Древняя Спарта. Спарта изначальная

Древняя Спарта. Спарта изначальная

Начин Спарты

Как и большая часть истории классической Греции, история Спарты фактически начинается с конца другой великой цивилизации – микенской. Микенская Греция была региональной державой, какая впервые возникла примерно в 1600 году до н. э. и в течение следующих 500 лет доминировала на территории современной Греции.

Подобно иным цивилизациям Средиземноморского региона того времени, микенская цивилизация пришла бы в упадок из-за события, известного как «катастрофа бронзового столетия», произошедшего в XII веке до нашей эры. Существует множество конкурирующих теорий относительно точной причины краха микенской цивилизации, желая имеется достаточно оснований полагать, что ее крах был вызван, по крайней мере частично, группой, известной как народы моря. Эта загадочная группа так и не была три идентифицирована.

Другая теория связывает крах Микен с гипотетическим событием, известным как вторжение дорийцев. Это событие, основанное на мифе древних греков, в каком подробно описывается захват полуострова Пелопоннес этнической группой, известной как дорийцы, использовалось в качестве возможного объяснения неожиданного появления и распространения дорийской культуры.

Однако это так называемое вторжение, скорее всего, было распространением ряда культурных идей и миграцией народов из самой Греции, чем итогом фактического вторжения внешних сил.

Независимо от того, несли ли греки-дорийцы ответственность за упадок микенской цивилизации или нет, однако их прибытие на Пелопоннес является критическим событием в истории, предшествующей истории Спарты. Это объясняется тем, что сами спартанцы бывальщины, по сути, дорийского происхождения и говорили на дорическом диалекте греческого языка.

Если бы не произошло каких-либо событий, приведших к миграции или вторжению дорийцев в юго-восточную Грецию, история Спарты, какой мы ее ведаем сегодня, не случилась бы.

После краха бронзового века и возможных вторжений дорийцев и народов моря, которые могли потребовать или сопровождать его, Греция в целом вступила в период, известный как греческие «Темные века». Это был период, который был очень похож на состояние Европы после распада Римской империи образцово 1500 лет спустя, в течение которого вакуум власти, образовавшийся в результате внезапного краха высокоразвитой и организованной цивилизации (в этом случае микенской), привел к длительному периоду общественного застоя на более низком уровне развития.

В Греции этот этап продолжался почти 300 лет, между 1100 и 800 годами до н.э.

Древняя Спарта. Спарта изначальная

Город Спарта

Именно в это время была основана Спарта.

Пункт, на котором образовался город, находилось в долине реки Еврот и имело превосходные оборонительные характеристики.

По археологическим данным, сама территория древней Спарты, а также опоясывающие ее области, не были заселены примерно до 1000 года до н.э., что указывает на дату основания города – значительно позже распада микенской цивилизации. В этот момент, как полагают, территория грядущего города состояла из двух союзных деревень, которые в конечном итоге объединились, образовав Спарту.

Считается, что в этот этап Спарта не проявляла ничего похожего на военную мощь. Вместо этого она, как и многие другие греческие города-государства того поре, все еще находилась в зачаточном состоянии.

Спартанский царь Ликург

В полумифических историях, описывающих первые десятилетия существования Спарты, этап после основания города характеризуется крайней нестабильностью, в течение которого не было ни закона, ни порядка. Эти летописи могут быть или не быть целиком точными, поскольку сами спартанцы не вели собственные хроники, вместо этого полагаясь на сложную устную историческую традицию. Однако, сообразно им, именно в этот период появился человек, которому классическая Спарта обязана самой своей государственностью.

Этого человека призывали Ликург.

Он был гражданином Спарты, и, вероятно, жил где-то в конце IX или начале VIII века до нашей эры. Существует много споров о том, был ли Ликург реальной исторической фигурой или попросту мифологическим олицетворением развития спартанского общества в его окончательной форме.

Многие ученые, однако, предварительно признают, что Ликург, скорее итого, был реальным персонажем Спарты, который начал процесс превращения дорийского города-государства в воинское общество. Согласно истории его существования, написанной Плутархом, Ликург был царем Спарты, который после рождения своего племянника, который имел более неизменные права на престол в силу наследования по родословной, отбыл в путешествие по Средиземному морю. Ликург, согласно Плутарху, отправился на Крит, в Азию, Египет и Испанию, во всех пунктах извлекая важные уроки о структурировании и управлении различными обществами.

Древняя Спарта. Спарта изначальная

Начало реформ Ликурга

По возвращении в Спарту, Ликург использовал накопленный эксперимент, перенеся то, что он нашел интересным в отдаленных цивилизациях мира, окружавших Грецию, в формат спартанского государства.

Величайшей из его реформ, опять же, в соответствии с немало поздней интерпретацией Плутархом более ранних исторических свидетельств, было создание законодательного собрания Спарты, органа, какой уравновешивал свою власть с властью двух царей, которые в любой момент могли править в Спарте.

Этот законодательный орган, насчитывающий 28 старейшин, пожизненно избираемых в его верхней палате и заключающийся из всех спартанцев, имеющих право голоса в нижней палате, обеспечивал защиту от абсолютной монархии и защиту права независимых граждан Спарты.

Правда, не стоит утверждать, что реформы Ликурга касались только формирования органов, уравновешивающих власть царей. Ведь почти тяни характер классической Спарты приписывается реформам государства, которые он провел.

