Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Монумент Сиду Кампеадору, Буэнос-Айрес, ваятель – Анна Хайат-Хантингтон. Снимки этой скульптуры можно увидеть в Севилье, Валенсии, Нью-Йорке и Сан-Франциско

Надо признать, что средневековой Испании весьма уж мощно не повезло с имиджем. Одинешенек Томмазо Торквемада чего стоит с его с «садистами-инквизиторами». В Германии за сопоставимый период времени на теплинах порой сжигали людей побольше, чем при «Великом инквизиторе» в Испании. Но кто сейчас помнит имена тамошних епископов?

А Кортес? Он смог завоевать Мексику лишь с поддержкой многочисленных местных племён, людям каких уже невмочь было десятками тысяч всходить на страшные пирамиды ацтеков и орошать их своей кровью. И ему никак не могут извинить разрушение этой кровавой цивилизации.

Или «железный герцог» Альба», какой «потопил в крови Нидерланды». Так утверждали ни разу не заподозренные современниками в христианском милосердии голландские протестанты. Какие сами всех, кого лишь могли раздобыть, топили в крови с величайшим удовольствием. С обеих сторон в «Низинных землях» воевали тогда люди, безотносительно непохожие на ангелов. Но что вы ведаете о зверствах положительных героев романа Шарля де Костера? Изрядный мерзавец, уместно, там главный герой – Тиль Уленшпигель. И это при том, что Теплина этого персонажа облагораживал изо всех сил. Настоящий Тиль народных легенд, по нашим меркам, какое-то скотина, случайно зачислившее человечий облик.

Мрачный и надменный Дон Жуан? Тоже очень неприятный персонаж. Весёлый и жизнерадостный венецианский повеса Джакомо Казанова выглядит гораздо немало симпатичным. Потому что не поленился собственно таким представить себя в сделавшихся знаменитыми мемуарах.

А теперь уже и Христофор Колумб очутился виновен во всех грехах грядущих европейских колонистов. Безумные активисты BLM вперегонки валят и уродуют статуи великого моряка.

И даже с рыцарями Испании не повезло. В иных странах «фронтмены» рыцарской эпохи – герои, вроде Артура, Парцифаля, Тристана, Зигфрида, Роланда, Баярда и прочих. А в Испании – плачевный пародийный Дон Кихот. Между тем был в средневековой Испании натуральный рыцарь, эпический герой, житье и подвиги которого описаны в поэме Cantar de mío Cid. И, что вы размышляете? Предпринимались (и предпринимаются до сих пор) весьма положительные попытки принизить его образ, огласить всего лишь мелким бесчестным авантюристом, непринципиальным кондотьером, более всего размышляющим о собственной выгоде.

За пределами Испании этот человек не чересчур известен. Некоторые находят его литературным персонажем – вроде Мерлина и Ланселота. Между тем Родриго Диас де Бивар (Rodrigo Díaz de Vivar), немало популярный как Сид – личность вполне историческая. И даже геройская поэма, ему посвящённая, выгодно отличается от других произведений этого жанра рослой исторической достоверностью содержания. Авторитетный испанский исследователь Рамон Менендес Пидаль (директор королевской академии испанского повадка) считал эту поэму

«необходимым источником для любого труда по истории Испании ХI века.»
В ней нет фэнтезийности, как в романах Бретонского цикла. И, в отличие от выдуманных подвигов Роланда, утерянного в ничтожной стычке с басками (а не с сарацинами), достижения нашего героя вполне реальны.

Скажем вначале несколько слов об этом ключе – Cantar de mío Cid («Песнь о моём Сиде»).

Cantar de mío Cid

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Полагают, что первые стихи этой поэмы бывальщины написаны ещё при существования героя. А целый вариант, по мнению Пидаля, был создан в 40-х гг. XII века где-то близ пограничной Кастильской твердыни Медина (сейчас – город Мединасем). Самая древняя сохранившаяся манускрипт датируется 1307 годом. Она была отыскана в 1775 году в одном из францисканских монастырей неким Томасом Антонио Санчесом.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Страница первого экземпляра «Песни о моём Сиде»
Три листа этой манускрипты (первоначальный и два в половине поэмы) утеряны, но их содержание оказалось возможным восстановить по испанским хроникам XIII-XIV веков, которые подают прозаический пересказ «Песни о Сиде».

