Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Портрет пятерни Стефена ван дер Мейлена (1543–1563), написан между 1560 и 1569 гг. На нём представлен ирландский аристократ и пэр, 10-й граф Ормонд, 3-й граф Оссори и 2-й виконт Тёрлс, (1531-1614), в гринвичских доспехах «в три четверти» и с колесцовым пистолетом конника в длани. Национальная галерка Ирландии, Дублин

«Я вижу, что мода изнашивает больше одежды, чем человек.»
Шекспир Уильям
История кромок и народов. В наших материалах на ВО мы немало внимания уделяли доспехам эпохи Тюдоров, в частности, доспехам всё того же Генриха VIII. Но за бортом темы, по сути дела, осталась вся житье той эпохи. Желая, с иной стороны, отобразить её целиком не хватит никаких статей. Тут нужна объёмистая книга размером с докторскую диссертацию. Но кое-какие увлекательные «моменты» отчего бы и не озарить? Особенно если они в какой-то степени связаны с нашими военными темами. Сегодня мы познакомимся с кое-какими законодательно утверждёнными правилами жития при этом государе, которые по-своему весьма поучительны. Ну и, конечно, женщинам, которые декламируют на ВО наши материалы, всегда будет увлекательно разузнать про одежду, и прежде всего женскую, которая во времена Генриха VIII была самым узким образом связана с… коннозаводским делом в заинтересованностях рыцарской конницы. Итак…

