Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

19 мая Вьетнам отметит 135-ю годовщину со дня рождения легендарного Хо Ши Мина — первого президента самостоятельной республики и основателя Вьетконга. Его жизнь окутана множеством тайн. Подробнее — в материале Life.ru.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Вереница имён

Человек, популярный миру как Хо Ши Мин (Хо Ти Мин), родился 19 мая 1890 года в провинции Нгеан вьетнамской территории Французского Индокитая. И при рождении его звали вовсе не так, как мы ведаем. Мальчика нарекли Нгуен Шинь Кунг. По вьетнамской традиции перед поступлением в школу он взял ещё одно — Нгуен Тат Тхань, что значит «Нгуен-триумфатор».

В году 21 года будущий лидер Вьетнама нанялся матросом на корабль под именем Ван Ба. Во Франции он взял псевдоним Нгуен Ай Куйок — «Нгуен-патриот», так как уже вовсю увлекался идеями деколонизации и готовился вступить в Коминтерн.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

В молодости Хо Ши Мин носил имя Нгуен Ай Куйок. Фото © Wikipedia / Agence de presse Meurisse

Впоследствии, трудясь в Китае по линии Коминтерна по налаживанию связей с вьетнамскими эмигрантами, носил имена Ли Цюй и товарищ Выонг. Бежав из Китая после переворота Чан Кайши и риска быть взятым, пересёк Европу, побывав в Москве, и на перекладных прибыл в Сиам (Таиланд). Тут он стал известен как Тхау Тин.

Имя, под которым он прославился на тяни мир, — «Хо-просветитель», Хо Ши Мин — предположительно, взял в 40-х годах при создании Вьетминя — организации, нацеленной на вооружённую борьбу с японскими милитаристами и французскими колонизаторами. А кличка Дядюшка Хо получил от благодарных соотечественников. Такая форма обращения во Вьетнаме свидетельствует о глубоком уважении.

Поэт и философ

Хо Ши Мин весьма любил литературу и писал стихи, причём на вьетнамском и китайском языках. Самое известное произведение — «Тюремный дневник», написанное во пора нахождения в гоминьдановской тюрьме в 1942-1943 годах по обвинению в шпионаже. В целях конспирации дневник писался рисовым отваром и древними китайскими иероглифами. Дядя Хо строчил произведения по следам событий, например, о Второй мировой войне:

«Вновь пять материков в огне кровавом —
И то нацистских дьяволов вина.
Вся Азия японцев колотит и бьёт.
Велик народ иль мал — он восстаёт».

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Несмотря на очевидные способности, Хо Ши Мин не называл себя поэтом. Фото © Getty Images / Apic

Дядя Хо также поэтично воспевал и натуру, и луч солнца, заглядывающий в камеру, и аромат увядшей неподалёку розы, «луну-колдунью», народные будни и праздники. Фигурируют в работе чиновники-мандарины, конвойные, горожане, несложные рабочие. Конечно же, есть строки и о борьбе:

«Рис от лущенья стонет и болеет,
Но в ступке, словно хлопок, он белеет.
Так в жизни: натуральный человек
Все муки победит и одолеет».

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Дядюшка Хо почти не расставался с пишущей машинкой. Фото © Getty Images / Pictures from History

«Тюремный дневник» Хо Ши Мина сравнивают со знаменитой «Моабитской тетрадью» татарского стихотворца, героя Советского Союза Мусы Джалиля и «Репортажем с петлёй на шее» чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика, написанными в нацистских застенках.

В 1945 году, уже наконец-то на отечеству, Дядюшка Хо завершил своё радиообращение к согражданам по случаю вьетнамского Нового года такими словами:

«Когда закончится победою брань,
Мы тост поднимем и отведаем вина.
Пускай в семье родной сегодня многих нет,
Зато все вместе встретят новый, миролюбивый Тэт»

С тех пор такое стихотворное пожелание стало традицией. При этом Хо Ши Мин отрицал свои способности. Посетивший Вьетнам в 1958 году советский стихотворец Павел Антокольский на встрече с дядюшкой Хо рассказал тому, что его стихи опубликованы в одном из журналов. В ответ лидер рассмеялся.