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Title page from the sixteenth-century Cronica del muy cauallero el Cid Campeador
Из-за утери первого листа манускрипты оригинальное наименование поэмы нам невесть. Первые слова второго листа следующие:

«Hic incipiunt gesta Roderici Campi Docti»
(«Тут начинаются дела Родриго Кампеадора»)
Существующее и сделавшееся общепринятым наименование предложено в XIX веке упоминавшимся выше Р. М. Пидалем.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Испанская почтовая марка с портретом Р. М. Пидаля
Иной, немного известный вариант – El Poema del Cid («Поэма о Сиде»). Приверженцы такого названия указывают, что это произведение является не одной «Песнью» (cantar), а сборником из трех отдельных.

Стилистические особенности созданья позволяют ратифицировать, что «Песнь» была написана одним автором, какой хорошо знал законы Кастилии тех лет. Этот человек открыто симпатизировал кабальеро – незнатным дворянам, честность и правда каких он противопоставляет коварству и жадности представителей высших слоёв дворянства Кастилии. Отдельный считают «Песнь» произведением учёной монастырской стихотворства. Самый древний дошедший до нас текст поэмы даже заканчивается директивой на некоего аббата:

«Строчено в мае Педро Аббатом.»
Аббат в крышке поэмы ставит дату 1207 год, хотя сам писал эту манускрипт столетием позже. Это можно находить доказательством того, что он являлся не автором поэмы, а переписчиком: скопировал текст немало древней манускрипты, автоматически перенеся в собственный вариант и прежнюю дату.

Другие, напротив, полагают, что стихи «Песни о Сиде» созданы талантливым хугларом (испанским общенародным певцом). И сообщают, что собственно потому она и заканчивается призывом подать вина человеку, который её прочитал:

«Es leido, dadnos del vino.»
В первой части этой «Песни» рассказывается об изгнании героя королём Альфонсо VI и его успешной брани с маврами. На самом деле он тогда был на службе у эмира тайфы Сарагосы. Воевал и с магометанами других тайф, и с христианами, в частности, расшибив армию Арагона в 1084 году. Тогда он и получил от подчинённых ему мавров кличка «Сид», но об этом чуть запоздалее. Многие его соратники так обогатились, что пешие воины стали потом кабальеро. Этот факт изумления не вызывает: смертность дворян в непрерывных войнах была велика, и потому боец, который мог позволить купить себе военного коня и снаряжение, легко получал звание кабальеро (дословно – «конник») – но и лишь. Дальнейший путь наверх для него был закрыт. Существовала поговорка:

«El infanson nace, el caballero se hace»
(«Инфансоном рождаются, кабальеро становятся»)
Вторая доля повествует о завоевании Сидом Валенсии, заключении мира между ним и королём, и свадьбе дочерей героя с каррионскими инфантами.

А сюжетом третьей сделалась мщение Сида лукавым инфантам, которые оскорбили, избили и, связав, оставили умирать на дороге выданных за них замуж дочерей героя.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Ignacio Pinazo. Las hijas del Cid («Дочери Сида»)
На самом деле это самый фантастический и недостоверный сюжет поэмы. Автор запросто ещё раз показывает нам подлость, трусость и никчёмность аристократов, противопоставляя им Сида и верных ему бойцов, добившихся всего благодаря смелости и способностям. А покинутые недостойными супругами дочери героя сходят замуж за королей Наварры и Арагона. Имена дочерей героя в поэме и в существования не совпадают. Старшая, Кристина, подлинно очутилась в Наварре, но вышла замуж не за короля, а за его внука. А вот её сын стал королём. Младшая, Мария, была замужем за графом Барселоны.

Но обратите внимание, какие реальные, а не идеализированные книжные «великодушные» рыцари были в Европе XI столетия. П. Грановский даже написал как-то, что

«честность и правдолюбие не считались на Пиренейском полуострове в эпоху Сида необходимыми принадлежностями феодального бойца.»
Современниками этих инфантов бывальщины Всеслав Полоцкий, Владимир Мономах, Олег Гориславич, Харальд Хардрада, Вильгельм Завоеватель, Омар Хайям и Макбет (тот самый).