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Портрет кисти Якопо Робусти, более популярного как Тинторетто (1518 или 1519–1594). Мужчина в позолоченной кирасе, 1555 г. Нас в этом случае должны немало всего заинтересовать две детали. Его меч с позолоченными деталями и латные перчатки. Музей истории искусств, Вена
Начнём с того, что 6 мая 1562 г. королева Елизавета, опираясь на правилах ещё 1557 г., провозгласила, что под ужасом отчуждения собственности, тюремного заключения и штрафа никому ниже звания рыцаря не позволяется ходить позолоченные шпоры либо накрытые золотой насечкой или позолотой меч, рапиру или кинжал. Кроме того, строжайше запрещалось всем ношение меча, рапиры или другого оружия свыше одного ярда длиной и полчетверти в клинке самое большее; и какого иного кинжала длиной свыше 12 дюймов в клинке: и какого другого малого с острым шипом, или другого лезвия свыше двух дюймов длиною (115, 31 и 5 см соответственно). Наказанием ослушникам служили всё те же конфискации собственности, взятие под стражу и штрафы. Офицеры получили распоряжение обрубать клинки, превосходящие длиной разрешённые, и могли с таковыми мишенями занимать посты возле городских ворот. В 1580 г. бравые служаки чуть не спровоцировали дипломатический дебош, когда застопорили французского посла в Смитфилде, немало рассердив этим королеву.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Меч. Италия, Милан, ок. 1550 г. Вес: 0,94 кг, длина: 117,8 см, длина клинка: 102,3 см. Собрание Уоллеса, Лондон
Но «полутораручный» или «бастардный» меч оставался в обиходе по-прежнему. Причём в описываемые поры сделалось являться и всё шире использоваться даже ещё более длинное оружие, в частности, устрашающего вида двуручные мечи, о каких тут на страницах ВО уже рассказывалось.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Двуствольный колесцовый пистолет, Нюрнберг, Германия, ок. 1570 г. Длина: 50,3 см, длина дул: 31,5 см. Калибр: 11-мм. Вес: 2,22 кг. Собрание Уоллеса, Лондон
Но показался в обиход конника и боевой молот. Причём он всё пуще снабжался металлическим древком, дабы враг не перерубил его своим мечом. На обухе рабочей части в виде молота помещалось острие с ромбовидным сечением. Палицы сделались встречаться реже, а те, которые попадаются, имеют «яблоко» с треугольными или изогнутыми фланцами, то кушать это уже шестопёры.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Ныне мы главное внимание уделим латным перчаткам из Собрания Уоллеса. Вот одна из них: перчатка труды мастера Маттеуса Фрауэнпрейс I (ок. 1505–1549) и Йорга Зорга II (ок. 1522), Аугсбург, Германия, ок. 1550. Вес: 0,6 кг. Украшение на этой перчатке указывает на то, что она относится к большенному гарнитуру, сделанному для грядущего императора Максимилиана II между 1549 и 1550 годами. Этот огромный гарнитур, одинешенек из величайших немецких гарнитуров, заключался из защитного амуниции для войны, а также пеших и конных турниров. Украшение не является особенно сложным или специфическим, оно состоит из размашистых полос с гравировкой и позолотой, обрамлённых гораздо немало узкими протравленными полосами. Однако качество как самих пластин, так и их орнамента является образцовым, поскольку это труд аугсбургского оружейника Маттеуса Фрауэнпрайса и гравёра Йорга Зорга, популярных искусников своего дела. Доспехи очень неплохо сохранились и задокументированы. Кроме того, они также изображены в иллюстрированном альбоме Йорга Сорга. Сорг не проиллюстрировал все части доспеха, а лишь те, что могли поместиться на двух страницах альбома. К счастью, его иллюстрации можно сравнить с иллюстрациями, включёнными в «Книжку турниров» Иеремии Шемеля (возле 1568 г.), какие более полны и демонстрируют всю степень и сложность этой впечатляющей панцири. Есть там и доспехи собрания Уоллеса. Собрание Уоллеса
Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Латная перчатка труды мастера Вольфганга Гроссхеделя (1517–1562). Ок. 1535–1540 гг. Вес: 0,48 кг. Вольфганг Гроссхедель был одним из самых популярных оружейников своего поре. Фаворит короля Испании Филиппа II, он также мастерил доспехи для императора Фердинанда I и его сына и преемника Максимилиана II. Судя по всему, он служил подмастерьем или учеником в английских королевских студиях короля Генриха VIII в Гринвиче, фигурируя в списке королевских студиях 1517–1518 годов. Однако к 1521 году он вернулся в Германию, где был записан как гражданин Ландсхута и к 1530-м годам, если не ранее, он сделался популярным мастером. Собрание Уоллеса
Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Манифер – латная перчатка для левой руки у турнирных доспехов. Франц Гроссхедель (1555–1578/9). Изготовлена ок. 1570 г. Вес: 1,215 кг. Собрание Уоллеса
Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Латная перчатка искусника Якоба Халдера (ум. 1608). Королевские студии, Гринвич. Вес: 0,6 кг. Собрание Уоллеса
Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Портрет пятерни Роберта Пика Старшего (1551–1619), изображающий Генри Фредерика Стюарта, принца Уэльского (1594–1612 гг.), в доспехах с латными перчатками и шлемом с перьями. Был старшим сыном короля Англии Якова I и Шотландии VI, и преемником королевы Елизаветы I, но помер. Частная собрание
Немало богатые образцы украшались, скажем, серебряной или золотой насечкой на воронёной или красновато-коричневой поверхности.

