Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

  1. Статьи
  2. История

В СССР у повелительниц подиума было двойственное поза. С одной стороны, красотки считались идеологическим оружием, они представляли престиж Страны Советов на Западе, на них делал ставку Хрущёв, а затем и Брежнев. С иной — их труд оплачивался по низкой ставке, общественность приравнивала их к проституткам, их контролировал КГБ, а за рубеж отпускали далеко не всех. Как сложилась судьбина самых известных манекенщиц СССР?

"Самое красивое оружие Кремля" Регина Збарская

Родилась в 1935 году в Вологде в семейству советских служащих Николая и Дарьи Колесниковых. Из-за войны школу она окончила на два года позже. К моменту совершеннолетия в совершенстве владела английским и французским стилями. Когда девушке исполнилось 19, отец развёлся с матерью и забрал дочь в Москву. Там он был назначен на высокий пост и получил правительственную квартиру в середине столицы.

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

Фото © Журнал "Мода"

Регина решила поступать во ВГИК на актёрский факультет, но не прошла по баллам, потому выбрала экономический, где не было такого конкурса. Институт кинематографии стал для неё в первую очередь окном в мир богемы. Девушка скоро втянулась в тусовочную жизнь и выделялась даже на фоне столичных красоток. Начала посещать кастинги и в возрасте 23 лет снялась в комедии "Матрос с "Кометы", где сыграла итальянскую певицу. Но если кинематограф был, скорее, случайным эпизодом в её жития, то подиум стал её судьбой.

На одном из вечеров Регина познакомилась с модельером Верой Араловой, и та, оценив её внешние данные, предложила труд манекенщицы в Общесоюзном доме моделей одежды. На девушку сразу обратили внимание. В отличие от коллег, она была не просто "вешалкой для модной платья". Благодаря природному артистизму и харизме она стала моделью, королевой подиума. Регина — одна из немногих, кого пускали за рубеж и чьи снимки печатали в иностранных журналах. В США её называли "самым красивым оружием Кремля", ей целовали ручку Ив Монтан и Пьер Карден.

Вскоре Регина вышла замуж за представителя высшего света СССР — художника Феликса-Льва Збарского. Представлялось бы, жизнь наладилась по всем фронтам: карьера, красивая жизнь, семейное счастье. Но после беременности и аборта муж стал менять, а вскоре и вовсе ушёл — сначала к дочке шансонье Марианне Вертинской, а потом к актрисе Людмиле Максаковой, которая родила ему дитя. Затем он эмигрировал. Как честный человек, Феликс-Лев оставил Регине квартиру, но от затяжной депрессии это её не спасло. Вскоре девушка очутилась в психбольнице, где прошла курс лечения. Кризис миновал, и её снова приняли на работу в Общесоюзный дом моделей одежды, чему поспособствовал ценивший её модельер Вячеслав Косая.

В начале 80-х последовал новый удар: в Германии вышла скандальная книга "Сто ночей с Региной Збарской", в какой смаковались интимные подробности, а также подробно говорилось о том, что Регина была сексотом на службе КГБ. Ходил слух, что книгу написал её бывший возлюбленный, некий югославский журналист. В перестройку на подиум вышли молодые модели, к ним власть уже была лояльна, их спокойно пускали за рубеж. 50-летняя Регина комплексовала и находила, что её время ушло. Какое-то время, чтобы хоть как-то заработать себе на хлеб, она работала уборщицей всё в том же Доме моделей. Шаткая психика дала о себе знать, и в 1987 году после двух попыток суицида женщина снова загремела в лечебницу. Там и скончалась, хлебнув смертельную дозу снотворного.

Первая модель Славы Зайцева Лёка Миронова

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

Фото © ТАСС / Вадим Тараканов

Родилась в 1940 году в городе Фрунзе (сейчас Бишкек) внебрачно от беглой связи матери Артемиды с военным. Мама Лёки была замужем за крупным чиновником, но любви там особой не было, всё придерживалось на страхе. Когда муж узнал, что дочь родилась не от него, он чуть не убил Артемиду, от смерти её спасли солдаты, ставшие свидетелями расправы.

