Cлова Александра Колчака, приостановленного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими - Родина
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

издается с 1879Приобрести журнал

исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruНайти

КННикита Кузнецовкандидат исторических наук”Реализуют меня эти союзнички…”

Слова Александра Колчака, задержанного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими

14:03Родина – Федеральный выпуск: №10(1016)поделиться

Собственно вынесенную в заголовок фразу, по воспоминаниям генерал-майора М.И. Занкевича (в ноябре 1919 – январе 1920 гг. – начальника штаба Ставки Главнокомандующего Восточным фронтом), произнес адмирал А.В. Колчак, согласившись отправиться на восход из Нижнеудинска в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии…

Cлова Александра Колчака, приостановленного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими - Родина

27 декабря 1919 года. Прибытие в Нижнеудинск

Драма в Нижнеудинске разыгралась на поле отступления войск Верховного Правителя России (с 18 ноября 1918 г.) адмирала Александра Васильевича Колчака. В это же время к Владивостоку прорывались, стремясь избавить свои жизни и награбленное имущество, чехословацкие части. В начале 1919 г. командующий Чехословацким корпусом генерал-майор Я. Сыровы огласил участок магистрали между Новониколаевском и Иркутском операционным участком своих войск. Так Транссибирская магистраль оказалась фактически под контролем союзников, какими командовал французский генерал М. Жанен.

27 декабря 1919 года два поезда Верховного Правителя (его собственный и состав с золотым резервом) прибыли на станцию Нижнеудинск. Два дня спустя они были задержаны чехами. Началось “нижнеудинское сидение”, продолжавшееся около двух недель и обрисованное биографом адмирала П.Н. Зыряновым (на основе воспоминаний генерала Занкевича).

“Недалеко от станции поезда были остановлены семафором. Вскоре подошел чешский офицер, известивший, что согласно распоряжению штаба союзных войск поезда Адмирала задерживаются “до дальнейших распоряжений”. Майор заявил также о своем намерении обезоружить конвой верховного правителя. В этом ему было отказано, и он пошел за новыми инструкциями. Одновременно выяснилось, что в Нижнеудинске уже установлена новоиспеченная власть.

Через несколько часов майор вернулся и ознакомил генерала М.И. Занкевича, начальника походного штаба Колчака, с полученными от союзников руководствами:

  1. Поезда адмирала и с золотым запасом состоят под охраной союзных держав.
  2. Когда обстановка позволит, поезда эти будут вывезены под флагами Англии, США, Франции, Японии и Чехословакии.
  3. Станция Нижнеудинск объявляется нейтральной. Чехам надлежит стеречь поезда с адмиралом и с золотым запасом и не допускать на станцию войска вновь образовавшегося в Нижнеудинске правительства.
  4. Конвой адмирала не разоружать.
  5. В случае вооруженного схватки между войсками адмирала и нижнеудинскими разоружить обе стороны; в остальном предоставить адмиралу свободу действий.

Эшелоны были препровождены на станцию и оцеплены чехословацкими армиями. Связь с внешним миром можно было осуществлять только при их посредничестве”1.

Cлова Александра Колчака, приостановленного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими - Родина

29 декабря 1919 года. Задержание

Под видом охраны от нападения партизан “союзники” (сейчас уже это слово можно писать именно так, в кавычках) фактически взяли Верховного Правителя в заложники. К тому времени вспыхнуло бунт в Черемхове, а за ним и в Иркутске. Пропустить Колчака “в тыл обложившим Иркутск революционным войскам было недопустимо. Пришлось провести дипломатические переговоры с чехами, пригрозив разрушением пути, на предмет остановки его в Нижнеудинске” – свидетельствует отчет уполномоченного черемховского политцентра И.С. Алко.

О том же упоминал Г.К. Гинс (главноуправляющий делами Верховного Правителя и Рекомендации министров): “…силы “нижнеудинской республики” были столь слабы, что один конвой адмирала мог бы справиться с “республикой”, если бы чехословаки не затворили доступа в город” – цитата из книги историка С.П. Мельгунова2.

В эшелоне Колчака находились около 500 солдат и 60 офицеров конвоя, штаба и военных чиновников. Союзное командование предложило адмиралу укатить из Нижнеудинска в одном из вагонов без конвоя и сопровождающих лиц. Но это было невозможно для Колчака. Через генерала Занкевича он отправил комиссару Японии Като депешу:

“Адмирал настаивает на вывозе всего поезда, а не только одного его вагона, т. к. он не может бросить на растерзание толпы своих подчиненных. В случае невозможности выполнить мольбу адмирал отказывается от вывоза его вагона и разделит участь со своими подчиненными, как бы ужасна она ни была”3.