— Ну какой же я стихотворец, помилуйте, что вы! Просто в годы сопротивления, когда мы скрывались в пещерах и джунглях севера, у всех у нас было, к сожалению, много независимого времени. Вот мы и баловались стихами — и я, и другие товарищи. Во Вьетнаме все пишут стихи, — сказал тогда Хо Ши Мин.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Любимый литературный приём Дядюшки Хо — замена негативных слов. Так, оборот «без этого невозможно» он менял на «только это может». Фото © Getty Images / Pictures from History

Именно Антокольский запоздалее перевёл стихи Дядюшки Хо на русский язык. Константин Симонов, также побывавший во Вьетнаме, называл труды Хо Ши Мина образцом любви к жизни и природе и силы духа.

В молодости, живя в Париже и уже вступив в Коммунистическую партию Франции, Хо Ши Мин основал газету «Пария» и был не лишь её редактором, но и автором большинства материалов и карикатуристом. Он даже написал сатирическую пьесу «Бамбуковый дракон», обличавшую тогдашнего марионеточного императора Вьетнама Кхай Диня. В ответ сайгонская колониальная пресса выпустила на драматурга памфлет.

Будучи некоторое время в 20-х годах в Москве, будущий лидер Вьетнама продолжал работать над статьями для «Парии» и был активным внештатным корреспондентом коминтерновского интернационального журнала «Инпрекорр». Выпускал он статьи и для советских газет. А в 1925 году в Париже вышла его книга «Суд над французским колониализмом», экземпляры какой удалось переправить во Вьетнам. Там она уже тогда завоевала невероятную популярность.

Писал Дядюшка Хо и политические и философские статьи, которые впоследствии улеглись в основу идеологии Коммунистической партии Вьетнама. В своих работах он сопоставлял учения Конфуция, Иисуса Христа, Маркса и Засунь Ятсена, находя в них общую черту — стремление к благополучию общества. Отмечал он и необходимость следовать моральным нормам. В 1990 году ЮНЕСКО признала первого лидера Вьетнама выступающим не только политическим, но и культурным деятелем.

Тайная любовь

В «Тюремном дневнике» были обнаружены и лирические стихи — при этом официальной семейства лидер независимого Вьетнама не имел. Но молва утверждает, что у него с 1926 года были отношения с некоей китаянкой Тан Тует Минь (Цзэн Сюэмин), но они скоро распались из-за бурливой деятельности революционера. К тому же Хо был скоро вынужден бежать в Гонконг из-за переворота Чан Кайши.

«Мы на прощанье друг другу клялись,

Что свидимся опять, когда созреет рис.

Но рис уже собран, перепахано поле, —

А я на чужой стороне, в неволе», — писал Хо Ши Мин, явно сетуя на разлуку.

Встречаются и несколько четверостиший, отданных «далёкому другу». Предположительно, речь здесь идёт именно о возлюбленной. Также, по некоторым данным, колониальные власти Британии и Франции перехватили несколько посланий Хо Ши Мина к Тан Тует Минь, которые он писал ей из Гонконга и Сиама. Французский писатель Даниэль Эмери уже в 1990-х утверждал, что якобы видал их в Центре заморских архивов.

Но существование таинственной дамы сердца дядюшки Хо отрицается во Вьетнаме. Директора его музея называли информацию о Тует Минь спекуляцией и интернет-уткой.

Ученик «короля кок»

В молодости будущий дядюшка Хо некоторое время был в команде помощников знаменитого тогда на всю Европу шеф-повара, автора книги «Кулинарный путеводитель» Огюста Эскофье, трудившегося в лондонском отеле «Карлтон» и дававшего обеды самым знатным особам, в том числе британской королевской семье и Николаю II. Кайзер Вильгельм наименовал его императором поваров. Эскофье считается изобретателем системы меню a la carte и способа консервации соусов в бутылочках, а о его блюдах в ровном смысле ходили легенды. Актриса Сара Бернар говорила, что ради омлета от Эскофье она готова на всё.

