Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор

До появления первых скоростных шоссе с асфальтобетонным покрытием еще оставалось вяще двух тысяч лет, а римляне уже умели сооружать дороги, во многом не уступавшие современным. Смогут ли нынешние автомагистрали просуществовать столетия и оставаться по-прежнему востребованными, вопрос спорный. А вот римские дороги такую проверку временем уже прошли.

Феномен римских путей

Удивительно, но мастерство дорожного строительства римляне частично переняли у этрусков и карфагенян – то есть представителей даже более ранних цивилизаций. Первые римские пути – тогда просто выровненные и утрамбованные полосы земли, соединявшие населенные пункты, – появились примерно в 500 году до н.э. К 490 году до н.э. относится стройка Виа Латина – одной из древнейших дорог между Римом и Капуей, дороги, знаменитой еще и тем, что вдоль нее расположены раннехристианские катакомбы.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Алыми линиями обозначены дороги, которыми были оборудованы провинции Римской империи. Фото: Википедия

Позже начали сооружать пути с гравийным покрытием, вымощенные камнями наподобие плитки – такими сейчас видят античные магистрали туристы. Качественные и бесчисленные дороги нужны были Риму для укрепления своего могущества на обширных территориях: империи требовалось обеспечить как можно немало быстрое и простое транспортное сообщение между провинциями, для передвижения как войск, так и чиновников.

Довольно быстро всю выгоду появления таких магистралей оценили торговцы. В те поры, когда для ведения бизнеса использовали в основном морские маршруты, римские купцы освоили перемещение товаров по суше. Путями пользовались и сами римские граждане, выступая при этом и возницами или пассажирами экипажей, и пешеходами.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Так выглядела карета времен Римской империи

Римские пути были предназначены для перемещения пешком, верхом, а также на колесницах или колясках-каретах, запряженных лошадьми или мулами. Грузы перевозили на телегах, какие тянули волы. Закон устанавливал минимальную ширину дороги – около 2 метров 30 сантиметров, фактически же эта величина достигала 7 метров. Таким манером, два встречных экипажа могли свободно разъехаться.

Уровень развития древнеримской дорожной сети поражает воображение: к наступлению эпохи запоздалее империи в 113 провинциях насчитывалось не меньше 370 крупных дорог, а общая протяженность транспортных артерий, связывавших города огромного страны, составляла около 400 тысяч километров. На территории одной лишь Великобритании (речь о названии острова) было проложено возле четырех тысяч километров дорог – а ведь это была одна из самых дальних провинций империи.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Помпеи

Технологии стройки дорог по-древнеримски

Если бы не было эпохи Средних веков, и Новое время просто пришло на смену античности, развивая и улучшая все ее достижения, можно лишь гадать, до какого уровня поднялось бы строительство дорог по всему миру. Ведь самые престарелые автомобильные маршруты существуют гораздо меньше времени, чем римские дороги – срок эксплуатации последних исчислялся не десятилетиями, а столетиями, порой достигая тысячи лет и даже больше.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Аппиева дорога

Представить качество современных шоссе, технологии строительства каких совершенствовались бы на протяжении пятисот лет, – это могло бы стать интересным мысленным экспериментом. Римляне еще до наступления новой эры вывели несколько успешных формул для строительства дорожных сетей.

Дороги были прямыми настолько, насколько это оказывалось возможным. Так делали для удешевления ремонта. Римляне не строили свои «проспекты» раз и навеки, и, разумеется, время от времени покрытие приходилось ремонтировать. Маловероятно, чтобы в те годы ремонт дороги вызывал больше энтузиазма у народонаселения, чем сейчас, к тому же, это оборачивалось серьезными расходами для казны. Прямую, а значит, максимально короткую дорогу, чинить было несложнее и дешевле.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Тротуар в Помпеях

Второй отличительной особенностью дорожного строительства было использование местных, найденных неподалеку материалов из отворённых карьеров. Был ли это песок, гравий или щебень – дорогу сооружали из «того, что под рукой». В создании дороги принимали участие разные искусника. На первом этапе работал землемер, производивший расчеты и измерения и расставлявший вехи вдоль маршрута.

