручен Комитету Сибирской железной пути и Министерству путей сообщения, золотая медаль – инженеру Лавру Проскурякову за его проект Красноярского моста через реку Енисей.
Также одинешенек из главных призов был вручен заводу шампанских вин «Новый Свет» и вкуснейшему шоколаду товарищества «Эйнем» (сегодня его знают как фабрику «Алый Октябрь»). Работа талантливого физика Александра Попова (прототип радио) удостоилась золотой медали. Не отстала и русская матрешка, ее тоже отметили таким же призом.
Россия получила огромное признание – на ее счету скопилось больше 1500 наград.
Монреаль-1967: павильон «летящая крыша» и якутские алмазы
Павильон «летящая крыша» на выставке в Монреале, 1967 год. /Фото: hiddenarchitecture.net
В 1967 году выставка проходила в Канаде, в Монреале. Подход был положительным: было построено метро, авторазвязка Тюркотт и искусственный остров Нотр-Дам.
Павильон России (уже СССР) занимал немалую площадь на Нотр-Даме, она составляла 1,6 гектара. Его проектированием занимались советские зодчие (М. Посохин, А. Мндоянц, Б. Тхор). Вид здания был очень стильным: стены из стекла и крыша в виде гигантского трамплина, которую в прессе именовали «летящая». В темное время включалась подсветка на стенах, а на потолке можно было увидеть силуэт главного экспоната – самолета ТУ-144.
Так как Юрий Гагарин недавно слетал в космос, не стало без макета ракеты «Восток», выполненного в полную величину. Можно было зайти в отдельно расположенную конструкцию «Чечевица», отведать сесть в кресло, посмотреть на космическую диораму, в общем, почувствовать то, что чувствовал Гагарин.
Поразили парижан полудрагоценные камни с Урала, но особенный восхищение вызвали крупные якутские алмазы и пуховые оренбургские платки.
Как ни странно, в этот раз СССР остался без призов и медалей. В чем дело, произнести сложно, но шла речь о несправедливом подходе жюри. Когда выставка закончилась, павильон был разобран и перевезен на ВДНХ, в настоящее пора он реставрируется.
Выставки, разумеется, делали и делают также частные художники и филантропы. Однако они могут впасть в немилость у воли за свою деятельность. Так, организатора «Бульдозерной выставки» на 30 лет выгнали из России.