Радикальные реформы Ликурга

Следующим шагом Ликурга сделались реформы, которые бы навсегда отделили спартанское общество от других греческих городов-государств.

Видя высокую степень неравенства в обеспеченности между различными жителями Спарты, Ликург, как говорят, основал то, что, возможно, было первым историческим социалистическим государством.

Сообразно рассказу Плутарха, Ликург

добился от них отказа от своей собственности и согласия на новый раздел земель, и чтобы они жили все совместно на равных основаниях…
Сделав это, Ликург, как говорят, перераспределил земли, ранее принадлежавшие различным спартанцам, на равные участки. Эти земельные наделы в конечном итоге стали теми участками, которые были предоставлены каждому гражданину Спарты в качестве его собственной фермы. С этого момента и далее приобретение большего количества земли, чем предоставленное государством, будет невозможно.

Ликург продолжал разрушать немало традиционную систему общества древней Спарты, требуя, чтобы все мужчины ели в общественных местах, а не обедали у себя дома. Потому люди, которые когда-то были богаты, были вынуждены питаться за одними и теми же столами с бедными и одинаковыми блюдами и напитками, какие ели и пили все спартанцы.

Ясно, что в истории Ликурга мы видим формирование более поздней спартанской ненависти ко всему, что делало граждан материально неравными. Это было одним из величайших ограничений собственной свободы в древней Спарте, хотя оно также послужит ей в ее более поздних военных амбициях.

Отсюда Ликург пошел дальней, запретив традиционную денежную систему Спарты, которая, как сообщается, была основана на золоте и серебре, типичных для современной экономики. Вместо этого он позволил продолжать быть только деньгам в виде кусков железа. Железо, стоившее в народном сознании намного меньше золота или серебра и в мочь своей распространенности имевшее меньшую ценность, не накапливалось у спартанцев в больших количествах.

Между этим и равномерным распределением земли по всему обществу Ликург добился почти целого перераспределения богатств внутри Спарты, почти наверняка против воли тех, у кого их изначально отнимали.

Последующие поколения рассматривали эту систему как норму, желая она почти наверняка навязывалась угрозами применения силы в первые дни существования, поскольку она сильно нарушила ранее существовавшие независимости граждан Спарты.

Запретив практически все формы материального богатства, Ликург также изгнал из спартанского государства всех продавцов товаров и услуг не первой нужды. Те, кто работал с драгоценными металлами, создавал большинство произведений искусства или продавал услуги, которые приносили пользу отдельным людям, а не стране, быстро «вымерли» в рамках новой структуры спартанского общества.

Из-за и без того сложного вопроса о том, действительно ли все эти реформы бывальщины работой одного человека, и отсутствия современных исторических записей об этих событиях, невозможно сказать, было ли это на самом деле формальным указом или попросту экономическим побочным эффектом.

Однако есть определенное но.

Современные археологи очень сильно ставят под сомнение момент с «уничтожением» людей, занимавшихся созданием созданий искусства, поскольку ими на территории Спарты были найдены произведения искусства, в частности, бронзовые изделия. Многие, однако, предположили, что ответственность за эти труды несли не спартанцы, а более ранние люди, населявшие эти места, которое были покорены дорийцами. Они более всего популярны историкам как периэки.

Наконец, Ликург, как говорят, ввел меру, которая, с политической точки зрения, возможно, была студиям ходом, позволившим властному государству Спарты функционировать так, как оно функционировало в классический период. Это был метод, с помощью которого законы, какие он установил против роскоши и богатства, будут переданы молодым поколениям. Ликург запретил когда-либо писать эти законы, чтобы их преподавание и изучение оставались необыкновенно устной традицией.

Поскольку никогда не удавалось найти простой ссылки на письменные законы, каждый спартанский гражданин должен был ведать эти законы наизусть, должен был знать каждую букву закона, чтобы жить и работать в своем собственном обществе.

Таким манером, Ликург позаботился о том, чтобы тщательное, необходимое запоминание законов помогло еще больше приобщить молодежь Спарты к их практике на тот момент, когда они сделаются полноправными членами спартанского общества.

Насколько правдива данная предполагаемая история Ликурга, скорее всего, никогда не будет популярно, поскольку отсутствие прямых исходных материалов от самих спартанцев делает практически невозможным установить ее достоверность с какой-либо рослой степенью надежности.

Отражает ли история Ликурга реальные исторические факты существования данного царя или это всего лишь миф, какое-то сочетание того и иного, это, однако, не влияет на то отношение, с которым спартанцы относились к Ликургу и его реформам.

Этот законодатель считался основателем спартанского манеры жизни, который стал очень отличным от правил и порядков в других греческих городах-государствах, и позволил спартанцам наслаждаться успехами, какие они увидят позже в своей истории.

Итог

На основе законов Ликурга и уже могущественных военных традиций дорийских племен сформировалось общество Спарты. С этого момента в развитии города-государства впредь его основной целью стало расширение своей территории на окружающие равнины.

По мере того как спартанцы усиливали свои территориальные притязания, они, бесспорно, становились все более опытными в военном искусстве, постепенно превращаясь в общество, основанное на войне, каким они были в классический этап.

Это все примерно совпадает с концом греческих «Темных веков» и началом так называемого греческого «Архаического периода». Считается, что в течение этого этапа население росло значительно более высокими темпами, что положило начало дальнейшему развитию греческих городов-государств.

>