Геройская война линкора «Марат»

Геройская война линкора «Марат»
Поврежденный линейный корабль Балтийского флота «Марат»

В советское пора этот корабль изображали на почтовых марках и плакатах. Ему посвящали статьи в газетах и журналах. Флагман Краснознамённого Балтийского флота, вооруженный 305-мм орудиями, был способен разбивать неприятеля своей мощной артиллерией. Защитник обороны Ленинграда линейный корабль «Марат» был ударным ядром Балтфлота, его символом.

«Петропавловск»

Корабль был заложен в 1909 году в Петербурге на Балтийском заводе. Это был дредноут класса «Севастополь».

Первые дредноуты русского флота бывальщины разработаны под руководством инженера, профессора Морской академии Ивана Бубнова и при участии математика и кораблестроителя Алексея Крылова. В 1911 году корабль «Петропавловск» спустили на воду, в декабре 1914 года он зачислен в состав Балтийского флота. Экипаж линкора насчитывал немало 1 200 человек. Это был грандиозный проект морского кораблестроения того времени. Корабль принимал участие в Первой мировой брани.

В 1918 году во время Ледового похода Балтфлота совместно с другими кораблями БФ перешёл из Гельсингфорса в Кронштадт. 31 мая 1919 года состоялся один-единственный морской бой «Петропавловска» (и линкора из серии «Севастополь»). Британские эсминцы преследовали эсминец «Азард», какой проводил рекогносцировку под прикрытием линкора. Наш эсминец вывел противника прямо на орудия «Петропавловска». Дредноут обстрелял врага из 305-мм, а затем и 120-мм орудий. Английские эсминцы, какие сдружились с линкором до 47 кабельтовых, отступили.

В июне 1919 года «Петропавловск» принял участие в подавлении восстания гарнизонов фортов «Алая Горка» и «Стальная Лошадь». Форты подняли восстание, когда на Петроград наступали белогвардейцы, и надеялись на поддержку британского флота. Алые линкоры «Андрей Первозванный» и «Петропавловск» обстреляли позиции поднявшихся, и те покинули форты.

В марте 1921 года экипаж корабля зачислил участие в Кронштадском восстании. Мятеж подавили, доля экипажа линкора бежала в Финляндию. 31 марта 1921 года корабль переименовали в «Марат», в честь французского революционера Жана-Поля Марата.

Геройская война линкора «Марат»
Линейный корабль «Петропавловск» на якоре. Дореволюционные годы

«Марат»

В июне 1925 года во пора учебного похода на линкоре «Марат» содержал свой флаг народный комиссар по военным и морским делам Михаил Фрунзе. В 1928–1931 годах корабль минул ремонт и модернизацию. В довоенное пора корабль совершил морские походы в Финляндию, Швецию, Норвегию, Англию и республики Прибалтики. В 1938 году на «Марате» впервые в вселенной была изведана система защиты от магнитных мин, разрабатывавшаяся в ЛФТИ под руководством Анатолия Александрова. Весной 1941 года систему защиты от мин завели, и «Марат» стал первым советским кораблем, имеющим защиту от магнитных мин.

Во время Зимней войны с Финляндией флагман Балтфлота вёл пламя по береговым позициям противника в зоне Выборга. Начало Великой Отечественной войны «Марат» встретил в Кронштадте. За лето и осень немало 600 моряков с линкора удалились воевать в морскую пехоту.

В августе 1941 года немецкая армия вышла на подступы к Ленинграду. 8 сентября 1941 года немецкие и финские армии блокировали Ленинград (Ленинград в блокаде) и основную базу Балтийского флота – Кронштадт. Немецкая группа армий «Север» пыталась с ходу взять Ленинград, завладеть другой по важности город Советского Союза и уничтожить русский Балтийский флот. Тем самым немцы превращали Балтийское море в своё озеро, устанавливали концентрированную и сухопутную связь со Скандинавией, своими финскими союзниками и ресурсной базой. Создавали угрозу с северо-запада для Москвы, и могли обратить большие силы северной группировки на другие направления.