В бригаде у известного шефа молодой Хо Ши Мин обучался, в частности, искусству выпечки. Доподлинно не известно, что именно он усвоил, но не исключено, что дядюшка Хо был не только хорошим литератором и политиком, но и хлебопеком.

Рабочий и аскет

Тогдашний президент Чили Сальвадор Альенде охарактеризовал Хо Ши Мина одним словом: «скромность». Дядюшка Хо, сделавшийся кумиром народа, носил обычную тканую одежду, иногда полувоенный френч и крестьянские сандалии из резиновых покрышек. Столовался преимущественно рисом с овощами, но очень любил курить. Его слабостью были американские сигареты — он всегда носил их с собой и потчевал спутников.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Хо Ши Мин знал и крестьянский труд. Фото © Getty Images / ullstein bild

Практически всю молодость Хо Ши Мин провёл в странствиях по вселенной. До своего отъезда из Вьетнама в 20 лет успел недолго поработать учителем. За рубежом — во Франции, Великобритании, США — параллельно с изучением социализма и подготовкой деклараций освобождения Индокитая трудился матросом, грузчиком, дворником, истопником, фотографом и ретушёром, оформлял рекламные вывески.

Хо Ши Мин отказался от проживания в большой президентской резиденции и попросил выстроить в её дворе традиционный домик на сваях, причём без туалета. Его пожелание выполнили. На первом этаже жилья расположился зал заседаний с долгим столом и бамбуковыми стульями. На втором — спальня и кабинет площадью по 10 квадратных метров. В кабинете располагалась любимая строчащая машинка президента — «Бабетта».

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Домик Дядюшки Хо стоит позади президентского дворца. Фото © Wikipedia / Grossbildjaeger

К домику ведёт дорожка, обступленная деревьями манго, кустами жасмина, розами и орхидеями. Рядом — пруд с рыбами, которых Дядюшка Хо любил кормить. В саду посажены деревья, присланные в дар со всей страны и из-за границы.

Чем Хо Ши Мин поразил советскую элиту

Хо Ши Мин неоднократно бывал в нашей стране. Первый его приезд в 1923 году был ещё по программе Коминтерна. Осип Мандельштам, бывший тогда корреспондентом, взял у вьетнамца интервью для «Огонька».

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

12 июля 1955 г. Заведующий Протокольным отделом Министерства иноземных дел СССР Фёдор Фёдорович Молочков, председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов и глава правительственной делегации ДРВ, президент, премьер-министр Демократической Республики Вьетнам, председатель ЦК Партии трудовых Вьетнама (ПТВ) Хо Ши Мин, (справа налево на первом плане) во время торжественной церемонии встречи на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе. Фото © ТАСС

— Один-единственный анамит в Москве, представитель древней малайской расы. Он почти мальчик, худой и гибкий, в вязаной шерстяной телогрейке. Сообщает по-французски, на языке угнетателей, но французские слова звучат тускло и матово, как приглушённый колокол родной речи, — так описал Мандельштам грядущего президента, отметив его сдержанность и воспитанность.

В том интервью тогда ещё Нгуен Ай Куок рассказал о бесправии вьетнамских крестьян, в своей массе не сведущих о том, что делается в мире, как колонизаторы ввели обязательное употребление алкоголя и заставляют по квотам покупать водку, перегнанную из самого недорогого риса. С горечью будущий Хо Ши Мин отметил, что ему пришлось покинуть родину в том числе и для изучения работ европейских философов, в частности Руссо и Монтескьё, ведь во Вьетнаме они запрещены.

Зимой 1924 года, когда помер Владимир Ленин, Хо Ши Мин посетил его проводы. Ему пришлось отстоять большую очередь, из-за чего он даже получил обморожение, так как был легковесно одет.