Когда Лёке исполнилось шесть лет, семейство переехала в Ленинград. Затем отца арестовали и посадили по политической статье. Девочка стала изгоем в кругу сверстниц из-за отца-зэка. Спасала влюбленность к творчеству. Лёка хотела стать певицей, но потом повредила связки и на мечте поставила крест. Идея с поступлением в архитектурный тоже сорвалась.

С конца 50-х девушка работала натурщицей в художественном училище. А в начале 60-х случай свёл её с тогда ещё начинающим модельером Вячеславом Зайцевым, какой и пригласил Лёку поработать манекенщицей. Дебютировала будущая модель в Звёздном Городке на Дне Красной армии. Этот экзамен она отдала на отлично, что вылилось в многолетнее сотрудничество и дружбу с Зайцевым.

После показа в Латвии Лёка вошла в топ моделей СССР убранству с Региной Збарской и Еленой Метёлкиной. Её фотоснимки публиковались в лучших журналах, американские документалисты выбрали Лёку для съёмок своего кинофильма "Три звезды Советского Союза" вместе с легкоатлетом Валерием Брумелем и балериной Майей Плисецкой.

Только вот за рубеж её не пускали. Вскоре за девушкой начал ухаживать высокопоставленный член ЦК КПСС, к которому она оказалась равнодушна и ответила отказом. После этого карьера модели для Лёки заморозилась на длинные годы. В течение 30 лет Лёка работала швеёй, чтобы прокормить себя и маму. Личная жизнь у неё не сложилась: по одной версии, возлюбленный отрекался жить под одной крышей вместе с тёщей, по другой — был замешан в нацистском движении, это стало препятствием их любви. Сейчас существует скромной жизнью и сторонится публичности. В модельный бизнес она вернулась уже в 2000-х по приглашению Вячеслава Зайцева. 70-летняя модель неплохо сохранилась, не утратила природного аристократизма и очень достойно смотрится на подиуме.

Пионер советского боди-арта Галина Миловская

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

Фото © Фотохроника ТАСС

Родилась в 1949 году в Москве в обыкновенной семье. В 13 лет у Гали умер отец, и до получения аттестата зрелости девочку воспитывала мама. После окончания школы Галина устроилась в Щукинское училище и начала самостоятельную жизнь. Стипендии катастрофически не хватало, и вскоре по протекции подруги девушка устроилась демонстратором платья во Всесоюзный институт ассортимента лёгкой промышленности. Её внешность соответствовала тренду мировой моды того времени: стройная блондинка с ювелирными чертами лица и большими глазами. Очень скоро Галина доросла до манекенщицы, быстро выработала модельную походку и вскоре затмила своих конкуренток по подиуму.

Её слава вышла за пределы института, о ней разузнали за рубежом. В 1967 году, когда девушке исполнилось 18 лет, её пригласили на Международный фестиваль мод — эксклюзивное событие для СССР того поре, на которое были приглашены ведущие журналисты зарубежных глянцевых журналов. С их лёгкой руки Галю стали называть "русской Твигги", помечая сходство с зарубежной коллегой, которая на тот момент была в мировом модельном топе. Через два года Галина получила предложение поучаствовать в фотосессии для журнала Vogue. Специально для этого в Москву приехал модный фотограф Андре де Роне. Журнал получил у советского правительства позволение на съёмки, и не где-нибудь, а на Красной площади и в Оружейной палате.

Советская сторона поставила условие: все заработанные деньги Галина отдаст в советскую казну. Галя согласилась, потому что само по себе участие в таком проекте было вящим достижением. Звёздный час обернулся стремительным падением многообещающей модели с карьерной лестницы. Чиновников возмутила фотография, где девушка сидит горбом к Мавзолею, раздвинув ноги. По мнению блюстителей морали, она совершила двойную крамолу: допустила пренебрежение по отношению к культовому пункту и выступила в образе, оскорбляющем образ советской женщины. После этого ей запретили сниматься в зарубежных журналах. Девушка продолжила карьеру манекенщицы и учёбу в Щукинском училище. Но раз на демонстрацию купальников пришли её преподаватели, увидели Галину и посчитали это верхом безобразия.