Ленинград и Кронштадт были окружены. Бомбежки и артиллерийские обстрелы продолжались день и ночь. Гитлеровцы пытались расплюснуть наши армии в Ленинграде, сломить боевой дух противника. Важную роль в обороне Ленинграда играл Балтфлот и его флагман «Марат». Моряки возводили бесчисленные укрепления, сотни ДОТов, для каких использовали броневые плиты из запасов. Только на Пулковских высотах было срочно выстроено более 200 огневых точек, бронированных корабельной сталью. В систему Ленинграда бывальщины включены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Горестный», «Киров», «Петропавловск» и другие корабли.

С поддержкой корабельной артиллерии флота были возведены десятки батарей. Моряки-балтийцы ввели 130-мм морские батареи и орудия, сброшенные с «Авроры». Была построена Невская укрепленная позиция. Корабельные батареи возле Ивановских порогов весь период Ленинградской обороны были на переднем крае обороны: лишь р. Нева отделяла их от фашистов. Четыре железнодорожные батареи крупного калибра, укомплектованные моряками, отстаивали Ленинград с сухоты. Флотская авиация и зенитная артиллерия обороняли город. Почти половина личного состава Балтфлота воевала на суше.

Артиллерия линкора «Марат» уже с 9 сентября вела пламя по гитлеровцам. Корабельная и зенитная артиллерия флота и флагмана сдерживала напор противника, не давала вермахту возможности начать штурм города. Корабельная артмощь была одним из основных факторов, какие не позволяли немцам ворваться в Ленинград. В начале блокады советский линкор стоял на якоре в ковше Морского канала визави Стрельны и вёл пламя по вражеским позициям. В первые дни блокады «Марат» выпустил по врагу 953 снаряда главного калибра.

Геройская война линкора «Марат»
Линкор Балтийского флота «Марат» на якорной стану. 1940

Гибель линкора

Немецкое командование сосредоточило усилия ВВС и артиллерии на бомбардировке Кронштадта и уничтожении основных боевых единиц Балтийского флота.

16 сентября 1941 года люфтваффе свершили массированный налёт и смогли повредить «Марат» (четыре ровных попадания 250-кг бомб). Также в советский флагман угодило десять 150-мм артиллерийских снарядов. 78 моряков погибло и было ранено. На линкоре вышли из построения некоторые механизмы, была повреждена четвертая башня основного калибра, группа кормовых 76-мм зенитных орудий и носовая батарея 37-мм зениток. Это всерьез ослабило противовоздушную оборону линкора. А советское командование не смогло усилить ПВО Кронштадта и кораблей, всё, что было, было брошено на защиту города. Вся флотская авиация трудилась в интересах командования фронта.

«Марат» своим ходом ушел в Кронштадт и 18-го поднялся к причалу Усть-Рогатки. Корабль сохранил боеспособность и его орудия основного калибра продолжали обстрел неприятеля. Чтобы уничтожить русский линкор, немцы из Германии привезли однотонные бомбы. Одним из немецких асов, какой атаковал «Марат», был Ганс-Ульрих Рудель. 21–23 сентября люфтваффе свершило серию массированных налётов на Кронштадт. Немногочисленные мочи ПВО Кронштадта и ослабленная зенитная артиллерия линкора не могли отразить все штурмы немецких лаптёжников Ю-87.

23 сентября германские пикирующие бомбовозы атаковали линкор. Первая однотонная бомба упала у левого борта. Корабль получил наклон на правый борт. Затем в назализованную часть попала ещё одна однотонная бомба. Она пробила броню, взорвалась внутри корабля, что потребовало подрыв боезапаса первой башни основного калибра. Произошёл мощный взрыв, уничтоживший носовую башню, надстройку корабля с её постами, зенитками, фок-мачту с назализованный военный рубкой и т.д. Упала носовая дымовая труба. Осколки разлетелись по всей Средней гавани. Столп дыма возвысился до 1 км. Погибли командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, старпом капитан 2-го ранга В. С. Чуфистов и ещё 324 человека. Корабль получил 10 тыс. тонн воды при водоизмещении в 23 тыс. и затонул на глубине 11 метров.

