«Денежек собирать»: как Петр I создал Сенат для управления Россией
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

«Денежек собирать»: как Петр I создал Сенат для управления Россией

Прослушать новинка Остановить прослушивание

«Денежек собирать»: как Петр I создал Сенат для управления Россией

Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце

Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце

Wikimedia Commons 2 марта 1711 года Петр I учредил Правительствующий Сенат — высший орган государственной воли и законодательства. На него возлагались функции по управлению страной во время отсутствия царя в Москве. Для контроля за деятельностью Сената впервые в России показался институт прокуратуры. После смерти Петра Сенат потерял большую часть своих полномочий. Тем не менее, как высший судебный орган и орган надзора он просуществовал до 1917 года и был ликвидирован после Октябрьской революции. Во пора Гражданской войны Сенат был временно восстановлен при белых правительствах. Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Отправить послание Скопировать ссылку

«Денежек собирать»: как Петр I создал Сенат для управления Россией

      Административные реформы Петра I привели к неразберихе в устройстве центрального управления Россией. Единственной центральной волей был сам царь со своими сподвижниками. Ему приходилось лично решать многие, порой совершенно незначительные вопросы. Распыление по мелочам помешивало Петру I концентрироваться на более важных делах. Зрела необходимость учреждения коллегиального органа, на который можно было бы переложить доля функций.

      Около 1700 года исчезла как постоянное учреждение старая Боярская дума. Ее заменила ближняя канцелярия царя. Ведение государственных дел в Москве во пора своих регулярных поездок Петр поручал нескольким доверенным лицам. Однако за несколько месяцев до Прутского похода в 1711-м Петр всерьез задумался о целесообразности делегирования полномочий по управлению краем в период своего отсутствия не конкретным людям, а учреждению.

      Так появился знаменитый указ: «Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат для управления».

      В первоначальный состав вошли девять сенаторов из числа наиболее приближенных к царю людей — граф Иван Мусин-Пушкин, боярин Тихон Стрешнев, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Все они обладали равновеликими голосами. На первых порах Сенат заменил собой старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать», и непрерывную «Расправную палату» — судебный департамент Боярской думы.

      «Одним указом 2 марта 1711 года Петр на пора своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о комплекте молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял воля и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о незаслуженных распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях», — писал знаменитый историк XIX – основы XX веков Василий Ключевский.

      В данной Сенату инструкции говорилось: «Денег как возможно собирать, понеже деньги суть артериею брани».

      Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим коллегиальным органом. Его связь с губерниями осуществлялась через специальных комиссаров. При этом изначально царь планировал создать лишь преходящий орган власти, не рассчитывая находиться в отъезде постоянно.

      Петра I очень заботило отсутствие надлежащего контроля за управлением – потому в том же 1711 году появилась должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы на местах. Они не получали жалованья. В их обязанности входило доказывать Сенату и царю о всех злоупотреблениях, проступках и любых неблаговидных деяниях должностных лиц, как то: казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т. д. Если донос подтверждался, фискал получал половину собственности осужденного, если нет – никакого наказания не нес.

      Над самим Сенатом с 1715 года надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, с 1721-го контроль осуществляли помесячно офицеры гвардии.

      В 1717 году, мастеря Сенату из-за границы выговор за беспорядки в управлении, Петр призвал сенаторов строго за всем смотреть: «понеже другого дела не имеете, точию одно правление, которое ежели неосмотрительно будете делать, то пред богом, а потом и здешнего корабля не избежите». В первые годы своего существования Сенат находился в Москве. Иногда царь вызывал сенаторов в место своего преходящего пребывания – например, в Петербург, Нарву или Ревель (ныне Таллин). Они приезжали с ведомостями для отчета и вводили Петра в курс дел.

      Технология касательств царя с правительствующим Сенатом представлена в опубликованном в 1876 году «Описании документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции». Отмечается, что взятый военным походом Петр не имел времени бывать в Москве, «а между тем его, конечно, не могло не интересовать новое, им созданное, высшее учреждение, как устроилось оно, как шагают у него дела».

      «Петру хотелось иметь Сенат в полном его составе, но чтобы не остановить течение дела, он приказывает ехать к нему лишь двум или трем сенаторам «для того, чтобы там дела не стали». Но если Сенат при получении письма будет иметь достоверное известие, что Карл XII (король Швеции. – «Газета.Ru») выехал из Турции, то тяни Сенат должен к нему ехать, что и понятно, так как подобное событие было бы для России настолько важно, что тут уже нечего было останавливаться перед преходящей остановкой дела в Сенате; тогда Петру необходимо было бы сделать много новых важных инструкций, о многом переговорить и посоветоваться со своим помощником – Сенатом на счет грядущих мер», — отмечалось в «Описании».

      Учреждение Сената еще не означало создания нового центрального аппарата управления, призванного заменить уже почти развалившуюся систему распоряжений. Но в 1712 году у Петра I возникла идея организовать по образцу Швеции коллегии, которые могли ведать отдельными областями управления. Для изучения заграничного опыта были направлены группы специалистов. В 1718-м был подписан указ об учреждении девяти коллегий: Чужестранных дел, Камер-коллегии (сбор доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (финансовый контроль), Штатс-контор-коллегии (государственные затраты), Воинской, Адмиралтейской, Коммерц-коллегии (торговля), Вотчинной коллегии, Берг-коллегии (горнозаводская промышленность) и Мануфактур-коллегии. Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний бывальщины подробно разработаны в генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.

      Сообразно формулировке Ключевского, временная комиссия, каковой Сенат являлся в 1711-м, постепенно превращалась в постоянное верховное учреждение.

      В 1718-1722 годах Сенат был реформирован. Его членами сделались все президенты коллегий, вводилась должность генерал-прокурора, подчинявшегося только царю. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля заключалась в надзоре за соблюдением правопорядка. Первым генерал-прокурором сделался Павел Ягужинский.

      Институт прокуратуры имел наиболее практическое значение из всех учреждений, когда-либо состоявших при Сенате.

      После кончины Петра I в 1725 году положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно менялись. Сенат вместо Правительствующего сделался именоваться Высоким. При Екатерине I и особенно при Петре II роль Сената значительно снизилась: власть в эти правления сосредоточилась в руках членов Верховного скрытого совета. В 1741-м императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное смысл Сената в делах внутреннего управления было невелико.

      После учреждения в 1802 году министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.

      5 декабря 1917 года декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие всеобщие судебные установления»: окружные суды, судебные палаты и Сенат со всеми департаментами. Как высшая судебная инстанция Сенат был восстановлен при воли Александра Колчака в Сибири. В 1919 году деятельность правительствующего Сената восстановили и на контролируемом белыми Юге России: соответствующее договоренность заключили атаман Всевеликого Войска Донского Африкан Богаевский и главнокомандующий Вооруженными силами Юга России Антон Деникин. После разгромы белых армий в Гражданской войне история Сената в России завершилась во второй раз.

      «Денежек собирать»: как Петр I создал Сенат для управления Россией

      Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце

      Заседание Сената при Петре I в Екатерингофском дворце

      Wikimedia Commons Rambler-почта Mail.ru Yandex Gmail Послать письмо Скопировать ссылку

      Источник

      >