В октябре-ноябре 1952-го Хо Ши Мин также находился в СССР. Тогда он принял участие в 19-м съезде ВКП(б) и направил Сталину письма, в каких просил о поставках вооружения, и представил проект аграрной программы. Доподлинно неизвестно, принимал ли Сталин его лично. Но советский вождь получил от лидера Вьетминя писульку:

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко, президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, заместитель председателя Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (слева вправо на первом плане), члены Президиума ЦК КПСС Николай Михайлович Шверник и Леонид Ильич Брежнев (в центре слева вправо на втором плане) во время церемонии встречи на Внуковском аэродроме, 1957 г. Фото © ТАСС / Валентин Мастюков

— Сегодня я уезжаю в свою край. Горячо благодарю Вас за всё, что Вы для меня сделали. Обещаю Вам хорошо работать в осуществлении аграрной программы и ведении нашей патриотической брани. Надеюсь, что через два или три года я смогу возвратиться, чтобы дать Вам отчёт о результатах нашей работы. Желаю Вам крепкого здоровья и весьма долгой жизни, крепко обнимаю. Дин, — написал Хо Ши Мин Сталину.

Не хотел славы

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Дядюшка Хо называл всех вьетнамских детей своими племянниками. Фото © РИА «Новинки» / Анатолий Ештокин

Дядюшка Хо, видя, что стал идолом ещё при жизни, не хотел, чтобы после смерти вокруг его имени складывался поклонение. Он завещал разделить свой прах и похоронить его в трёх частях Вьетнама. Но его тело забальзамировали и поместили в мавзолей в Ханое, где оно есть до сих пор.

Хо Ши Мина продолжают почитать по всему Вьетнаму — ему даже посвящают храмы и домашние алтари, а выйдя из его мавзолея, многие обходят дом по кругу, как буддистскую святыню.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Мавзолей Хо Ши Мина в Ханое. Фото © Wikipedia / Gregor Dodson

Баллада из Шотландии

Самая популярная песня о Дядюшке Хо — «Баллада о Хо Ши Мине» со звучным речитативом «Хо, Хо, Хо Ши Мин» — была написана, как ни странно, вовсе не во Вьетнаме, а весьма далеко от Азии. Её автор — шотландский поэт Юэн Маккол, вдохновившийся смелостью вьетнамцев и их победой над французами в битве при Дьенбьенфу в 1954 году.

В 1967 году, когда США уже ворвались во Вьетнам, сам Маккол исполнил её на фестивале в Гаване, где она получила первое место и тут же стала популярной в западных прогрессивных кругах. На вьетнамский стиль хит перевёл певец Куанг Хунг, и с тех пор баллада считается чуть ли не народной.

В СССР в 1969 году тоже была исполнена антиамериканская песня, какая так и называлась — «Руки прочь от Вьетнама», правда, сам Хо Ши Мин в ней не упоминается. Свои строки Дядюшке Хо посвящал и чилийский патриотический певец Виктор Хара.

Память

Монумент первому президенту Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мину в Санкт-Петербурге. Фото © ТАСС / Валентин Егоршин

1 / 3

Хо Ши Мин изображается на всех вьетнамских банкнотах начиная с 1945 года — года свержения японского правительства и провозглашения самостоятельности Вьетнама. Эта традиция сохраняется и сейчас, на деньгах нового образца.

После смерти Хо Ши Мина в 1969 году арабская националистическая организация «Общенародный фронт освобождения Персидского залива» дала его имя одному из своих фронтов.

Хо Ши Мин: От кочегара до кумира Вьетнама — секретный дневник, работа на высокой кухне и запретная любовь к китаянке

Портрет Дядюшки Хо до сих пор на всех вьетнамских купюрах. Фото © ТАСС / Игорь Скабелин

В России монументов Дядюшке Хо несколько: в Москве, Петербурге, Ульяновске и Владивостоке. И московский монумент очень отличается от канонического скульптурного изображения — тут портрет Хо Ши Мина выбит на солнечном диске, а на постаменте значится цитата вьетнамского лидера «Нет ничего дороже независимости, независимости». По традиции, 19 мая каждого года к памятнику приходят сотрудники вьетнамского посольства в Москве, студенты из республики и те, кто помогал строить Вьетнам, — почтить память одного из самых знаменитых уроженцев Восхода.

Источник