Вот как обрисовал крах боевого корабля один из очевидцев:

«Отчётливо вижу, как громадная фок-мачта с трапами, рубками, мостиками и площадками, сплошь обсеянная фигурами в белоснежных матросских робах, медленно отделяется от корабля, не очень быстро валится в сторону, а затем разделяется на доли и с грохотом обрушивается в воду… Чуть ниже мачты также медлительно поднялась и орудийная башня, её три 12-дюймовых орудия отламываются и тоже летят в воду. Бухта представляется кипящей от массы кинутой в неё раскалённой стали».
Геройская война линкора «Марат»
Аэрофотоснимок поврежденного советского линкора «Марат»
Геройская война линкора «Марат»
Часть фок-мачты линкора Балтийского флота «Марат», отброшенная от корабля мочью взрыва. Она была поднята и помещена на стенку кронштадтской гавани

Плавбатарея «Марат»

В ходе борьбы за живучесть морякам удалось предупредить затопление доли отсеков корабля. На помощь прибыли моряки с других кораблей. Корпус линкора лёг на дно, но глубина была небольшая и он целиком не затонул. Морякам удалось посадить линкор на гладкий киль, и вскоре начались восстановительные работы. Экипажу «Марата» помогали спасатели «Сигнала» и «Метеорита», Экспедиция подводных трудов особого направления (ЭПРОН), рабочие Кронштадтского ремонтного завода.

Корабля после второй башни просто не было. Третья и четвёртая башни основного калибра бывальщины целыми, вторая башня нуждалась в ремонте. Поэтому решили использовать «Марат» в качестве несамоходной плавбатареи. В командование кораблем вступил капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев. На корабле была сохранена команда в 357 человек.

Беззаветными усилиями моряков и пролетариев уже в октябре «Марата» частично восстановили, и линкор снова встал на защиту Ленинграда. 120-мм орудия сбросили, создали три батареи, какие укрепили сухопутную оборону города. 31 октября 1941 года орудия третьей и четвертой башен отворили пламя по гитлеровцам, в ноябре 1942 года – «заговорила» и вторая башня главного калибра.

Чтобы защитить недвижимую плавбатарею от пламени вражеской артиллерии и налетов авиации, на палубу уложили гранитные плиты толщиной 32–45 см, место котельного филиалы усилили броневыми плитами.

«Марат» вёл войну с вражескими батареями. Так, 12 декабря 1941 года корабль подавил немецкую батарею у поселка Беспечный. 28 декабря линкор-инвалид вёл перестрелку с 280-мм орудиями вражьей железнодорожной батареи на станции Новый Петергоф. По нашему кораблю выпустили 52 снаряда, четыре угоди в цель. «Марат» получил порядочные повреждения, но немецкую батарею подавил. Одним немецким снарядом было потоплено вспомогательное корабль «Водолей». В начале 1942 года экипаж «Марата» возрос до 500 человек. Для защиты плавбатареи ввели зенитки. Корабль продолжал войну с немецкой артиллерией. Гитлеровцы вели обстрел «Марата», но значительных разрушений не добились.

Геройская война линкора «Марат»
Линейный корабль Балтийского флота «Марат» в Кронштадте во пора аварийно-восстановительного ремонта. У борта линкора буксир образа «Ижорец»
Геройская война линкора «Марат»
Советский линкор Балтийского флота «Марат» во время аварийно-восстановительного ремонта и переоборудования в плавучую батарею
Геройская война линкора «Марат»
Поврежденный линейный корабль «Марат» в качестве плавучей батареи
31 мая 1943 года кораблю вернули историческое имя – «Петропавловск». Линкор продолжал брань с врагом до полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в январе 1944 года. В июне 1944 года орудия линкора сделали заключительные выстрелы по неприятелю – во время Выборгской наступательной операции.

За годы Великой Отечественной войны «Марат-Петропавловск» сделал 1 971 выстрел орудиями основного калибра.

После брани «Петропавловск» собирались полностью восстановить, модернизировать и усилить зенитное вооружение. Использовать для этого доли корпуса линкора «Фрунзе» («Полтава»). Но в итоге от этих планов отказались.

Корабль использовали в качестве учебно-артиллерийского корабли. В 1950 году корабль переименовали в «Волхов». В 1953 году вывели из состава флота и в начине 60-х отправили на металлом. К сожалению, «Петропавловск» не сохранили как корабль-музей вроде «Авроры».

Геройская война линкора «Марат»
Расчеты самодействующих 37-мм зенитных пушек 70-К линейного корабля «Марат»

>