Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот

Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru

Гладко 85 лет назад 24 сентября 1936 года в бухту Промыслы в Анадырском заливе вошли боевые корабли, перебрасываемые с Балтики на Тихоокеанский флот. Проводка двух эсминцев взошла в историю, как Экспедиция особого направления под номером 3. Уникальность секретной экспедиции заключалась в том, что она стала первой успешной проводкой военных кораблей с Балтики на ТОФ по Нордовому морскому пути за одну навигацию.

Экспедиции особого назначения

Экспедиции особого назначения (ЭОН) – это всеобщей название для цельной череды операций, представляющих собой длительные по времени переходы кораблей советского ВМФ с одного флота на иной. Данные операции деятельно проводились как в предвоенные годы, так и в годы Великой Отечественной войны и даже после её завершения.

Все экспедиции бывальщины номерными, их формирование выходило на основании приказов высшего военного руководства страны и флота.

Первая экспедиция, получившая наименование ЭОН-1, успешно прошла в 1933 году. Экспедиции ЭОН-1 и ЭОН-2 заключались в переброске боевых кораблей из Кронштадта в Мурманск по лишь что построенному к тому моменту Беломорско-Балтийскому каналу.

Эсминцы, дозорные корабли и подводные лодки перебрасывались на север страны, где шел процесс создания Нордового флота, на тот момент ещё Северной морской флотилии, образованной лишь 1 июня 1933 года.

ЭОН-3 стала первой экспедицией по переброске военных кораблей с Балтики на Тихоокеанский флот.

Экспедиции особого направления продолжались более 20 лет. Последние из них проводились уже в середине 1950-х годов. Так, в рамках экспедиции ЭОН-66, какая сделалась самой массовой в истории, в июне-сентябре 1956 года на Дальний Восток было переброшено 45 кораблей различных классов, в том числе два крейсера проекта 68бис: «Александр Суворов» и «Адмирал Лазарев».

Важность проводки военных кораблей по Нордовому морскому пути

Активное освоение Северного морского пути (СМП) шло все 1930-е годы. В историю вошли походы ледокольного парохода «Сибиряков» в 1932 году и несчастливая экспедиция «Челюскина» в 1933 году. Зажатый во льдах «Челюскин» в итоге затонул в Чукотском море, а спасение членов его экипажа сделалось натуральнее эпопеей, которая широко освещалась в СМИ и подарила стране первых Героев Советского Союза.

Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Эсминцы типа «Новик», ноябрь 1915 года, фото: wiki.wargaming.net
В свою очередность, проводка по СМП военных кораблей в 1936 году долгое время оставалась неизвестной для широкой аудитории. Операция по переброске двух эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот была засекреченной и весьма сложной.

В 1936 году в вселенной уже разгорался пожар будущей Второй мировой войны. В Европе началась гражданская брань в Испании, Германия ввела армии в Рейнскую область, Италия воевала с Эфиопией. Неспокойно было и на Дальнем Востоке, где с 1931 года периодически шли военные поступки между армиями Китайской республики и Японии, в 1937 году они перерастут в полномасштабную Японо-китайскую войну.

В этих условиях СССР влёкся усилить военное наличие в неспокойных регионах у своих границ. Для этого на Дальнем Востоке необходимо было иметь боеспособный флот. Но в 1930-е годы в этом регионе у Советского Альянса попросту не существовало адекватной судостроительной промышленности, которая позволяла бы пополнять состав ТОФ новыми кораблями.

В этих условиях один-единственным линией пополнения состава Тихоокеанского флота была переброска боевых кораблей с других флотов. В 1936 году впервые в истории с Балтики во Владивосток за одну навигацию удалось прочертить два военных корабля. Это были эсминцы «Войков» и «Сталин». Их проводка Северным морским путем вошла в историю, как Экспедиция особого курсы № 3.

Участники экспедиции ЭОН-3

Экспедиция по проводке двух эсминцев с Балтики на Тихий океан была достаточно масштабной и образной. Но двумя главными действующими лицами были именно боевые корабли. В состав Тихоокеанского флота передавались эсминцы «Сталин» и «Войков». Это бывальщины эсминцы образа «Новик», представлявшие собой один из самых удачных проектов боевых кораблей Российского императорского флота.

Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Отто Юльевич Шмидт, фото 1936 года, wikimedia.org
Эсминцы манеры «Новик» активно строились перед Первой мировой войной и успели поучаствовать в морских сражениях, в том числе воевали на Балтике. Корабли очутились весьма удачными, после завершения Первой мировой и Гражданской войн в России они остались на вооружении уже советского флота и неоднократно модернизировались, в частности чертой усиления зенитного вооружения.

Всего в экспедиции ЭОН-3 принимало участие до 14 кораблей. Помимо эскадренных миноносцев, в состав экспедиции, учтя эксперимент походов «Сибирякова» и «Челюскина», бывальщины включены полноценные ледоколы. Это были ледоколы «Ермак», «Литке», «Красин», «Ленин», ледоходный пароход «Садко». Помимо этого, в экспедиции участвовали танкеры «Майкоп» и «Анадырь», транспорт «Лок-Батан» и другие суда.