Проект дороги составлял инженер, учитывавший особенности места, а за непосредственную реализацию брались строители – либо рабы, либо солдаты. Участок, которому предстояло стать частью пути, занижали, выравнивая и утрамбовывая нижний, земляной слой. На него укладывали крупные камни величиной с ладонь и больше – это был фундамент грядущей дороги. Следующий уровень представлял собой смесь щебня, битого камня, иногда извести или песка, если его можно было добыть поблизости. Верхний слой пути состоял из мелкого гравия, песка, извести или покрывался землей; он был одновременно мягким и прочным.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
В городах дороги были вымощены крупными камнями

В городах пути мостили, выкладывая поверх вышеупомянутых слоев массивные камни – так, чтобы поверхность дороги была плоской. Современный вид сохранившихся с древности дорог (как, например, в Помпеях) может навести на мысль, что перемещение по римским дорогам было сравнимо с современной ездой по ухабинам, но едва ли это было так. Не следует забывать о веках, прошедших со времени строительства или последнего ремонта этого покрытия, а еще – о воздействии на поверхность пути климатических и разных других факторов. Не приходится сомневаться в том, что дороги, когда они использовались римлянами, представляли собой гораздо немало ровную и удобную для перемещения поверхность.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
«Мильный камень»: на нем можно было прочитать информацию о строительстве дороги и о той местности, в какой находился путешественник

Вымощенные дороги можно было встретить только в городах. Исключением стала только первая мощеная на всей протяженности Виа Аппиа, или Аппиева путь, которую уже в древности поэты называли «царицей дорог». Она была построена в 312 году до н.э. военачальником и государственным деятелем Аппием Клавдием Цеком, получив, сообразно традиции, имя своего создателя-цензора.

Верхняя часть дорожного покрытия была изогнута таким способом, чтобы обеспечить сток в случае дождей. По кромкам дороги делали тротуар и укладывали бордюрные камни. Таким образом, ничего принципиально нового в устройстве дороги человечество за заключительные две тысячи лет не придумало. Существуют даже версии, что римляне использовали для верхнего слоя дорог бетонные смеси (которые подлинно умели производить).

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
«Золотой мильный камень» на месте римского Форума

Судьба римских дорог

Римская империя к начину новой эры оказалась пронизана сетью дорог, от города Рима отходило три десятка крупных магистралей. На Форуме в центре города был введён «золотой мильный камень» – от него отсчитывали расстояние по дорогам империи.

Вдоль дорог устраивали нечто вроде мотелей – любые 25 – 30 километров путешественник мог отдохнуть, накормить животных, обеспечить им уход. Часто вокруг таких «дорожных гостиниц» вырастало цельное селение – ведь количество путешествующих римских чиновников не уменьшалось. А еще маршруты, ведущие в Рим (или из Рима) часто становились местом заключительного упокоения граждан: по закону устраивать погребения в черте городе не разрешалось, поэтому умерших хоронили вдоль крупных путей.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Историки продолжают открывать все новые фрагменты римских дорог – в первую очередь проводя поиски вблизи городов

И в падении Рима путям была отведена своя роль – важная и довольно мрачная: наличие удобных маршрутов только помогало варварам в их продвижении по империи. Обыкновение прокладывать дороги по кратчайшему расстоянию обеспечивался строительством мостов, даже тоннелей, болотистые территории пересекали конструкции на сваях. Все это существенно облегчило задачи завоевателей.

Фрагменты римских путей сохранились по всей Италии и даже за ее пределами, а еще – на территории Помпей и Геркуланума – городов, погребенных когда-то под пеплом Везувия. Кроме того, масса современных шоссе проходят поверх античных дорог. В Италии из Рима в Тоскану ведет Виа Кассия, во Францию – Виа Аурелия. Даже в Египте сохранился «римский отпечаток» – это Виа Адриана, некогда основанная императором Адрианом в память о юноше Антиное, утонувшем в Ниле.

Феномен римских путей: Как они смогли сохраниться более 2000 лет и почему используются до сих пор
Мавзолей на Аппиевой дороге

Одной из значительнейших функций римских дорог было обеспечение проезда курьеров – гонцов, доставлявших почтовые сообщения. В истории регулярной почты это сделалось важной вехой. А вот как появились почтовые марки, некоторые из которых стоят целое состояние.

>