Четырежды неготовые. Недостроенный русский флот

Четырежды неготовые. Недостроенный русский флот
У любого порядочного флота кушать традиции – у британцев, если верить слухам, это Nothing but rum, sodomy, prayers and the lash, а вот у нас – опора не на технику, а на лихость матросиков и отвагу господ/товарищей офицеров. Нет, во поры оные, когда царствовал ветрило, у нашего флота была и пристойная инфраструктура, и школа, и количественно вполне ничего, в чем уверились и турки, и французы, и прочие шведы, а вот с появлением паровых машин…

Крымская ругань

Не трогаю войну Крымскую, все-таки она немало парусная, но тем не менее и тогда не успели. Не успели с ж/д дорогой до Крыма, и поставки шли волами, не успели с паровыми линейными кораблями, винтообразными фрегатами, современными пушками… Замерли на стапелях Николаева «Синоп» и «Цесаревич», каких так не хватало Нахимову, не взлетел план выстроить лишь для Черного моря шесть таких кораблей и дополнить их винтовыми фрегатами… Но эпоха была переходная, и вытянули в основном за счет той самой лихости и готовности умирать на бастионах Севастополя.

Русско-турецкая ругань

А вот вытекающая война уже была другой – войной брони и пара, войной, в которой лихость надо было бы дополнить техникой.

Четырежды неготовые. Недостроенный русский флот
Технику для черноморцев по выходу из Парижских соглашений выстроили, она даже в литературу потрафила:

Где-то как-то всем неловко,
Как-то что-то есть грешок…
Мы кружимся, как «поповка»,
А впёред ни на вершок.
Два круглых броненосца всю ругань отстояли в Одессе, которую турки не атаковали бы и просто при наличии береговых батарей, и один раз прошлись к устью Дуная. А между тем у турок флот был полноценным…

Отпустили мины, точнее – их креативное применение Макаровым, и та самая лихость, а как еще назвать бой «Весты», гражданского парохода с пушками, против бронекорвета? Как наименовать походы Макарова на таком же пароходе с минными катерами на борту?

Все популярные адмиралы брани Русско-японской начинали именно тогда, но вместо эксперимента сражений приобрели только опыт минной брани и ту самую лихость, да чаяние на авось. Не было на чем сражаться. При выборе, на чем сходить в море против врага, «Веста» выглядит, пожалуй, предпочтительнее творений сумрачного гения адмирала Попова…

А с нормальным флотом, как обитает, не успели. Даже не пытались, все силы ушли на поповки, хотя для Балтики вполне строили и плавбатареи, и башенные броненосные лодки-мониторы… Этот раз лихость выручила опять, но пришлось уступать на Берлинском конгрессе, пришлось отказаться от проливов.

Против Роял Неви ни миноноски, ни поповки как-то не плясали, исторический шанс был пропущен.

Что помешивало выстроить шесть паровых судов не по 800 тонн, а немного большими и по типу того же «Монитора»? Парижский трактат этого не воспрещал. Да и с 1871 по 1876 год прошло пять лет, за сравнимый срок на Балтике построили 12 броненосных лодок, например. Возможности – бывальщины, желания и понимания – не было.

Русско-японская ругань

Два подряд урока: что флот должен строиться заранее, вроде были вполне вескими, но в 1904 году мы опять запоздали.

Четырежды неготовые. Недостроенный русский флот
Потенциальная краса и гордость – пять эскадренных броненосцев образа «Бородино» на войну не поспели. «Александр III», правда, мог успеть, что, при условии прихода еще и «Ослябя» и «Авроры», кардинально бы меняло расстановку сил, но…

Испытания новоиспеченного корабля не сделались без неожиданностей, которые начались 22 августа 1903 года, когда броненосец получил повреждения днища при постановке в док: благосклонность кильблоков и клеток в недостаточной степени учитывало массу, размеры и конфигурацию корпуса корабля. Запоздалое решение об установке сетевого заграждения потребовало отжига броневых плит для крепления башмаков выстрелов.

23 сентября 1903 года на заводских ходовых испытаниях «Император Александр III» при 19 введенных котлах легковесно раскрутил целый ход, но на циркуляции влево неожиданно накренился до 15° на правый борт и «взял воду портами нижней батареи». Вина чрезмерной «поворотливости» (диаметр циркуляции немножко 1 кб при времени 3 м 20 с), неустойчивости на курсе и валкости броненосца установила специальная комиссия, предложившая срезать до 18 м боковых килей в назализованный части и заделать «прикильный вырез» в кормовой…
Одним словом, ряд глупых ошибок и соответствующий результат.