В проведении боевых кораблей Северным морским путем приняли участие не только военные моряки, но и советские ученые и полярники, включенные в состав ЭОН-3. Деятельно привлекалась к проводке кораблей и полярная авиация. Группа самолетов Анатолия Алексеева занималась непосредственным изучением ледовой обстановки по маршруту следования экспедиции.

Командовал экспедицией капитан 1-го ранга Пётр Евдокимов. Это был многоопытный офицер, получивший военное морское образование ещё в царской России. При этом военные моряки не имели реального эксперимента совершения подобных ледовых плаваний, потому начальником экспедиции сделали известного ученого, математика и полярного мореплавателя Отто Юльевича Шмидта.

На тот момент имя Шмитда ведал в краю любой школьник. С его именем были напрямую связаны все сколь-либо значимые советские арктические экспедиции того поре. Он принимал участие в плавании ледокольного парохода «Сибиряков» и парохода «Челюскин». К моменту проведения ЭОН-3 Отто Шмитд возглавлял Основное управление Нордового морского пути.

Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru
В помощь капитанам эсминцев «Сталин» (Виктор Обухов) и «Войков» (Максим Сухоруков) бывальщины установлены опытные полярные капитаны гражданского флота – Павел Миловзоров и Николай Николаев. Все они были опытными моряками. Николаев был потомственным моряком, сыном популярного полярного капитана Михаила Николаева. У Миловзорова был огромный эксперимент морской работы. Он стал штурманом дальнего плавания ещё в 1899 году, а собственный первый арктический рейс совершил в 1911 году на пароходе «Колыма».

Кадровый состав экспедиции гарантировал её успешное выполнение. 29 июля 1936 года эсминцы в составе экспедиции ЭОН-3 вышли из Сороки (ныне Беломорск) в Белоснежное море.

На рассвете 24 сентября 1936 года, пусть и не без приключений, корабли прибыли в бухту Промыслы, где их встречал командующий Тихоокеанским флотом флагман флота 1-го ранга Михаил Викторов. Там же в бухте на кораблях начали монтировать вооружение, какое раздельно перевозилось на транспорте экспедиции.

С какими сложностями столкнулись участники ЭОН-3

Задача по проводке на Тихоокеанский флот двух эскадренных миноносцев была поставлена перед командованием Балтийского флота в апреле 1936 года. На тот момент она была будет сложной, что подтверждалось суровостью климата, сложной ледовой обстановкой, а также походом парохода «Челюскин», который был раздавлен льдами и затонул.

До 1936 года военные корабли никогда не переводись с Балтики на Негромкий океан по Северному морскому пути в рамках одной навигации. Помимо объективных трудностей, связанных с проводкой кораблей в сложной ледовой обстановке, была и другая проблема – обеспечение секретности экспедиции.

ЭОН-3 была сверхсекретной операцией флота. На время похода с эсминцев демонтировали артиллерийское и торпедное вооружение, их экипаж был сокращен до минимума. С военных кораблей по соображениям секретности прибрали их наименования, спасательные круги на бортах были перевернуты надписями вовнутрь. Убрали название кораблей и с ленточек матросских бескозырок.

Экспедиция особого курсы. Переход эсминцев с Балтики на Тихоокеанский флот
Корабли экспедиции ЭОН-3, фото: geroisevera.ru
Радиограммам экспедиции ЭОН-3 было прикарманено кодовое наименование «Заря». После появления данного кода в радиоэфире всем северным радиостанциям приказывалось прекратить передачу радиограмм. При этом и саму радиосвязь между кораблями экспедиции предписывалось свести до минимума, она разрешалась лишь в чрезмерных обстоятельствах.

Стоит отметить, что эсминцы типа «Новик» не были предназначены для действий в столь сложных северных условиях навигации, они не бывальщины кораблями ледового класса. Потому организаторам похода изначально пришлось решать сложную задачу, чтобы обезопасить ювелирную обшивку боевых кораблей от вероятного столкновения с льдинами.

Для защиты корпусов эскадренных миноносцев инженер Александр Дубравин предложил особый проект по созданию деревянно-металлической «шубы», какая и должна была сохранить корпуса кораблей в целости и сохранности во время длительного похода во льдах.

Помимо сугубо военной мишени по усилению военных возможностей Тихоокеанского флота, экспедиция выполняла и гражданские задачи. Состав экспедиции и количество привлекаемых кораблей позволяли попутно решать проблемы и по снабжению нордовых регионов СССР различными хозяйственными грузами. В первую очередь портов и баз, расположенных на Северном морском линии.

Поход ЭОН-3 имел весьма важное значение. Он доказал возможность проводки боевых кораблей во Владивосток и другие порты Далекого Востока северным линией. Позднее до начала Великой Отечественной войны на ТОФ с Балтики перейдет ещё несколько подводных лодок. А уже в 1942 году начнется возвратный процесс, когда по СМП в состав Нордового флота с Дальнего Востока пойдут боевые корабли, которые окажутся нужнее на нордовом театре боевых действий.

>