Основным оружием для конного дворянства сейчас сделались предназначаться пистолеты с колесцовым замком. Самым большим преимуществом колесцового замка являлась возможность заранее возвести его и приготовить пистолет к применению, чтобы в покойный момент достать и разрядить его в противника. Для военных надобностей обычно применяли чету пистолетов, убиравшихся в кожаные кобуры, висевшие на седельной луке. Однако «муж с позой» пользовался такого рода оружием, лишь если служил капитаном конницы, так как оружие это было не из дешёвых. Альтернативной версией являлся «снэпхэнс» – ударно-кремневый пружинный замок, в каком кус кремня ударял в стальную огнивную пластинку на шарнире. «Снэпхэнс» обходился недороже колесцового замка, обладавшего к тому же вящим недостачей в виде вращающихся частей в его конструкции, что осложняло обслуживание в полевых условиях, особенно если какие-то детали кривлялись от излишне топорного обращения. Увлекательно, что поначалу англичане не восприняли идею патрона, в котором заранее подготовленная мера пороха и пуля соединялись в одной бумажной упаковке, желая он показался уже в половине века и стал уверенно распространяться на материковой части Европы.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Пистолет с колесцовым замком. Лоренц Херл (1622), (жерло). Нюрнберг, Германия, начин XVII века. Материалы и технологии: сталь, золото, эбеновое дерево, олений рог, перламутр, слоновая кость, воронение, гравирование, золочение, окраска. Длина: 76,8 см, всеобщая. Длина жерла: 25,2 см. Калибр: 9-мм. Вес: 1,54 кг
Возникали и новаторские комбинированные версии оружия, как меч с небольшим пистолетом в рукояти или военный молот для конника, соединённый со бившим через рукоять пистолетом, оснащённым колесцовым замком.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Пистолет с колесцовым замком. Ла Фонтенуа, Монако, 1645 г. Материалы и технологии: медный сплав, золото, серебро, сталь, медь, рог, дерево, гравировка и позолота. Длина: 36,8 см, всеобщая. Вес: 0,445 кг. Собрание Уоллеса
Собственно при Генрихе было издано масса указов и постановлений о регулировании употребления предметов роскоши, принимавшиеся для законодательного закрепления разделения общества на страты, сформулированного во внешнем лице его членов, и в том числе посредством качества носимой ими одежды. Например, Генрих VIII выпустил вот такой вариант закона:

«Никто не должен ходить… (платья из) золоченой или серебряной материи, или шелка пурпурового краски… кроме… эрлов. Всех рослее этого звания и рыцарей короля (и лишь в их плащах). Никто не должен ходить… (одежды из) золоченой или серебряной материи, атласа с блестками, шелка, материи смешанной или вышитой золотом, или серебром или зарубежного сукна… кроме… баронов, всех рослее этого звания, рыцарей Подвязки и (заседателей) Скрытого рекомендации. Никто не должен носить… (в одежде) шнура из золота или серебра, шнура, смешанного с золотом или серебром, из шелка, (а также) шпор, мечей, рапир, кинжалов, пряжек или застежек с золотом, серебром или позолотой… кроме… сыновей баронов, всех рослее этого звания, дворян в свите королевы, рыцарей и капитанов. Никто не должен ходить… бархата в плащах… накидках, «коттах» или верхних платьях, или вышивки с шелком, или панталон из шелка… кроме… рыцарей, всех рослее этого звания и их наследников с легитимными на то правами. Никто не должен ходить… бархата, атласа, дамаска, тафты или (тому подобной) материалы с рисунком в плащах, накидках, «коттах» или верхних платьях, иди же бархата в жакетах, панталонах или дублетах… кроме… старших сыновей рыцарей и всех рослее этого звания.»
То кушать запретительством воля имущие увлекались всегда. Вот только мало в том преуспевали. А каждое очередное упрощение в платью сменялось затем дикой расточительностью…

