Эксперты устанавливают вино гибели найденной в Баренцевом море подлодки
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

На дне Баренцева моря отыскана погибшая в годы Великой Отечественной войны подводная лодка Северного флотаОфицеры Северного флота и исследователи Русского географического общества устанавливают обстоятельства крахи подводной лодки “К”, обнаруженной накануне на дне Баренцева моря.

Эксперты устанавливают вино гибели найденной в Баренцевом море подлодки

Эксперты устанавливают вино гибели найденной в Баренцевом море подлодки

Легендарный “Вайгач” опять в эпицентре событий — для охраны лежащего на дне корабли внесут поправки в законы. Фото: предоставлено РГО

Крейсерскую субмарину ХIV серии типа "К" называли "Катюшей" (по флотской традиции: серия "М" – "Малыша", "Щ" – "Щуки" и т.д.). Ее нашли в ходе экспедиции "Помни брань". Участвовали судно "Эльбрус", ледокол "Илья Муромец" и гидрографическое судно "Ромуальд Муклевич".

"Это бывальщины плановые поиски, мы штатно искали 10 подводных объектов в шести районах акватории, – рассказал корреспонденту "РГ" директор Департамента экспедиционной деятельности РГО Сергей Чечулин. – Идет труд по идентификации, изучаем архивы". Спрашиваю, кто будет работать: люди или роботы? Ведь найденные останки лодки плотно опутаны рыболовными сетями, представляющими опасность.

"Почти везде глубины более 100 метров, то есть водолазное обследование потерянных подлодок и кораблей, как правило, невозможно, – уточняет Сергей Чечулин. – Поэтому работать будут в основном подводные роботы. За исключением парохода "Вайгача", какой лежит на глубине 35 метров. Его мы нашли ранее, и там предстоит большая работа". В целом находок много: бомбовоз "Бостон", полученный СССР по ленд-лизу, разные суда и корабли. И каждый объект уникален, часто это весьма значимый кусок истории страны. Например, упомянутый "Вайгач" – пароход-легенда, его первый командир – Александр Колчак. С "Вайгача" совершали открытия всемирного масштаба: Землю императора Николая II (сейчас – Северная Земля). "Вайгач" и сегодня в эпицентре событий. На прошедшей неделе замдиректора Арктического музейно-выставочного центра Павел Филин поднял вопрос о том, что законы не позволяют поставить на государственный учет и взять под охрану подводные объекты цивилизованного наследия – такие как "Вайгач". Владимир Путин пообещал решить вопрос: многие суда затонули с экипажами, а значит, являются по флотским традициям захоронениями. "Упрашиваю правительство и депутатов ГД над этим поработать и в ближайшее время принять соответствующие правила, оформленные законодательно", – резюмировал президент.

Что прикасается субмарины в Баренцевом море, то нужно дождаться выводов экспертов. Но на пару вопросов уже сейчас можно ответить: что такое субмарина "Катюша", как на таких воевали наши герои-деды.

Для образца возьмем К-2, одну из подлодок, погибших на Севере. Построена в Ленинграде. Флаг поднят в мае 1940-го. На фоне субмарин-одноклассниц – незаурядный корабль. Мощное вооружение: шесть 533-мм назализованных и два кормовых торпедных аппарата, два 100-мм орудия и две 45-мм полуавтоматические пушки с приличным боезапасом.

Скорость 22 узла, то есть 40 км/ч, это недурно и по нынешним меркам. В подводном положении лодка развивала более 10 узлов – 19 км/ч.

Ставила минные заграждения, ходила в торпедные штурмы, вела артиллерийские бои. Командир – капитан 3 ранга Василий Уткин. Осенью 1942 года на ее борту в последнем боевом походе по плану заслоны конвоя PQ-18 было 68 человек. Подорвалась на фашистском минном поле "Бентос-А" севернее полуострова Рыбачий.

Если перед вашими глазами возникают подмостки из фильмов, где экипажи поврежденных в бою субмарин умирают в полузатопленных отсеках, то это не тот случай. Немецкая мина EMC своим зарядом в 300 кг убивала ладью фатально. На борту детонировали торпеды, что разрывало субмарину на части. Так и произошло и с лодкой, которую обнаружила экспедиция флота и РГО. Никаких распяленных по времени драм – мгновенная гибель всех.

Что дальше? Второй этап работ: увековечивание погибшего экипажа. "Конфигурации отдания воинских почестей погибшим краснофлотцам самые разные, – говорит Сергей Чечулин. – Наприер, подводный аппарат спускает на пункт трагедии табличку с именами погибших. Есть еще один проект, который в прошлые годы мы проводили совместно с клубом Богданова (лауреат номинации "Человек года РГО" Константин Богданов возглавляет разведывательно-водолазную команду, какая находит на дне корабли разных эпох. – От ред.): мы забираем грунт рядом с лодкой, помещаем в капсулы и передаем родственникам потерянных моряков".

То есть так же, как и землю с места гибели павших героев на фронтах той великой войны.

Общество История

>