Рассматривался и вариант ухода в Монголию. Колчак предложил бойцам конвоя самостоятельно сделать свой выбор – и большая их часть перешла на сторону большевиков. Нужна ли была в драматичнейшей ситуации такая “демократия”? Нынешний историк А.С. Кручинин так объясняет поведение адмирала: “…Александр Васильевич был не только военным, но и опытным путешественником, и прекрасно соображал, что в подобной экспедиции каждый участник должен быть надежным, – тем более, когда существовал не менее сильный “соблазн”: столкнувшись с трудностями, не попросту повернуть вспять, но и выдать своих офицеров врагу (именно так погибнет, например, барон Унгерн полтора года спустя)”4.

И все же несогласие солдат поддержать его стал для Колчака страшным моральным ударом.

4 января 1920 года. Отречение от власти

Родилось и еще одно предложение – пробиваться в Монголию только с офицерами. Занкевич вспоминает, как к Колчаку обратился один из “старших морских офицеров” с предложением покинуть Нижнеудинск в поезде, а офицеров распустить: ведь их никто не будет гнаться. “Значит, вы меня бросаете”, – вспылил адмирал. “Никак нет, если вы прикажете, мы пойдем с вами”. Когда мы остались одни, адмирал с горечью произнёс: “Все меня бросили”. После долгого молчания он прибавил: “Делать нечего, надо ехать”. Потом он сказал: “Продадут меня эти союзнички”5.

Колчак отлично осознавал роковой характер своего решения. Но понимал он, пишет А.С. Кручинин, и другое: “Окружение Верховного Правителя вообще не желало каких-либо деятельных действий – оно хотело, чтобы всех вывезли союзники; но союзники вели речь об одном адмирале… и потому за него, как за якорь спасения, хватаются все. И адмирал, спасая своих подчиненных [курсив автора – Н.К.], идет в “союзный” вагон с горестным предчувствием…”6.

Естественно, Колчак отверг и предложение спастись в одном из чешских эшелонов вместе с адъютантом – лейтенантом Д.С. Трубчениновым7.

А иркутские мятежники все упорнее требовали от чехов выдачи адмирала, ехавшего с ним Виктора Николаевича Пепеляева (председателя Совета министров в правительстве Колчака) и золотого резерва. Все это – в обмен на возможность чехам беспрепятственно эвакуироваться на восток. В это же время шли переговоры между возглавившим иркутское восстание “Политическим Серединой” (коалиция эсеров и социал-демократов при негласном участии большевиков), Жаненом и Советом министров о сдаче последним власти Политцентру.

3 января 1920 года Рекомендация министров посылает Колчаку телеграмму с требованием об отречении от власти и передачи ее А.И. Деникину. Адмиралу ничего не оставалось, как выполнить это заявка, издав на следующий день свой последний указ.

Cлова Александра Колчака, приостановленного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими - Родина

Начало января 1920 года. Предательство

Поезд с вагоном, расцвеченным флагами “союзных содержав”, двинулся к Иркутску. Генерал Жанен цинично предал Александра Васильевича, заявив: “Мы психологически не можем принять на себя ответственность за безопасность следования адмирала… После того, как я предлагал ему передать золотой резерв под мою личную ответственность и он отказал мне в доверии, я ничего уже не могу сделать”8. Помимо шкурных интересов и страха за свою существование, у преступления “союзников” была и еще одна, более важная, причина, которую отметил А.С. Кручинин. “И если сохранялась хоть часть опасности, что, ступив на “твердую землю”, Верховный Правитель возвысит свой голос против беззаконий, творившихся под руководством Сырового и при попустительстве Жанена, – желаемым выходом для обоих становилось, чтобы адмирал Колчак “отрекся”, а еще лучше – сгинул бы в какой-нибудь “демократической” тюрьме”9.

На выручку адмиралу пытался пришагать Атаман Забайкальского казачьего войска Г.М. Семенов (с которым у адмирала были весьма непростые отношения). В 20х числах декабря из Читы вышла группа из трех бронепоездов под командованием ротмистра К.И. Арчегова. Одинешенек из участников событий писал о том, что ее командиру “…было на словах приказано – пробиться в Нижнеудинск во что бы то ни стало, не останавливаясь перед применением оружия”10. 25 декабря отряд сосредоточился на станции Байкал. Тут “семеновцы” разузнали о восстании в Иркутске. В ночь на 31 декабря Арчегов выступил в направлении Иркутска, два дня в городе шли бои. Но чехи вынудили русские доли прекратить боевые действия и отойти к станции Байкал. Здесь 9 января 1920 г. их разоружили “союзники”11.

И это была единственная попытка реальной поддержки адмиралу Колчаку.

