Особенности обучения в дореволюционных дамских гимназияхИстория женских российских гимназий как непривилегированных всесословных общеобразовательных учебных заведений, предназначенных для городского населения “среднего достатка”1, восходит к 1858 г. Было два основных типа женских гимназий: гимназии, содержавшиеся “за счет пожертвований частных лиц и общественных пожертвований”, подчинявшиеся Министерству общенародного просвещения, и гимназии, находившиеся в распоряжении Ведомства учреждений императрицы Марии и финансировавшиеся правительством, – так называемые “мариинские”2.
Шадринские гимназистки-старшеклассницы. Фото: Государственный архив в г. Шадринске . Ф. 1069. Оп. 1. Д. 1410.
Тип гимназии фиксировался в вывесках: "По всему внешнему фронтону здания – большая вывеска: Ведомства ее императорского величества государыни императрицы Марии Феодоровны женская гимназия… "3 Кроме того, были немногочисленные частные женские гимназии для состоятельных семейств4.
Ученицы младших классов женской гимназии Шадринска. ГАШ. Фото: Государственный архив в г. Шадринске . Ф. 1069. Оп. 2. Д. 296.
Программа
В гимназии могли поступать девочки в году от 9 до 12 лет. Поступавшая в "мариинскую" гимназию в 1890-х гг. Александра Выгодская (в замужестве Бруштейн) вспоминала: "Мама ведет меня на приемный испытание в гимназию… Нас провожает до гимназии… студент, подготовивший меня к экзамену… По программе девочки, экзаменующиеся, как я, в приготовительный класс, должны лишь уметь списывать с книги и считать до ста "5.
А вот свидетельство писательницы Веры Пановой: "Я писала по прописям, Закон Божий обучала наизусть, географию проходила по учебнику Крубера… Появились задачи с бассейнами и встречными поездами, появились… стили французский и немецкий, очень много времени мы уделяли диктанту. <…> Чтобы поступить в 1-й класс <…> нужно было<…> по стилям – уметь считать, рассказывать содержание разных картинок, вести простейший диалог <…> В конце лета 1915 года я содержала экзамены и поступила в 1-й класс частной гимназии Любимовой. Помню экзамены: Закон Божий, русский (диктант), арифметика, география, стили французский и немецкий"6.
На протяжении семи лет в гимназии изучались Закон Божий, русский язык (грамматика вместе с значительнейшими произведениями словесности), арифметика, основания геометрии, география, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики, домашнее хозяйство и гигиена, чистописание, рукоделие. К необязательным объектам относились французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Все, кто обучался необязательным предметам, "должны бывальщины их особо оплачивать"7.
Алексеевская женская гимназия. Класс рукоделия. Благовещенск.
Рукоделие
Остановимся на рукоделии. Казалось бы, пустяковый объект. Однако познакомимся с программой преподавания рукоделия, утвержденной Министром народного просвещения в 1906 г.: "1 класс: вышивка крестом, подрубка салфеток, утиральников, платков, шитье постельного белья, детских передников и простой рубашки. 2 класс: французский шов, сквозная строчка, петли прорезные и воздушные, пришивание пуговиц, штопка и заплатки; шитье простейшего детского белья; вязание крючком, вязание на спицах детского чулка… 3 класс: штопка чулочная, ремонт белья и платья; шитье простого дамского белья; 4 класс: кройка детского белья и простого дамского; шитье гимназического фартука; 5 класс: кройка и шитье дамской юбки; 6 класс: Кройка и исполнение дамского платья"8.
И это не отвлеченная программа. Декламируем о начале ХХ века: "Шел урок рукоделия. Гимназистки старательно вязали чулки. Катю и Липу учительница заставила переделывать пятку"9; "На заданье рукоделия учительница долго разглядывала детскую распашонку, сшитую Микой, качала головой"10.
Женская гимназия Шадринска. Ученицы у доски, 1914 г. Фото: Государственный архив в г. Шадринске . Ф. 1069. Оп. 1. Д. 372.
Добавочный класс
Для девиц, желавших приобрести звание домашних наставниц и учительниц, существовал дополнительный восьмой класс11.