Пора героев

А подавайте мы с вами сейчас немножко отвлечёмся и посмотрим, что же творилось в мире в то время, когда на территории Пиренейского полуострова жил и геройствовал Сид Кампеадор.

В год его рождения (1043) русско-варяжский флот, ведомый Владимиром Новгородским (сын Ярослава Мудрого), воеводой Вышатой и Ингваром Путешественником (брат супруга Ярослава Ингигерд), потерпел разгром в морском сражении у Константинополя.

В 1044 г. был основан Новгород-Северский, а в 1045-м – выстроен собор Святой Софии в Великом Новгороде.

Где-то между 1041-1048 гг. в Китае Пи Шэн изобрёл наборный шрифт для книгопечатания.

В 1047 году Константин Мономах разрешил печенегам перебежать Дунай и вселиться на территории империи.

В 1049 г. Анна Ярославна сделалась королевой Франции.

В 1051 году в Японии завязалась война Дзэнкунэн, какая закончилась победой правительственных войск в 1062-м и повергла к укреплению позиций при императорском дворе самурайского рода Минамото.

В 1053 году после битвы при Чивитате норманны захватили в плен римского папу Льва IX и выпустили лишь после признания им их завоеваний в Калабрии и Апулии.

В 1054 г. помер Ярослав Мудрый. А Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт в том же году предали товарищ товарища анафеме, что сделалось началом разделения Церквей.

В 1057 г. в битве с англичанами погиб король Шотландии Макбет (шотландский парламент в 2005 г. призвал к исторической реабилитации этого короля, оклеветанного Шекспиром).

В 1066 г. в Англии одинешенек за другим погибают норвежский конунг Харальд Суровый и сакский король Гарольд Годвинсон, хозяином страны становится нормандец Вильгельм.

В 1068 году в Японии на престол вступил император Го-Сайдзё, опиравшийся в своей воли на буддийское духовенство.

В 1071 г. после разгромы в битве при Манцикерте в плен к сельджукам угодил император Роман IV, нормандцы захватили Бари – заключительный византийский город в Италии.

В 1076 году сельджукский султан Малик Шах завоевал Иерусалим.

В том же году китайцы организовали поход против сделавшегося самостоятельным Нордового Вьетнама (Давьет), но потерпели поражение.

1077 год – каносское унижение императора Генриха IV.

В 1084 году Рим был захвачен нормандцами Роберта Гвискара.

В 1088 году в Болонье основан первоначальный в Европе университет.

В 1089 году в Грузии приходит к воли Давид Строитель.

В 1090 г. исмаилиты выстроили в горах первую цитадель ассасинов.

В 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе в Оверни призывает выпустить Гроб Господень, а в вытекающем 1096 году в документах в первый раз упоминается Рязань.

В 1097 г. состоялся съезд русских князей в Любече, крестоносцы захватили Никею и победили сельджуков при Дорилее.

И, наконец, год кончины Эль Сида – 1099: крестоносцы взяли Иерусалим.

А на Пиренейском полуострове это было пора Реконкисты. Проходила она, что именуется, ни «шатко, ни валко» и растянулась немало чем на семь столетий (временем начала Реконкисты обычно именуют 711 год, датой завершения – 2 января 1492 года). Война с маврами не мешала христианским королям заключать с ними альянсы, а также воевать со своими единоверцами и даже ближайшими родственниками.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Мавританские тайфы Пиренейского полуострова, 1080 г.
С 1057 года и до самой кончины Сид Кампеадор всё пора сражается – и с маврами, и с христианами.

El Cid Campeador

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Итак, Родриго Диас де Бивар, во всём вселенной гораздо немало известный как Эль Сид Кампеадор. Нередко приходится читать о высокородности его семьи, которая якобы принадлежала к высшему дворянству Кастилии. На самом деле дворяне тогда делились на три категории. Представители высшей знати именовались ricos-hombres – «состоятельными людьми». Таковыми могли почитаться дворяне, имевшие как минимум титул графа. За ними шли infansones, какие тоже получали дворянство по наследству и могли владеть вотчинами. Низшей категорией бывальщины caballeros, многие из них получили это звание за собственные заслуги.

