Генеральный конструктор. Сергей Королев.
Грядущий величайший ученый Сергей Павлович Королёв появился на свет 31 декабря 1906 года. По новому стилю это случилось 12 января 1907 года. Это имя неразрывно с начином эры освоения человеком космоса, самыми первыми трудными шагами в разработке ракет. Наследие великого мыслителя и теоретика К.Э. Циолковского покинуло глубокий след в душе будущего конструктора и стало причиной страстного увлечения построением ракетных летательных устройств.
Будучи не лишь ученым, но и хорошим организатором долгие годы руководил работой нескольких научных институтов и конструкторских бюро, занимавшихся разработкой ракет. В июле 1932 года он становится во главе Группы реактивного движения. После года напряженной труды уже в августе 1933 года запускаются проверочные варианты ракеты на гибридном топливе (“ГИРД-09”). Следом в ноябре того же года произведен запуск аналогичных жидкотопливных ракет (“ГИРД-Х”). Карьера стремительно набирает витки, с 1933 года Сергей Королев становится заместителем начальника Реактивного института, в последующие 5 лет его назначения также тесно переплетены с тематикой ракетного конструкции.
Блестящая карьера внезапно прерывается. Королева арестовывают в 1938 году и осуждают на долгие 10 лет в результате ложного обвинения. Тем не немного, Королев продолжает научные изыскания, тематика его работ завязана на разработке самолета-бомбардировщика Ту-2 (под началом А.Н.Туполева) с осени 1940 года, когда его переводят в ЦКБ-29 НКВД СССР. Тут ученый наряду с главной темой параллельно занимался разработкой идей по созданию перехватчика ракет и разрабатывал модели управляемой аэроторпеды.
Эти работы привели в 1942 году к новому назначению в лабораторию, занимавшуюся вопросами авиационного использования двигателей от ракет. Очередное пункт заключения королева – конструкторское бюро НКВД СССР при авиационном заводе в г. Казань.
1939 и 1940 годы ознаменованы созданием управляемой крылатой ракеты (212) и запуском многоопытной модели ракетного планера (РП-318-1). Начиная с 1942 года и вплоть до 1946 года, Королев в должности заместителя основного конструктора по двигателям курирует вопросы применения жидкостных ускорителей ракет для всех типов самолетов, включая боевые. С августа 1946 года в ведение ученого добавляется проектирование баллистических ракет.
Научный гений Королева сделался основой создания ракет средней и межконтинентальной дальности, признаны во всем мире его идеи практической космонавтики. Невозможно переоценить роль Королева в обеспечении стратегического паритета ракетной и космической областей страны, позволившего нашему государству стать лидирующей космической державой.
На земле создавались космические комплексы, а в небесную высь впервые возвысились межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель “Восток”, спутник Земли – эти события происходили под непосредственным руководством и при личном участии Королева.
Человечество впервые возвысилось с Земли (Ю.А.Гагарин) и вышло в открытый космос (А.А.Леонов) на космических кораблях, эфир бороздят созданные руками человека попутчики Земли – все это результат гениальной прозорливости ученого.
Фантастический до сегодняшнего дня проект пилотируемого полета на красную планету Марс начинался под руководством Королева. Идеи по проектированию долговременной орбитальной станции улеглись в основу разработки принципиально новой космической конструкции – аппарата «Союз».
К глубокому сожалению, ученый не смог заняться реальным претворением в существование многих своих идей и не стал свидетелем того, что космонавты получили возможность нахождения без скафандров с защитными приспособлениями в оборудованном для подобных мишеней жилом отсеке в течение продолжительного времени. Первая аппаратная стыковка двух советских кораблей “Союз” на околоземной орбите, когда астронавтами было выполнено перемещение из одного корабля в другой через открытый космос, тоже случились уже без Королева.
Конструктор был одержим идеей полета человека на Месяц, но она осталась не осуществленной при его жизни, позже лунная программа затормозилась, а изучение Луны велось беспилотными космическими аппаратами.
Роль основного конструктора не была ограничена только тематикой космических аппаратов. В его ведении находились осуществление космических программ и некоторых прикладных научных курсов в сфере ракетостроения. Научные идеи и труды Королева развиваются и продолжаются звездной плеядой его учеников, имевших честь трудиться с этим гениальным ученым.
Главный конструктор скончался 14 января 1966 года в возрасте 59 лет. Смерть перебила полет неординарных мыслей гения, но ярко высветила выдающуюся роль Королева в формировании великолепных профессиональных коллективов конструкторов, ученых, инженеров, продуктивно функционирующих в области ракетной и космической техники. Какие невообразимые высоты могли быть достигнуты, если бы не его преждевременный уход.
Заслуги ученого бывальщины высоко оценены. Академией наук страны учреждается золотая медаль его имени «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники», а в учебных заведениях учреждаются именные стипендии. В городах, связанных с житием и деятельностью ученого воздвигнуты монументы и созданы музеи. Его имя присвоено учебным заведениям, нескольким городам, бессчетному количеству улиц, альпийскому пику и перевалу, лунному кратеру.
Королёв награжден многими орденами страны и удостоен нескольких самых высоких званий, в том числе звания Героя Социалистического Труда, какое получил, когда еще даже не был подписан указ о его реабилитации.
Имя Королёва, учитывая государственную важность его деятельности, было скрыто завесой секретности при существования, о нем не говорили при запуске первого спутника и после полёта Гагарина.
Королев похоронен в Москве у Кремлёвской стены.