Исследователя Купидона XIX века поразил странный похоронный обряд гольдов.

Хабаровские археологи отыщи стойбища, о которых писал Маак

Хабаровские археологи из краевого Центра охраны памятников истории и цивилизации обнаружили во время очередной экспедиции в Нанайский район возможные следы поселений коренных жителей Приамурья, которые в половине позапрошлого века описал в своей книге «Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отдела Русского географического общества, в 1855 году» одинешенек первых отечественных исследователей Приамурья Ричард Маак. Об этом сотрудники КГБУ «Центр ОПИК» рассказали корреспонденту ИА «Хабаровский кромка сегодня» после проведения археологической разведки.

 — Собственно эти исследования корректнее было бы назвать не археологией, а, скорее, палеоэтнографией. Но во пора последней экспедиции в Нанайский район удалось обнаружить поселения, которые очень точно совпадают с двумя стойбищами, о каких писал Ричард Маак в своей книге по итогам сплава вниз по Амуру 166 лет назад, — говорит археолог КГБУ «Середина ОПИК» Евгений Черников. — Стойбище Маэ, о котором рассказал Маак, в переводе с нанайского языка означает водоворот. И до сих пор визави найденного поселения мы могли наблюдать сильные воронки на реке. Другое стойбище, которое застал исследователь в тех местах, он именует Сарку. Возможные следы его нам также удалось обнаружить около ныне называемого Малмыжским утёса в Нанайском районе. По имеющейся информации, Сарку с стиля коренных жителей Приамурья можно перевести как «страх» или «пугать».

Кстати, посещение поселения Сарку оставило неизгладимое впечатление на Ричарда Маака. Он и его попутчики застали там погребальный обряд и познакомились с необычной для европейца середины XIX века церемонией прощания с усопшими у гольдов, как тогда именовали нанайцев.

 — Кладбище находилось между ветвистыми дубами… там была построена маленькая и закрытая со всех сторон хижина… Возле стоял ничем не затворённый гроб с мёртвым телом, обращённым головою на юг… Этот гроб, вероятно стоял тут в ожидании совершения над ним обряда и постройки над ним хижины. Возле гробницы висели на деревьях сети, стояли сани, возлежали лыжи, самострелы и другие вещи, в которых нуждался покойник при жизни, — писал Ричард Маак в своей труду. — От кладбища к реке была сделана широкая просека, а от гробницы до берега тянулась длинная веревка, вероятно, для того, чтобы покойным было удобнее ходить к реке на рыбную ловлю и легче восходить на высокий берег, возвращаясь в гробницу с тяжёлыми резервами рыбы и дичи. Хабаровским археологом на месте, как они пока только предполагают, тех самых описанных Мааком стойбищ удалось заметить очень много интересных предметов прошлого. Большинство из них — китайского производства, что говорит о тесных торговых отношениях местного народонаселения с соседним государством в середине XIX века. Сделать окончательные выводы о точно датировке обнаруженных поселений удастся после проведения полноценных археологических раскопок.

Вам также может понравиться