Каррионские инфанты, именовавшие себя «графами по рождению», насмехаясь, сообщали, что дочери Родриго Диаса, который уже завоевал Валенсию, был Сидом и Кампеадором, весьма состоятельным человеком, наконец, недостойны быть их супругами – лишь наложницами. Так что высокородность нашего героя изрядно преувеличена. Он был инфансоном, но в элиту кастильского королевства не входил. Успеха и рослого позы добился благодаря собственным способностям и отваге.

Сид успел послужить и христианской Кастилии, и мавританской Сарагосе, и закончил свою существование правителем Валенсии. Откуда же показалось у него столь звучное и прекрасно звучащее прозвище? И что оно означает?

Эль Сид и Кампеадор

Эль Сид (первоначально Аль Сайид) в переводе с арабского означает «господин». Скорее итого, так именовали героя не неприятели, а те арабы, что служили в его отрядах в период нахождения героя в мавританском королевстве (тайфе) Сарагоса.

Слово Кампеадор (Campeador) в нынешнем испанском манере означает «победитель». Происходит оно от фразы campi doctor, буквальный перевод которой – «мастер (хозяин) поля боя». На русский повадка его часто переводят как «ратоборец». Это прозвище у нашего героя появилось раньше – ещё до службы у мавров. Он получил его за подвиги на службе у кастильского короля Санчо II в этап сражений против его братьев – короля Леона Альфонсо VI и галисийского короля Гарсии II. По одной из версий, оно показалось у героя после победы над наваррским рыцарем в единоборстве за дискусионный замок. Сражался он тогда не за себя, а за Кастилию.

При жизни Родриго Диаса отдельный называли его Сидом, другие – Кампеадором. Совместное употребление этих кличек впервые зафиксировано в Наварро-Арагонском документе Linage de Rodric Díaz (возле 1195 г.). И тут герой уже упоминается собственно как «Мой Сид Кампеадор» (Mio Cid el Campeador).

Постоянный эпитет Сида – «бородою славный». И сам он, угрожая оскорбителям дочерей, угрожает недостойным инфантам:

«Не дырявой никем клянусь бородою.»
Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Эль Сид на испанской почтовой марке
Борода в Испании тех лет, как и в допетровской Руси – символ совершенства. Дотронуться до инородный бороды руками (тем более схватить за неё) было чудовищным оскорблением. И просто так своей бородой не клялись.

Ещё одна специфическая черта Сида, вечно упоминаемая в «Песни» – «руки в крови по локоть». Нет, это не указание на жестокость: его руки в крови врагов – не казнённых, а собственно сражённых в собственном единоборстве.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Хайме Лорэнте в роли Сида, испанский сериал 2020 г.

Оружие героя

Как и у любого иного уважаемого (и почитающего себя) героя, бывальщины у Сида обладающие особыми свойствами мечи (в русских былинах такие клинки именовали кладенцами).

Первым из них был меч под наименованием Колада, пришедшийся ему после победы над графом Барселоны Беренгером Рамоном II. Себастьян де Коваррубиас предположил, что наименование этого меча ведёт генезис от фразы «acero colado» («литая сталь»). В «Песни о Сиде» утверждается, что Колада, высокая храбрым бойцом, пугала его противников и разрубала любой доспех. Сейчас этот меч хранится в королевском дворце Мадрида, но его подлинность волнует сомнения из-за эфеса. Отдельный утверждают, что сам клинок – настоящий, просто эфес заменили в XVI веке. Однако большинство исследователей всё же полагают, что этот меч был выкован в XIII столетье.

Иной меч именовался Тисоной (Tizona). Скорее всего, это название происходит от слова tizon – «отрезающий головы». Но есть также версия, сообразно какой название меча может вести происхождение от слова τύχη (счастье, fortuna). Порой его название переводят как «огненная головня». Но это неверно: слово tyzon в немало запоздалее время стали употреблять в значении «меч» (любой – то кушать оно стало своеобразным кеннингом).