Основными объектами обучения здесь были педагогика, дидактика, русский и церковнославянский языки, словесность, французский и немецкий языки, математика, история и география. Можно было избрать объект, по которому шла подготовка к получению звания домашней наставницы12. Кроме того, в восьмом классе проходили педагогическую практику13.
Лукас Кранах Старший. Христос, благословляющий детей (1538)
Расписание
Дела в женских гимназиях начинались не 1 сентября, а 7 августа, и заканчивались 15 июня14. Учебный день начинался с общей молитвы (молебна) в зале за четверть часа до первого задания. "В половине девятого… я приходила в гимназию… и бежала в зал на молитву. Во втором этаже был большой зал, и в нем большая, во всю стену, полотно – Христос, благословляющий детей. Каждое утро ученицы выстраивались шеренгами перед этой картиной-образом и пели молитвы…"15
"Прозвучал звучен. "На молитву!"… С шумом выбежали девочки… Они становились в пары… Пары спустились по лестнице, минули длинный коридор и подошли к дверям зала… Вдруг что-то… зашумело… Двигалась стена. Вначале она раскололась посередине, потом каждая половинка поехала в сторону. В отверстии блеснули иконы, цепочки лампад. Это был алтарь, скрытый за раздвижной стеной. Во пора молитвы зал превращался в церковь. К клиросу прошло несколько гимназисток из старших классов. Они начали молитву. Ее сейчас же подхватили прочие… После молитвы гимназистки опять встали парами и, делая круг по залу, направились к выходу"16. Затем молитва в любом классе читалась перед началом первого урока и по окончании последнего урока17.
За дисциплиной гимназисток следили классные дамы, носившие форменные платья кубового цвета18. Из-за цвета форменных платьев классные дамы в разговорной речи именовались "синявками"19.
Кары
За нарушение дисциплины и невыполнение учебных заданий оставляли в классе после занятий на несколько часов, что означало, в частности, лишение возможности пообедать20.
Вид позорящего кары описывается в повести Л. Чарской "Записки маленькой гимназистки": классная дама "грубо схватила меня за длань, вытащила на середину класса и… прокричала во весь голос: "Это воровка!.." …Я очнулась, лишь услышав легкое шуршанье бумаги у меня на груди… Поверх черного передника, между воротом и талией, большенный белый лист бумаги болтается у меня на груди, прикрепленный булавкой. А на листе выведено четким крупным почерком: "Она воровка! Избегаете ее!"…. Мне придется сидеть с этим украшением в классе, ходить перемену по зале, стоять на молитве по окончании гимназического дня, и все – и старшие гимназистки, и девочки, ученицы младших классов, будут думать, что Иконина-вторая воровка!.. …Класс шумно направился… в залу, и я пошла вслед за остальными. "Смотрите, мадамочки, воровка, воровка идет", – послышались голоса маленьких гимназисток других классов"21.
Классная дама с гимназистками XIX в.
Можно было бы посчитать обрисованное наказание художественным вымыслом, но такое наказание применительно к Павловскому институту благородных девиц 1860-х гг. содержится в автобиографической книжке Н. Лухмановой "Двадцать лет назад (Из институтской жизни)":
"Я… накажу вас… Подайте мне лист бумаги!" – приказала Ланка. Ей подали чистый лист, она оторвала от него четвертушку и крупными буквами написала: "Воровка". "Мадемуазель Лисицына, подите сюда". Ланка достала булавку, повернула девочку к себе спиной и пришпилила ей к пелеринке билет. Лисицына рыдала судорожно… Этого невозможно, нельзя, – кричали девочки… – Снимите билет, мы старшие, с нами нельзя так обращаться "22
В уставе гимназий обучающимся строго запрещалось посещение театров, кинематографа и пр. Классные дамы следили за тем, чтобы гимназистки не нарушали этого запрета. "Девочки носились тайком, переодетые, забирались высоко на галерку, целые часы простаивали на ногах – в духоте… тряслись от страха: классные дамы не ленились забираться по высоким грязным лестницам. Пойманных в середине действия торжественно выводили, отправляли домой, а на другой день вызывались родители, снижались оценки за поведение"23.
