Дон, Днепр, Дунай: как Гитлер собирался связать реки Европы в целую систему

Новость опубликована: 21.12.2019

Дон, Днепр, Дунай: как Гитлер собирался связать реки Европы в целую систему

Дон, Днепр, Дунай: как Гитлер собирался связать реки Европы в целую систему

В годы Второй мировой войны Западная и Восточная Европа практически единственный раз в истории оказались под управлением одного правительства – рейхсканцелярии Адольфа Гитлера. Чтобы связать эти неоглядные пространства не только в политическом, но и в экономическом плане, немцы планировали задействовать крупнейшие реки Европы – Дунай, Днепр и Дон.

Дунай – немецкая река

Присоединение к Тройственному пакту Венгрии, Румынии и Болгарии, а также оккупация Югославии позволили Третьему Рейху ввести полный контроль над руслом Дуная. А после нападения на СССР «под немцами» оказались такие крупные европейские реки, как Днестр, Днепр, Дон, Западная Двина.

Особое пункт в планах Гитлера занимал Дунай. Для фюрера, который родился и вырос в Австрии, эта река имела почти сакральное смысл.

«Ещё экономический теоретик Фридрих Лист (1789–1846) отмечал, что естественная ориентация Германии на юго-восток, по течению Дуная, может повысить германское могущество. Как традиционный фактор расширения германского влияния и колонизации на юго-востоке Европы эта река провозглашалась нацистской пропагандой необыкновенно немецкой и приобретала при этом поистине мифические масштабы. С начала Второй мировой войны Дунай помимо своих транспортных функций занимал особое пункт в планах по созданию «нового европейского порядка», о нём писали и говорили как об «оси» объединения германства и концентрации немецкого влияния на юго-востоке Европы», – ратифицирует профессор Белградского университета Милан Ристович (цитируется по журналу «Родина», No11 за 2010 год).

По Дунаю в Рейх шла нефть с румынского месторождения Плоешти, какая приводила в движение танки Паулюса и Гудериана. После окончания войны и укрепления «Тысячелетнего Рейха» немецкое господство в Подунавье намечалось сделать «вечным». «Центр политики в отношении фольксдойче» подготовил план, в соответствии с которым всех немцев Юго-Восточной Европы – 2 млн человек – намечалось поселить в Белграде и его окрестностях, депортировав с этой территории славян. Согласно проектам будущей Европы, Германия получала целую транспортную монополию на Дунае. С помощью каналов реку предполагалось связать с Эгейским и Адриатическим морями.

Канал Днепр – Двина

Не меньшее смысл завоеватели придавали рекам европейской части СССР. Конечной линией продвижения немецких войск на востоке в плане «Барбаросса» была показана Волга. В одном из выступлений Гитлер затронул также будущую судьбу Дона и Днепра. По словам фюрера, эти реки намечалась связать с Дунаем через Чёрное море. А через Одессу выход к Дунаю должны были получить также Крым и Причерноморье – перспективнейшие, по суждению нацистов, зоны немецкой колонизации. Вероятно, Гитлеру и его приспешникам грезились бесконечные караваны судов, груженых нефтью Кавказа и семенем Украины.

Конечной точкой водного маршрута должна была стать австрийская столица Вена, которую теоретики рейсканцелярии именовали «новым немецким Гамбургом на юге». Ганзейский город упоминался не случайно – Чёрное море предполагалось связать и с Балтикой. Такую идею предложил Гитлеру министр Восточных территорий Альфред Розенберг. Выходец из царской России, сделавшийся идеологом партии НСДАП, предлагал соорудить канал Днепр – Западная Двина. Таким образом, европейские центры Тысячелетнего Рейха очутились бы буквально «опоясаны» единым водным путём. Но до практического осуществления проекта дело не дошло. Все колонизационные планы были отброшены, когда русские начали отвоёвывать оккупированные территории. Такие реки, как Днепр и Дунай, немцы смогли использовать лишь в качестве оборонительных рубежей. Впрочем, для победоносной Красной Армии они не стали непреодолимым препятствием.

Некоторые идеи, выдвинутые нацистами, такие, как канал Двина-Днепр, не утратили актуальности и по сей день. Однако в сегодняшних реалиях политической раздробленности Европы и противоречий между различными странами реализовать масштабные инфраструктурные проекты, как ни парадоксально, стало сложнее, чем в условиях жёсткой диктатуры.


Дон, Днепр, Дунай: как Гитлер собирался связать реки Европы в целую систему