Юрий Никулин и Олег Попов, Ефремов и Евстигнеев, а также Магомаев и Бюльбюль-оглы: все образцы, собранные в этой подборке, особенно печальны из-за той искренней дружбы, которую демонстрировали знаменитые артисты до своих распрей. Кажется, все они были невероятно талантливы, любимы зрителями и выступали с неизменным успехом, однако до конца жизни продолжали оставаться неприятелями.
Юрий Никулин и Олег Попов
Еще с начала 1950-х два великолепных клоуна были знакомы, – их когда-то свел вместе легендарный Карандаш (Михаил Румянцев). Никулин и Попов немало лет дружили и даже ставили совместные номера, но потом в их творчестве начали возникать двусмысленные ситуации. Попов работал в новоиспеченном цирке на проспекте Вернадского, а Никулин в цирке на Цветном бульваре, и оба коллектива по очереди приехали на гастроли в Ленинград. После здешние газеты писали: «Интересно показали себя молодые клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, жаль только, что они целиком повторили репертуар Олега Попова». Никулин устроил скандал, уверял, что их программа была абсолютно новой, и свои репризы они придумывали сами, но ничего изменить уже было невозможно.
Звездные клоуны Никулин и Попов
Два самых известных клоуна в Советском Союзе после этого случая старались содержать друг от друга подальше, но это не всегда получалось: в 1981 году Юрия Никулина назначили главным режиссером, а затем и директором цирка, однако Олег Попов, лишь что отметивший 50-летний юбилей, оказывается, тоже мечтал о директорском кресле. Десять лет спустя Олегу Константиновичу очень хотелось отпраздновать своё 60-летие в цирке на Цветном бульваре, но Никулин, якобы, это запретил. Супруга Юрия Владимировича объясняла после, много лет спустя, что в здании тогда обвалился потолок и требовался срочный ремонт, но обиженный Попов ничего не хотел внимать. Так два самых веселых человека в нашей стране и не помирились. За год до своей смерти Олег Попов побывал на могиле бывшего товарища на Новодевичьем кладбище.
Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев
Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев стояли у истоков создания арены «Современник». Их дружба началась в 50-х и была незыблемой пару десятков лет, а затем что-то пошло не так… На смену фееричному успеху в «Современнике» пришагала работа во МХАТЕ. Ефремова перевели туда и назначили руководителем, Евстигнеев пошел за ним. Друзья актеров вспоминали, что он готов был шагать за своим другом куда угодно, но в данном случае этот шаг, возможно, оказался ошибочным.
Бывшие друзья и коллеги Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев
Евгений Александрович плакался, что при огромной загрузке в театре, роли ему достаются не слишком интересные, поэтому он начал все чаще отзываться на приглашения режиссеров сняться в кино. Ефремов этого никогда не соображал. Для него именно театр был первичным, а все остальное могло и подождать. Между недавними друзьями начались конфликты, доходящие до натуральных ссор. Однажды в ответ на просьбу Евстигнеева снизить нагрузку в театре ради съемок в кино, Ефремов ответил остро: «Если не «тянешь» работу, то иди на пенсию». К сожалению, это оказалось не шуткой, строгий руководитель был готов ради дисциплины пожертвовать товариществом, и Евгений Александрович в конце концов покинул МХАТ. Конечно, без работы знаменитый актер не остался, но обиду и горечь сохранил в сердце на всю существование. Говорят, что Ефремов звал его затем назад, однако ничего не вышло.
Муслим Магомаев и Полад Бюльбюль-оглы
Дружба двух знаменитых певцов завязалась с раннего детства. Оба жили в Баку, в соседних домах, и поэтому знали друг друга буквально с пеленок. Магомаев был на три года престарелее, и с музыкальной карьерой на первых порах у него дела складывались лучше. Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1963 году. Потому певец оказал своему другу детства существенную помощь – помог ему устроиться в Москве, ввел в круг знакомых и, по большенному счету, открыл ему дорогу к популярности.
Молодые певцы Муслим Магомаев и Полад Бюльбюль-оглы
Общее мнение в этой распре в целом осталось на стороне Магомаева. Большинство друзей посчитали, что Полад Бюльбюль-оглы, взлетев на вершину успеха слишком скоро, стал склонен к резким суждениям, и между друзьями все чаще начали случаться ссоры. Окончательный разрыв произошел в начине 2000-х. Бюльбюль-оглы получил пост министра культуры Азербайджана, однако не сумел (по мнению Магомаева) с достаточным размахом организовать праздник в честь покойного деда знаменитого певца. Абдул-Муслим Магомаев являлся одним из родоначальников азербайджанской классической музыки, его имя носит национальная филармония, поэтому не отметить его вклад в культуру родной страны действительно было невозможно. Этот случай сильно повлиял на взгляды Муслима Магомаева. Результатом стал не только его полный разрыв с другом младенчества, но и смена гражданства Азербайджана на российское. Свое решение певец объяснил так:
«Если бы я не был артистом, а кем-нибудь другим, я бы приехал в Баку. Но как человек цивилизации я не могу приехать в Азербайджан до тех пор, пока Полад Бюль-бюль-оглы возглавляет Министерство культуры. (…) Причиной для смены гражданства является то, что я не желаю жить в стране, где ее культура долго и методично разрушается бескультурным министром.»
Муслим Магомаев остался в памяти людей как натуральный баловень судьбы, однако в его жизни случались настоящие Черные полосы: Из-за чего певца не выпускали за рубеж, и отчего он решил уйти со сцены.