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Коням тоже надеялись доспехи. Шаффрон – конский налобник. Вероятно, мастер Кармоло Модроне (1489–1543). Италия, вероятно, Мантуя или Милан. Ок. 1540 г. Вес: 1,13 кг
Ещё в 1495 г. Генрих VII запретил торговлю неплохих коней за рубеж, обвиняя Йоркскую партию в разбазаривании конского фонда и возникшей в связи с этим нехватке коней. На заре XVI столетия конезаводчики пользовались теми же зачислениями, что и их деды в предыдущие века: самыми лучшими считались выносливые жеребцы с размашистой грудью, крепкими мышцами и сильными шеями, желая и по-прежнему будет неповоротливые. Такие животные не казались особенно крупными по сегодняшним стандартам: довольно присмотреться к доспехам, сработанным примерно в 1515 г. для коню Генриха VIII, чтобы понять – ростом королевский конь не превосходил гунтера. Стремясь возвысить собственный престиж и важность, особенно в глазах иноземных государей, Генрих VIII отправлял эмиссаров на розыски и закупки коней в Италию. Для «Поля золотой парчи» в 1520 г. Генрих избрал коня-неаполитанца, но в его свинарниках находились и фрисландец от герцога Мантуи, чистокровный конь, выращенный заводчиками Изабеллы, герцогини Милана, конь от герцога Феррары и 25 (!) отборных испанских коней от императора Карла V.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Конь, правильнее её всадник, в то время никак не мог обойтись без стремян. Особенно вот таких, если он принадлежал к знати. Стремя труды искусника Йорг Зигмана (1527–1601), Аугсбург, Германия. Ок. 1560 г. Изготовлены из бронзы (литьё) и позолочено. Вес: 0,82 кг. Собрание Уоллеса
Издавались указы, принуждавшие любого обладателя затворённого для визиты парка иметь в нём двух кобыл, каждая не менее 13 ладоней в холке (1535 г.), воспрещавшие воспрепятствовать жеребцов меньше 15 ладоней и престарелее двух лет в местах, где содержались кобылицы (1540 г.), и требовавшие от нобилитета придерживаться особых квот в отношении коней (1541–1542 гг.).

Причём заключительные акты касались также архиепископов и герцогов (семь рысистых коней под седло, любой минимум трех лет и 14 ладоней в холке); маркизов, эрлов и епископов с доходом в 1000 фунтов или рослее (пять таких рысаков); виконтов и баронов с доходом 1000 фунтов (три рысака); и всех с доходом в 500 марок (два рысака). Любой подданный венцы с каждогодним доходом в 100 фунтов, чья супруга носила шёлковое верхнее платье или французский капюшон, или бархатную шляпу, «любое одеяние, вставку или золотое яйцо, жемчуг или другой драгоценный камень или золотую цепь на шее или на «партлете», или на любом платье на ней», тоже обязывался содержать одного скакового рысистого коня. Членам гвардии «Джентльменов пенсионеров», созданной Генрихом, тоже надеялось разводить коней, и многие получили с таковыми мишенями парки, отторгнутые у монастырей. Сэру Николасу Арнолду достался одинешенек такой надел в Хайнеме, отобранный у монастыря в Глостере, где бывальщины неаполитанские боевые кони и лошади из Фландрии. Содержание коней обходилось недёшево, и не в заключительную очередь из-за строительства изгородей и стен, а также ворот в них – для филиалы звериных, чтобы кобыл покрывали только самые отборные жеребцы.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Шпора. Приписывается Роберту Сауту – искуснику оружейнику. Англия. Ок. 1620г. Материалы и технологии: сталь, серебро и золото, инкрустация и золочение. Вес: 0,165 кг. Собрание Уоллеса
Несколько королевских «Пенсионеров» даже написали трактаты по разведению и выездке коней, причём развивали в них эксперимент своих итальянских коллег, и в первую очередность рекомендации, изложенные в «Гиппике и Гиппархе» древнего Ксенофонта. И опять-таки, как и в случае с доспехами, британцы находили для себя ничуть не зазорным обучаться у иностранцев и приглашать их на службу. Так, Роберт Дадли, граф Дестера, являясь королевским конюшим (1558–1881 гг.), выписал себе из Павии берейтора, Клаудио Корте, а ещё одинешенек «Пенсионер», сэр Томас Бидингфилд переместил написанный им труд на английский стиль. Федериго Гризоне опубликовал в 1550 г. в Неаполе книжку по искусству верховой езды. Книжку перевели в Англии с соответствующим наименованием – «Rules of Horsemanship» (Правила верховой езды») – и подарили её Дадли. Но… несмотря на все эти труды, качество конского состава всё пора снижалось. Так что Елизавете опять пришлось колотиться с низким уровнем коннозаводского дела и издавать соответствующие указы.