Cлова Александра Колчака, приостановленного чехами на транссибирской станции Нижнеудинск, стали пророческими - Родина

15 января 1920 года. Прибытие в Иркутск

Эшелон Верховного приближался к Иркутску. На станции Черемхово к стерёгшим Колчака чехам присоединилась охрана из революционных рабочих. Сподвижники Колчака, сумевшие уйти из Иркутска в Читу, еще пытались оказать давление на союзников с мишенью спасти адмирала. Морской министр Всероссийского правительства контр-адмирал М.И. Смирнов и генерал-лейтенант Н.А. Лохвицкий посылали телеграммы в Париж министру иноземных дел С.Д. Сазонову. Тщетно. “Формальный номер” исполнили японцы. “Полковник Фукуда [командующий японскими войсками в Иркутске – Н.К.] послал полковника Микэ к чехо-словацкому генералу Сыровой с предложением передать охрану адмирала батальону японских армий, находившихся на ст[анции] Иркутск, но Сыровой ответил, что это уже поздно, так как адмирал уже выдан повстанцам. Тогда Фукуда послал полковника Микэ к повстанцам с тем же предложением, но они отказались выдать адмирала японцам”12.

Сферы замкнулся. И уж тем более его не мог разорвать “Протест бывших членов Российского Правительства, собравшихся в Харбине, предъявленный представителям Союзных стран”13.

Вечером 15 января поезд прибыл в Иркутск, где Колчак, Пепеляев, А.В. Тимирева и еще 113 человек, остававшихся в эшелоне, бывальщины заключены в Иркутскую губернскую тюрьму. Дальнейшие события хорошо известны.

7 февраля 1920 года. Развязка

7 февраля 1920 г. адмирал Александр Васильевич Колчак и председатель Рекомендации Министров Всероссийского Правительства Виктор Николаевич Пепеляев были убиты без суда и приговора около устья реки Ушаковки при впадении ее в Ангару.

Взор ПОЭТАПредательству в Нижнеудинске и трагедии Колчака посвятил стихотворение известный поэт Русского Зарубежья (и офицер колчаковской армии) Арсений Несмелов (А.И. Митропольский). Впервые оно было опубликовано в сборнике “Белоснежная флотилия”, вышедшем в Харбине в 1942 г.

В Нижнеудинске

  • День расцветал и был хрустальным,
  • В снегу скрипел протяжно шаг.
  • Висел над зданием вокзальным
  • Беспомощно нерусский флаг.
  • И помню звенья эшелона,
  • Затихшего, как неживой,
  • Стоял у кубового вагона
  • Румяный чешский часовой.
  • И было точно погребальным
  • Охраны хмурое кольцо,
  • Но вдруг, на миг, в стекле зеркальном
  • Промелькнуло строгое лицо.
  • Уста, уже без капли крови,
  • Сурово сжатые уста!..
  • Глаза, надломленные брови,
  • И между них – Его черта,
  • -Та складка хворай, напряженья,
  • В которой роковое есть…
  • Рука сама пришла в движенье,
  • И, проходя, я отдал честь.
  • И этот жест в морозе лютом,
  • В той перламутровой тиши, –
  • Моим заключительным был салютом,
  • Салютом сердца и души!
  • И он ответил мне наклоном
  • Своей прекрасной головы…
  • И паровоз далеким стоном
  • Кого-то призывал из синевы.
  • И было горько мне. И ковко
  • Перед вагоном скрипнул снег:
  • То с наклоненною винтовкой
  • Ко мне шагнул румяный чех.
  • И тормоза прогрохотали, –
  • Лязг близился, пролетел,
  • Умчали чехи Адмирала
  • В Иркутск – на пытку и расстрел.
  • 1. Зырянов П. Адмирал Колчак, верховный правитель России. М., 2006. С. 551 – 552.
  • 2. Мельгунов С.П. Трагедия адмирала Колчака. Из истории Штатской войны на Волге, Урале и в Сибири. Кн. вторая. Ч. III. М., 2005. С. 432.
  • 3. Занкевич [М.И.] Обстоятельства, сопровождавшие выдачу адмирала Колчака революционному правительству в Иркутске // Белоснежное дело. Летопись Белой борьбы. Кн. II. Берлин, 1927. С. 151.
  • 4. Кручинин А. Адмирал Колчак: жизнь, подвиг, память. М., 2010. С. 510.
  • 5. Занкевич [М.И.] Указ. соч. С. 152.
  • 6. Кручинин А. Указ соч. С. 511 – 512.
  • 7. Богданов К.А. Адмирал Колчак. Биографическая повесть-хроника. СПб., 1993. С. 265.
  • 8. Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории 1918 – 1920 гг. (Впечатления и думы члена Омского правительства). М., 2008. С. 559.
  • 9. Кручинин А. Указ. соч. С. 514 – 515.
  • 10. Гордеев М.Н. Попытка спасти адмирала Колчака (Из воспоминаний участника) // Луч Азии. 1938. N 42. С. 41.
  • 11. Там же.
  • 12. ГАРФ. Ф. Р-5881. Оп. 1. Д. 473. Л. 13.
  • 13. Там же. Л. 15-16.

Декламируйте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться

Источник