Крах «Лузитании»: главное преступление немецких подводников

Крах «Лузитании»: главное преступление немецких подводников

1 мая 1915 года круизный лайнер «Лузитания» покинул порт Нью-Йорка и взял курс на Ливерпуль. Однако корабль не добралось до пункта назначения – 7 мая «Лузитания» была потоплена немецкой подлодкой. Гордость гражданского флота Британии удалилась под воду за 18 минут. 1198 человек из 1960, находившихся на борту, погибли. Это военное преступление вызвало мощный социальный резонанс и волну протестов против военных действий.

Самый быстроходный

Лайнер «Лузитания» был создан в 1902 для компании «Кунард Лайн»На тот этап, корабль был одним из лучших в Британии. Новейшие паровые турбины, обеспечивали лайнеру невиданную для тех лет скорость – 25 узлов. Даже легендарный «Титаник» не смог повторить такого итога. В скором времени «Лузитания» завоевала сердца пассажиров, привлекая всех своим комфортом, роскошью и быстроходностью. Образ «гордости британского флота» вечно подкреплялся и хорошей рекламой, которая предлагала совершить круиз по Атлантике на «лучшем лайнере Великобритании». С началом войны корабль продолжало совершать рейсы. Известен случай, когда немецкий крейсер попытался захватить лайнер, капитан «Лузитании» отдал приказ- раскрутить максимальную скорость. Решение увенчалось успехом, а сам инцидент, преданный огласке, лишь укрепил веру в превосходство и неуязвимость лайнера.

Корабль британских ВВС

В начале XX века морское соперничество Англии и Германии достигло наивысшего предела. Англия строила огромный военный флот и ходкие лайнеры могли обеспечить преимущество. Предполагалось, что в случае боевых действий подобные корабли будут переданы военному флоту. В то пора «Лузитания», построенная на правительственные субсидии, превосходила по скорости все боевые корабли. По указанию адмиралтейства «Лузитания» продолжала совершать пассажирские рейсы, однако сейчас она перевозила и военный груз- патроны, взрывчатку. Для безопасности судно оборудовали платформами для орудий и подъемниками для снарядов, однако сами орудия введены не были.

Охота за круизным лайнером

Основную угрозу для английского флота составляли немецкие подлодки. За время войны они намели огромный урон боевым кораблям и грузовым пароходам Британии. В роковой день – 1 мая 1915 года – в компанию «Кунард лайн» и экипажу «Лузитании» устроилась информация об угрозе торпедирования немецкими субмаринами. Однако судно вышло в море, руководство компании не стало отменять рейс. Всем представлялось, что даже подлодки не способны догнать самый быстроходный корабль английского флота. Выход в море был обусловлен и военной задачей, на корабль был погружен «специальный груз» – взрывчатка для войсковых соединений.

Катастрофа

Утром 1 мая судно следовало заданному курсу. Команда корабля и пассажиры бывальщины спокойны, несмотря на официальное предупреждение об опасности, которое имелось даже на билетах. Шесть дней путешествия прошли покойно. Само судно своей мощностью, и крепкой конструкцией внушало уверенность в успешном возвращении. Однако для подстраховки капитан корабля приказал задраить переборки и иллюминаторы, также бывальщины подготовлены шлюпки. В два часа дня члены команды заметили пенный след от торпеды, о чем незамедлительно было сообщено на мостик. Сквозь сорок секунд последовал мощный взрыв – торпеда протаранила правый борт. Позже прогремел еще один взрыв – детонировала транспортируемая взрывчатка. За две минуты корабль накренился на правый борт; отключился весь свет. В момент взрыва погибло много пассажиров и матросов, какие находились на нижних палубах. Всеобщая паника затрудняла спуск шлюпок на воду, дополнительная трудность заключалась в крене корпуса – спуск по левому борту был безотносительно невозможен. В панике люди стали прыгать за борт, однако образовавшаяся воронка стала засасывать их на глубину. Корабль ушел под воду за 18 минут. Выжить удалось лишь 761 человеку из почти двух тысяч пассажиров и членов экипажа.

Реакция

Сквозь несколько часов после катастрофы, Англия официально подтвердила факт нападения. Новость о катастрофе облетела все мировые СМИ. Края Антанты сразу стали использовать факт катастрофы в пропагандистских целях. Более того союзники Германии- Турция и Австро-Венгерская империя остро осудили атаку на круизный лайнер. В свою очередь, германская сторона указывала на контрабанду большого количества взрывчатки. Кроме того, представители Германии указывали на целую правомерность своих действий, так как зоне, где произошла катастрофа, за три месяца до трагедии был присвоен военный статус. Однако эти доводы остались без внимания. Виня в катастрофе немецких подводников, официальное следствие предпочло скрыть запрещенные перевозки военных грузов пассажирскими судами.