Форма
Учащиеся "мариинских" гимназий носили преимущественно платья коричневого цвета, гимназистки из ведомства Министерства общенародного просвещения, – как правило, платья зеленого цвета. "Здесь две женских гимназии, – объяснила женщина. – Зеленая и коричневая. Какую конфигурацию носят, так и называется"24.
В будние дни полагалось носить черный фартук, а по торжественным и праздничным дням – белый25. В негустых случаях платья гимназисток были другого цвета, например темно-красного, голубого, серого, синего: "Потом отправь формы женских гимназий: Александровской, Агаповской и Мариинской… "Александровки" в темно-красных платьях и белых фартуках…"26 "На лето ученицам любимовской гимназии полагалось платье из голубого сатина, белый фартук и белые ленты в косы"27. "Парадная дверь женской гимназии раскрывается, и на тротуар выходят гимназистки. Одни, меньшие, в коричневых платьях, другие, постарше, в светло-серых, а самые старшие, невесты, в синих"28. В гимназиях осуществлялся контроль за длиной протоков и юбок форменного платья29. У гимназисток были и форменные головные уборы30. Компонентом гимназической формы являлся также значок, его носили на головном уборе или на платье слева. Классная дама, захватив гимназистку в театре, могла снять с нее значок. Складывались "народные расшифровки" аббревиатур на значке: "Ученицы казенной Мариинской дамской гимназии носили на берете значок – МЖГ, что расшифровывалось: милая женская головка"31.
Урок танцев в Смоленской второй дамской гимназии.
Традиции
В гимназиях проводились музыкально-вокальные вечера32, балы33. Когда В. Панова поступила в гимназию, она разузнала о существовании негласных традиций. Например, гимназистка должна иметь "альбом для стихов и картинок"34.
К сфере передававшихся из поколения в поколение традиций относились и способы обороты отношения к учителям. Вот учитель математики кладет на стол стопку тетрадей, из них свисают "разноцветные ленточки. На ленточках придерживались промокашки, украшенные картинками. Чем любимее был преподаватель, тем ярче наклеивалась картинка. Ленточка выбиралась "со значением"… Золотое, на языке цветов, значило измену, ненависть… …Геннадий Петрович порылся в стопке и… вытянул чью-то тетрадь с зеленой ленточкой…"35
Демонстрация недовольства поведением преподавателя называлась "баней" – вместо ответа на заданный вопрос, ученицы отвечали на другой. " Травить Яшку!.. В вытекающий же урок затопить ему баню! … Ивина вбежала на кафедру и, стуча по столу линейкой, кричала во весь голос: "Так помните: морить Яшку сегодня же!… Сегодня нам задана басня "Демьянова уха"… А мы… будем отвечать иную басню. И что бы ни говорил Яшка, как бы ни ругался и ни выходил из себя, мы будем отвечать не "Демьянову уху", а то, что каждая хочет". Задание пошел по задуманному девочками руслу: у учителя округлились глаза, он покраснел, "неистово" махал руками, кричал "не своим голосом"36.
В. Кадулин. Но я иному отдана и буду век ему верна. Начало ХХ в. Открытка.
Романы
Балы проводились в гимназиях редко, а чувства в душе "рождались" каждодневно. "В гимназии… все почти "обожали" кого-нибудь: кто преподавателя, кто товарища брата"37. Объектом обожания мог стать даже преподаватель Закона Божия38.
У гимназисток-старшеклассниц случались и свидания за пределами гимназии. "Техника рандеву была в совершенстве разработана несколькими поколениями влюбленных гимназистов и гимназисток: он посылает ей записку с просьбой о встрече; она назначает ему рандеву; они встречаются наедине… Передача… любовной записки считалась среди гимназисток делом священным… Я… на клетчатом листке прочел…: Приходите ныне в четыре часа на боковую аллею Александровского парка "39.
Страница из выпускного альбома Воронежской мариинской женской гимназии. 1905 год.
Заключительный звонок
50% гимназисток составляли дочери дворян и чиновников; 40% – дочери "лиц городских сословий"40.