Постепенно внимание завоевывала новоиспеченная тенденция создания для военных нужд не лишь и не столько могучей, сколько весьма подвижной и вёрткой лошади. Однако в XVI столетии такое скотина ни в коем случае не пошатнуло бы позиций традиционного боевого коня, способного тащить всадника в полных доспехах, особенно на турнирах. Вяще внимания начинали уделять различным движениям, таким, так, как крупада, когда конь становилась на дыбы и прыгала наверх, молотя при этом передними ногами. Стало развиваться искусство выездки коней. А также в Англии сделалась развиваться ветеринарная медицина, во многом из-за любознательности Кристофера Клиффорда, безграмотного грума на службе у великодушных господ, написавшего (желая, скорее всего, надо полагать, с чьей-то помощью) книгу «The Schoole of Horsemanship» (Шкода верховой езды), опубликованную в 1585 г. К покрышке столетия арабские, берберские кони или «гинеты» – низкорослые испанские лошади – всё чаще и чаще использовались коннозаводчиками Европы для получения изящных, но в то же пора скорых и мощных лошадей. То есть не стало рыцарей, и лошади в Англии стали понемногу совсем другими, не такими, как ранее. Не соображали этого государи, но… прогресс остановить не могли.

Эпоха Тюдоров: законы, моды, оружие, кони…
Ну а закончим мы нашу фотогалерею фотографией вот этих прекрасных доспехов «в три четверти». Сделаны они бывальщины в Нордовой Италии где-то в 1620–1635 гг. Материалы и технологии: весьма даже низкоуглеродистая сталь, золото, золотая тесьма, бархат и кожа, позолота, воронение, травление и резьба. Вес отдельных деталей: 2,11 кг, шлем; 0,652 кг, горжет; 3,51 кг, нагрудник; 4,05 кг, задняя пластина; набедренник-тассет 1,88 кг (левый), набедренник-тассет 1,85 кг (правый), доспех для длани (слева) 2,54 кг, то же самое – справа: 2,46 кг, перчатки 6,12 кг, наплечник-палдрон 1,88 кг (левый), наплечник-палдрон 1,85 кг (правый). Цельный вес: 20,09 кг. Собрание Уоллеса
Нередко думают, что изобретение огнестрельного оружия быстро положило конец рыцарям в доспехах. Но это совсем не так. Огнестрельное оружие и полные латные доспехи уживались на поле битвы более двухсот лет, с XV до XVII веков. А всадники в доспехах в ХVII столетье сами желая и были вооружены огнестрельным оружием, обыкновенно парой больших пистолетов и длинноствольным ружьём, называемым карабином, ничуть рыцарям по тяжести доспехов не уступали. Вот и эти отличные позолоченные доспехи на нашем фото, изготовленные между 1620 и 1635 годами в Нордовой Италии, вероятно, для высокопоставленного члена правящего Дома Савойи, региона в пограничном поясу между южной Францией на закате и Италией и Швейцарией на востоке, как раз и принадлежали к всадническим кирасирским доспехам. Вся их поверхность богато украшена вытравленной сеткой из ромбовидных панелей, образованных савойскими узлами, с изображениями трофеев, венцов и пальмовых ветвей, а также четы сцепленных рук, и всё это позолочено при всеобщем тёмном гранулированном фоне. Сложенные вместе руки с изображением «пламени дружбы» также представлены на них и на локтевых крыльях.

Мы именуем таких всадников кирасирами. Но в Англии кирасиров иногда называли «лобстерами», из-за использования в их доспехах набедренных пластин, закатывавшихся одна на другую, что делало человека в доспехах чем-то похожим на большого рака, по крайней мере, в глазах солдат XVII столетия, для каких целая броня была уже чем-то вроде диковинки.

Продолжение следует…

>