Аэроплан Специального летного отряда «Россия» Ил-96-300 в московском аэропорту Внуково, июнь 2016 года
В половине ноября самолет Ил-96, на котором чиновники и журналисты кремлевского пула направлялись в столицу Перу на саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), не смог вовремя вылететь из Лиссабона из-за неисправности детали одного двигателя. «Газета.Ru» выяснила вина авиационного инцидента и почему доставки запасной части пришлось ждать так долго.
«Приключения — это результат плохо организованной труды. Мы должны сделать так, чтобы никаких приключений не было», — говорил первый заместитель гендиректора специального летного отряда (СЛО) «Россия» Андрей Тюрин в недавнем кинофильме журналиста Аркадия Мамонтова, посвященном работе президентского авиаотряда.
19 ноября из-за поломки Ил-96-300 СЛО российские журналисты немало чем на сутки застряли в Лиссабоне, не попав на саммит АТЭС в Лиме,
а их злоключения в Португалии едва ли не превзошли по обсуждаемости в СМИ сам саммит.
Как сообщалось, проблема c одним из двигателей самолета возникла при вылете в Лиму буквально на рулежной полосе, после чего пассажирам пришлось прочертить много часов в ожидании другого самолета из Москвы, который должен был привезти для замены некую запчасть.
О природе самой поломки в тот день сообщалось немного. «Произошла техническая поломка, вышел из строя блок зажигания. Специалисты пытались устранить неисправность на месте», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова.
В итоге всеобщая задержка в связи с технической неисправностью составила 22 часа, и журналисты кремлевского пула опоздали на ряд мероприятий саммита. Популярно, что поломка, из-за которой стал невозможен запуск одного из двигателей, случилась уже во время руления самолета, и поскольку на борту уже были авиапассажиры, собиравшиеся совершить полет,
то формально ее надо отнести к так называемым авиационным инцидентам.
«Газета.Ru» попыталась выяснить, что же случилось с двигателем лайнера и отчего небольшая поломка привела к столь длительной задержке. Отказы авиационной техники в различных аэропортах мира случаются регулярно. Но обыкновенно пассажиры не сталкиваются с необходимостью ждать доставки запчастей с другого конца света — для их перевозки быстро находят резервные борта или самолеты иных авиакомпаний.
«У авиакомпаний есть договоры с глобальными провайдерами услуг по техническому ремонту и доступу к пулу запасных частей. К образцу, один из крупнейших европейских игроков — «Люфтганза Техник». Как правило, провайдер находит нужный блок и отправляет его ближайшим рейсом, с которым летит и технический персонал, сертифицированный для выполнения этих работ», — пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Однако это прикасается самолетов известных мировых марок, которые летают по всему миру. Самолетов же Ил-96, с одним из которых случилась неприятность в Лиссабоне, в России летает итого около десяти (еще пять — на Кубе). А двигателей ПС-90, которые стоят на этих самолетах, а также на самолетах Ил-76, Ту-204 и Ту-214, выпущено возле трехсот, поэтому говорить о наличии запчастей к ним в других частях мира не приходится.
«Были прецеденты, когда самолеты особого летного отряда где-то застревали из-за каких-то проблем, как застревают и самолеты авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы. Но частота подобных случаев у аэропланов СЛО может быть несколько ниже, так как ниже интенсивность эксплуатации и потому что по-другому решаются вопросы, связанные с агрегатами», — пояснил Пантелеев.
Какая же деталь вышла из построения и заставила ждать замены, привезенной из Москвы? Как выяснила «Газета.Ru», речь идет о так называемом агрегате зажигания ПВФ-22-20, какой изготавливается Уфимским научно-производственным предприятием (УНПП) «Молния», входящим в холдинг «Технодинамика» госкорпорации «Ростех».
«Двигатель ПС-90 — неплохой»
В чем особенность двигателей самолетов Ил-96-300 и как устроено зажигание топлива в современных турбореактивных двигателях, «Газете.Ru» пояснил доцент кафедры «Конструкция и проектирование двигателей» МАИ Валерий Нестеренко — основной специалист вуза по конструкции двигателей ПС-90, принимавший участие в их разработке.
На самолетах Ил-96-300 стоят двигатели ПС-90А2 — модификация, какая разрабатывалась совместно с компанией Pratt & Whitney, серия А2 отличается улучшенными характеристиками. Друг от друга серии А, А2 и А3 отличаются в основном конструкцией компрессора, какая влияет на такие параметры, как, например, КПД и экономичность.
В остальном их системы, в том числе зажигания, идентичны.
«Агрегат зажигания — будет простое устройство, оно всего лишь преобразует силу тока, в нем стоит конденсатор, по сути, там ломаться нечему. От него по высоковольтным проводам ток подается на свечи зажигания, в каких происходит разряд одновременно с подачей топлива», — рассказал Нестеренко. Для надежности этот агрегат имеет два канала.
Агрегат зажигания ПВФ-22-20-10
«Вначале турбостартер через центральную коническую передачу раскручивает вал компрессора высокого давления. При определенной частоте вращения ротора турбина подхватывает, выходит запуск», — пояснил специалист.
«Говорить об отказе или поломке системы пока рано, необходимо дождаться заточения экспертов, которых вызвали для устранения неисправности. Судя по описанию, речь идет не об отказе системы зажигания, а о выключении машины защиты в одном из двух ее независимых дублирующих каналов», — рассказали «Газете.Ru» в УНПП «Молния».
На этой фирме разом после инцидента получили уведомление от СЛО о необходимости вылета их сотрудников в Москву для проверки и устранения причин неисправности.
«Ил-96-300 является четырехдвигательным аэропланом, на каждом из них стоит двухканальный агрегат зажигания. В свою очередь, каждый из каналов обеспечивает независимый розжиг топлива, что позволяет избежать несогласия системы и обеспечивает высокую степень ее надежности, — добавили в «Молнии». — Показатели безотказности наших агрегатов отвечают нормам, заданным в ТЗ на разработку, а за период эксплуатации ПВФ-22-20 (всего было выпущено 476 единиц) случаев несогласия двух каналов одновременно зафиксировано не было».
Отказ, произошедший в Лиссабоне у лайнера президентского авиаотряда, — случай подлинно чрезвычайно редкий.
По данным официальной статистики, за последние десять лет с самолетами серии Ил-96 не было ни одного подобного отказа, связанного с системами зажигания. При этом, как пояснил «Газете.Ru» ключ в авиационной отрасли, двигатели на самолетах СЛО стоят новые,
их заменяют в среднем после 50 часов налета.
«Это второй подобный случай за заключительные 15 лет», — поясняла пресс-секретарь управделами президента России Елена Крылова. В самом СЛО за комментариями посоветовали обращаться в управление делами президента.
По словам Нестеренко, достоверно такие же агрегаты зажигания стоят на президентских Ил-96-300ПУ (пункт управления). «От такого отказа, к несчастью, никто не застрахован. ПС-90 — неплохой, но его несчастье — малое количество изготовленных двигателей. Это, конечно, скандал, удар по нашей технике и нашему престижу», — добавил специалист.
По этим «Газеты.Ru», для расследования инцидента создана комиссия ГосНИИ ГА, неисправный агрегат зажигания доставлен на предприятие «Молния», где специалисты выясняют вино неисправности.