Согласно преданию, этот клинок (Тисона) ранее относился мавританскому правителю Валенсии Юсуфу, какого победил Сид. По иной версии, он был взят в бою с марокканским эмиром Букаром – уже после завоевания Сидом Валенсии. Меч имеет длину 93,5 см и массу 1,15 кг. Эфес, опять-таки, был заменён во поры правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. На самом клинке – две надписи с обеих сторонок. Первая: «Yo soy la Tizona fue hecha en la era de mil e quarenta» («Я – Тисона, сотворённая в 1040 году»). Вторая: «Ave Maria gratia plena; dominus mecum» («Ликуй, Мария, благодатная; да пребудет со мной Господь»).

В 1999 году разбор фрагмента его лезвия металлургами доказал, что оно было изготовлено в XI столетье, вероятно, в относившейся маврам Кордове. Экспертиза 2001 года, прочерченная исследователями Мадридского университета также показала, что изготовление клинка может быть датировано XI столетием.

Мочь и Тисоны, и Колады зависела от обладателя: слабым они своих свойств не открывали и не помогали. И потому трусливые и коварные каррионские инфанты, получившие от Сида эти клинки в качестве свадебного дарования, без сожаления вернули их ему. И лишь увидав Тисону и Коладу в руках своих соперников на поединке, пришли в ужас и поспешили признать разгром.

Древняя предание ратифицирует, что после смерти тело Эль Сида в полном вооружении было помещено в гробницу монастырской храмы Сан-Педро-де-Кардена. Когда некий еврей попытался вырвать бороду неживого героя, Тисона потрясла его насмерть. Монахи воскресили иудея, он крестился и стал слугой при этом монастыре.

Предполагаемая Тисона на протяжении длинного поре принадлежала семье маркизов Фальсес и хранилась в их родовом замке. Древнее предание гласит, что один из членов этого рода избрал меч в качестве награды от Фердинанда Арагонского.

В 2007 году воли Автономного сообщества Кастилии и Леона сумели выкупить клинок за 1,6 миллиона евро. В сегодняшнее пора его можно увидать в музее города Бургоса.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Реплику Тисоны с неаутентичным эфесом (как в музее) мы видим в руках Чарльза Хестона, исполнившего роль Сида в кинофильме, скинутом в 1961 году:

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании

Боевой конь Эль Сида

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Конь Сида носил имя Бабека (Babieca, Bavieca), и, по наиболее разболтанной версии, означало оно… «Неумный» (!). Сообразно преданию, крёстный отец героя – Педро Эль Гранде, решил подарить ему на совершеннолетие андалусийского жеребца. Выбор крестника ему не понравился, и он прикрикнул ему: «Бабьека!» (неумно!). По иной версии, это король Санчес II дал герою жеребца из своей конюшни – для поединка с лучшим арагонским рыцарем. А имя этот конь получил по наименованию провинции Бабия в Леоне, где он был приобретён. В стихотворении «Кармен Кампидокторис» утверждается, что Бабека – дар Сиду от некоего мавра. То кушать его настоящее имя – «Барбека»: «Варвар» или «Конь варвара». А в «Песни о моём Сиде» говорится, что Бабека – конь бывшего мавританского властителя Валенсии, отысканный в его свинарнику после завоевания города: опять «Конь варвара». Эти версии лучше и логичнее первой, но менее известны. Попросту поразительно, с какой готовностью хватаются всякие «популяризаторы» за любую чушь, выбирая порой самую несообразную версию из всех вероятных.

В общенародных песнях говорится о любви Сида к своему коню и страхе, который этот жеребец вселял его врагам.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Бабека, уместно, упоминается не лишь в песнях и сказках, но также и в некоторых исторических документах.

Об отношениях коня и хозяина красно говорит вытекающий факт: Эль Сид приказал похоронить своего «военного товарища» на территории монастыря Сан-Педро-де-Кардена, в котором учился в молодости, и какой он сам избрал местом для своей гробницы.

Эль Сид Кампеадор, герой, немножко популярный за пределами Испании
Могила Бабеки в монастыре Сан-Педро-де-Кардена
В вытекающей статье мы продолжим рассказ о Сиде и поговорим о его жития и подвигах.

>