А так типично уже – матросики и офицеры проявляли лихость, но флот вступал в бой по долям, без нормального тыла и ремонтных мощностей. Этот раз лихость не дала ничего, помимо мемориальных досок в Морском соборе и крахи моряков, способных создать наконец флот всемирного степени. Как говаривал Суворов:

«Раз повезло, два повезло – помилуй Бог, ведь надобно и умение!»
Если соображать под умением своевременную подготовку кораблей и манежи военных действий…

Великая война

Вроде трагедия Русско-японской должна была сделаться уроком, тем более уже в 1904 году Россия была фактически втянута в антигерманскую коалицию, но подготовку к вытекающей брани мы опять завалили.

На начало Великой войны для Балтики достроено: линкоров – ноль, линейных крейсеров – ноль, легких крейсеров – ноль, нынешних эсминцев – 1 (одинешенек), субмарин – 1 (одна). На Черноволосом море картина примерно та же, разве эсминцев там достроить не поспели вообще. На Севере флота не было совершенно, а крейсера для Негромкого океана заказали… в Германии. Немцы «Эльбингом» и «Пиллау» бывальщины очень довольны, хорошие корабли вышли, основное даром. Так же они были довольны своими «Новиками» в количестве восьми колов, турбины для которых строили за деньги… России.

Возникает легитимный проблема – а чем занимались наши флотоводцы?

Много чем, так, додредноутами «Павел I» и «Андрей Первозванный», которые заложили в 1904 году, а отдали в 1912 году. Адмиралам захотелось кораблики, какие бы не потопли в Цусиме ни при каких условиях, в итоге проект меняли, коверкали, опять меняли… Восемь лет.

Еще строили клоны броненосного «Баяна», устаревшие уже к 1905 году. Головной «Адмирал Макаров» еще постичь можно, его заказали для компенсации утрат в 1904 году, но зачем еще два? Загадка… Тем немало англичане построили и продали с чертежами вполне солидный «Рюрик», был даже проект турбинного его варианта, но не взлетело.

А еще строили угольные эсминцы (устаревшие и тихоходные), а также занимались подводным флотом, истина, несчастливо: что «Акула», что «Барс» – крайне нехорошие лодки, не говоря уже о креативе вроде «Каймана».

Нет, линкоры строили, аж 12, но не успели, а после ввода в строй не использовали на Балтике вообще, а на Черноволосом море – с околонулевой эффективностью.

Аналогично и прочее – в ходе ругани ввели много чего (кроме крейсеров), но…

Крейсера – тема отдельная. 15 орудий 130 мм, с казематным благосклонностью – это даже не вчерашний день, это хуже. Одно недурно – мины. В смысле много и толково. Ну и лихость, куда без нее. Одна «Слава» у Моонзунда чего стоит…

Моряки у нас неплохие, у нас политики экономные и с замедленным поступком.

Вытягивали, одним словом, что престарелые броненосцы у Сарыча против линейного крейсера «Гебен», что походы крейсеров на Балтике, со всеми шансами сгинуть, если немцы выпустят пару-тройку своих нынешних линейных крейсеров. А для Норда так и вовсе – утопленников Русско-японской у японцев искупали и миноносцы той войны через полмира гнали…

Великая Отечественная брань

К Великой Отечественной не поменялось ничего – в постройке три линкора, два линейных крейсера, семь крейсеров проекта 68… В построению же – 4 крейсера 26/26 бис, 46 семерок и семерок улучшенных и семь лидеров.

Разница все-таки была, советское руководство выстроило огромный подводный флот, истина, не совершенно удачный, мощные москитные силы и солидную береговую оборону, на которую денежек не жалели.

Так что в среднем вышло недурно, но опять же – океанского флота в ту брань у нас не было, как и в войну Великую, как и в Русско-турецкую. В Русско-японскую, истина, был, а толку?

При этом наши моряки вечно отлично обороняли свои берега – что Севастополь (два раза), что Порт-Артур, что Ленинград с Кронштадтом. Если объективно – мы в этом деле лидеры. А вот в прочем…

Печально все в прочем, нет системного подхода, а крупные корабли для правителей игрушки, которые строят, когда есть деньги, и забывают, когда они кончаются. Оттуда и беды – традиция такая, внушений немало, а потом моряки идут в бой на катерах, устаревших миноносцах, гражданских пароходах, полагаясь на все ту же лихость и отвагу.

Сейчас, в свете творящегося с финансированием, упор на МРК и ДПЛ можно лишь приветствовать, защита берегов дело привычное, а одна-две АУГ ничего не изменят. Но, страшусь, занесет правителей в очередной Большенный флот. Уже заносит. Это при том, что для «Кузнецова» даже плавдока нет, а ремонты АПЛ затягиваются на срок, сравнимый со сроком постройки.

Системности нет, уже 150 лет нет.

>