Крах президента Польши под Смоленском в 2010 году: какие остались вопросы

Новость опубликована: 10.04.2020

Крах президента Польши под Смоленском в 2010 году: какие остались вопросы

ВикипедияГибель президента Польши под Смоленском в 2010 году: какие остались проблемы

Решение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по делу крушения польского самолета под Смоленском было опубликовано в 2011 году, но до сих пор Польша и Россия препираются о причинах катастрофы, унесшей жизни целого ряда влиятельных польских деятелей, в том числе президента Леха Качиньского.

Промах экипажа

Согласно решению МАК, катастрофа произошла из-за ряда ошибок экипажа. Пилоты приняли решение о посадке в сложных метеоусловиях, спустили самолет ниже минимальной высоты в сто метров и игнорировали предупреждения систем самолета об опасной близости воздушного судна к земле.

За полтора часа до прибытия самолета на этом же аэродроме сел Як-40 Министерства обороны Польши. Экипаж сообщал о сложных погодных условиях и утилитарны нулевой видимости из-за тумана. Подобные предостережения давали и диспетчеры смоленского аэродрома.

Переговоры с диспетчерской службой затруднялись еще и тем, что экипаж нехорошо говорил по-английски, а в разговорах на русском языке испытывал проблемы с числительными. Заходя на посадку, экипаж не докладывал текущую вышину, хотя обязан был это делать. К тому же экипаж не имел действительного допуска к полетам в сложных погодных условиях и не проходил регулярных тренингов.

Давление со стороны польских чиновников

Бортовые самописцы зафиксировали голоса нескольких посторонних людей, находившихся в пилотской кабине незадолго до крушения. Расследование показало, что это были главнокомандующий ВВС Анджей Бласик и директор дипломатического протокола Мариуш Казана. Главком говорил с пилотами вплоть до момента, когда аэроплан задел деревья и рухнул.

Польская сторона ссылалась на то, что самолет считался военным и на него не распространяются правила для гражданских кораблей о том, что в кабине может находиться только экипаж.

Погибший Лех Качиньский неоднократно давал указания экипажам самолетов, на которых летал. В 2008 году он потребовал посадить аэроплан в Тбилиси, но командир решил не рисковать жизнями нескольких президентов, летевших тем же бортом, и приказу не подчинился. В дальнейшем пилота отвели от полетов особой важности. Вторым пилотом тогда был Аркадиуш Протасюк, ставший командиром смоленского рейса. Возможно, у него не достало решимости сопротивляться давлению со стороны первых лиц государства. На самописцах сохранилась запись о том, что от экипажа требуют посадки именно на смоленском аэродроме, в противном случае, как сообщал Протасюк, «они убьют меня».

Ошибка авиадиспетчеров

Польская сторона до сих пор настаивает на вине российских служб. По версии польского последствия, предоставленные записи переговоров содержат лакуны и противоречия. Глава комиссии Вацлав Берчиньский предполагает, что экипажу была дана неверная информация о дистанции до взлетно-посадочной полосы, а о плохих погодных условиях не было сообщено вовремя. К тому же есть версия, что в диспетчерской башне было некое неустановленное третье лицо, влиявшее на ход переговоров.

Теракт

Эту версию в ходе следствия исключили одной из первых. Но польская Парламентская комиссия (ее возглавлял Антоний Мацеревич, сейчас – министр обороны) и брат потерянного президента Ярослав Качиньский на ней настаивали. По их мнению, самолет начал разваливаться еще до столкновения с землей, примерно в 15-18 метрах.

Когда нынешняя правящая партия пришагала к власти, следствие (и отработка этой версии) было возобновлено. Веских доказательств у комиссии нет, но Мацеревич неоднократно заявлял, что крах влиятельных поляков была очень выгодна России.

Стимулирует производство все новых и новых версий отказ России передать Польше осколки самолета и все материалы. Также Россия не соглашается дать разрешение на допрос контроллеров с диспетчерской башни, фигурирующих в польских материалах как подозреваемые. В феврале 2017 года Польша зачислила решение подать жалобу в Международный уголовный суд в Гааге.


Крах президента Польши под Смоленском в 2010 году: какие остались вопросы