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

Фото © ТАСС / Великжанин Виктор

На вытекающий день её исключили из училища. Последней каплей стало участие Галины Миловской в фотосессии в стиле боди-арт (на тот момент в СССР ещё никто не ведал такого слова). Невинные по сегодняшним меркам фотографии — обнажённые плечи, тело, разрисованное цветами и бабочками — вызвали дебош, и Галю вызвали в КГБ. Больше она не могла заниматься любимым делом на родине.

Девушка приняла решение эмигрировать на Запад, ведь там отбоя не было от предложений о сотрудничестве, и ей это удалось. Победа омрачилась скоропостижной кончиной её мужа от инфаркта. Галя ушла с головой в работу и вскоре вошла в топ британских и итальянских моделей. В апреле 1974 года её пригласили в Рим на конкурс самых высокооплачиваемых королев подиума.

Вскоре она познакомилась с банкиром Жан-Полем Дессертином, и он сделал ей предложение. Супружество оказался счастливым, но ради него пришлось пожертвовать карьерой модели. Галина окончила факультет режиссуры документальных кинофильмов и состоялась в новой профессии, сняв несколько картин, в том числе о русских эмигрантах-авангардистах. В прошлом году ей исполнилось 70 лет.

Модель, муза Лимонова, графиня Елена Щапова

Графини, уборщицы, швеи и осведомители. Сияние и нищета фотомоделей в СССР

Фото © Ed-limonov.livejournal.com

Родилась Елена в 1950 году в Москве в семейству изобретателя Сергея Козлова, придумавшего первую систему прослушки для КГБ. Детство проходило благополучно — родители ни в чём ей не отказывали, постоянно её баловали. Благодаря модельной наружности Елену уже в 16 лет пригласили в столичный Дом моды Вячеслава Зайцева, где она стала работать манекенщицей.

В 23 года она вышла замуж за художника-графика Виктора Щапова и влилась в окружение московской богемы, где и познакомилась с бедным молодым поэтом Лимоновым. Ради начинающего писателя она бросила богатого мужа и верное будущее, а вскоре возлюбленным пришлось уехать в США из-за проблем с КГБ. 24-летняя Елена, привыкшая жить на широкую ногу, не вынесла тягот эмигрантской жизни и вскоре ушла от Лимонова к американскому миллионеру. Лимонов был настолько потрясён, что вскоре написал собственный скандальный роман "Это я — Эдичка", в котором рассказал об их отношениях и выплеснул боль утраты любимой женщины.

В Нью-Йорке Елена выстроила карьеру манекенщицы, познакомилась с Сальвадором Дали, который сделал ей своеобразный комплимент: "Какой восхитительный скелет!" — а также вскружила башку нескольким десяткам известных мужчин. Её внимания безуспешно добивались режиссёр Милош Форман, писатель Ромен Гари, экс-супруг Регины Збарской Феликс-Лев Збарский. Елена дружила с Романом Полански, Ивом Сен-Лораном, Клаудией Кардинале и иными представителями богемы. Она была желанной гостьей на самых роскошных вечеринках, меняла любовников как перчатки и, по её же словам, ни к кому из них не привязывалась. Но после ей приелась богемная жизнь, и Елена переехала в Рим, который сама называла скучным городом.

В 1980 году она вышла замуж за графа Джанфранко де Карли и сделалась аристократкой. Тогда же бросила и карьеру модели, посвятив себя путешествиям и писательству. Граф её очень любил, даже мыл за неё посуду, не доверяя это мастерить служанке. Елена же позволяла себя любить и, как сама призналась, поняла, что испытывала к нему чувства, только после кончины Джанфранко в 2000 году. Сейчас она живёт в четырёхкомнатной квартире в центре Рима, основной доход приносят рента и гонорары за книжки. Елена Щапова — лауреат нескольких итальянских литературных премий. У неё взрослая дочь Анастасия, которой 23 года. Совершенно недавно Елена отметила 70-летие.

Существование этих моделей и десятка других доказывает, что в СССР было всё: и секс, и рослая мода, и одежда от-кутюр. Но всем этим "элементам сладкой жизни" приходилось сосуществовать с определёнными идейными реалиями. Кому-то из девушек повезло больше, кому-то меньше. А кто-то, как Лёка Миронова, предпочёл подиуму тихую гавань повседневной жизни, пусть и не совсем по своей воле.