В 1870-е гг. всеобщей число гимназисток составляло примерно 10 тысяч человек, в конце XIX века – 50 тысяч, а в начале ХХ века – немало 230 тысяч. Казалось бы, много. Однако 230 тысяч гимназисток на 150-170 миллионов населения Российской империи едва-едва превышало одну десятую процента, и в этом смысле устройство гимназического быта, форма гимназисток, официальные гимназические мероприятия и частные гимназические традиции – все это исторически сложившаяся субкультура. Женские гимназии были ликвидированы в 1918-1919 гг., но их выпускницы еще многие десятилетия оказывали воздействие на развитие отечественной культуры.
1. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. М., 1956. С. 9.
2. Днепров Э.Д. Усачева Р.Ф. Дамское образование в России. М., 2009. С. 131-132.
3. Бруштейн А. Голубое и розовое. Пьеса. М.-Л., 1939.
4. Лачинская В.П. Женские гимназии // Педагогическая энциклопедия. Том 2. М., 1965. Стб. 16.
5. Бруштейн А. Лазурное и розовое. М.-Л., 1939.
6. Панова В. О моей жизни, книгах и читателях. Л., 1980. С. 35, 37.
7. Константинов Н.А. Очерки… С. 20.
8. Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства Общенародного Просвещения. Петроград, 1916. С. 910, 911.
9. Матюшина О. Тайна. Повесть. Л., 1975. С. 66.
10. Филиппова К. В гимназии. Свердловск, 1938. С. 130-131.
11. Константинов Н.А. Очерки… С. 21.
12. Озерская Ф.С. Посредственные женские учебные заведения // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. С. 135.
13. Константинов Н.А. Очерки… С. 21.
14. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х – начин ХХ века). М., 1998. С. 336-338.
15. Панова В. О моей жизни… С. 39-40.
16. Филиппова К. В гимназии… С. 26.
17. Бруштейн А. Пьесы. М., 1956. С. 189.
18. Луговская Т. Я помню. Повесть о младенчестве. М., 1987. С. 75; Матюшина О. Тайна… С. 16-17, 63.
19. Филиппова К. В гимназии… С. 26; Мамин-Сибиряк Д.Н. Полн. собр. соч. в 12 т. Пг., 1916. Т. 6. С. 34, 35.
20. Чарская Л. Собрание сочинений в пяти томах. М., 2008. Т. 1. С. 229.
21. Чарская Л. Писульки маленькой гимназистки // Романтические истории для девочек. М., 2001. С. 299.
22. Лухманова Н.А. Очерки из жизни в Сибири. Избранные произведения. Тюмень, 1997. С. 397, 398.
23. Филиппова К. В гимназии. С. 36-37.
24. Там же. С. 17.
25. Кривошеина Н. Четыре трети нашей жития. М., 1999; Катаев В. Зимний ветер. Маленькая железная дверь в стене. М., 1970. С. 101; Мамин-Сибиряк Д.Н. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 34.
26. Каверин В.А. Избранные созданья. М., 1977. Т. 2. С. 52-53.
27. Панова В. О моей жизни… С. 39-40.
28. Василенко И. Жизнь и приключения Заморыша. М., 1967. С. 157.
29. Матюшина О. Секрет… С. 20-21; Бруштейн А. Пьесы. М., 1956. С. 181-182.
30. Панова В. О моей жизни… С. 39-40; Катаев В.П. Юношеский роман. М., 1983. С. 28-29; Реформатская М.А. Юные годы сверстников века // Человек. 1993. N 3. С. 143.
31. Каверин В.А. Избранные произведения. Т. 2. С. 52-53.
32. Щукин М. "Белый фартук, белоснежный бант…" Судьба гимназии и гимназисток // Сибирские огни. 2013, N 3, N 4.
33. Филиппова К. В гимназии… С. 54-57; Будогоская Л. Повести. Л., 1988. С. 32, 33, 34-35.
34. Панова В. О моей жития… С. 39-40.
35. Филиппова К. В гимназии. С. 66, 112-113.
36. Чарская Л. Записки… // Романтические истории… С. 268-269.
37. Вьюрков А. Рассказы о престарелой Москве. М., 1960. С. 501.
38. Соловьева Поликсена. Попадья. // Русская мысль. 1915. Кн. XII. С. 27.
39. Катаев В.П. Юношеский роман… С. 210-213.
40. Константинов Н.А. Очерки… С. 30.