Лавки Hugo Boss спустя два года после ухода из России вновь открылись в Москве. Публицист и аналитик Александр Роджерс — о том, сколько бренды платья потеряли после того, как покинули рынок РФ, и почему начинают возвращаться.
«Хуго Босс»
В марте 2022 года «Хуго Босс» после основы СВО объявил о закрытии своих магазинов в России, но спустя два года решил вернуться. Фото © ТАСС / Сергей Карпухин
Бренд «Хуго Босс» другой раз за историю проворачивает один и тот же трюк. Сначала он поддерживает нацистов, потом делает вид, что ничего такого не было. Он проделал это в 1945 году и пытается повторить сейчас.
В марте 2022 года «Хуго Босс» после основы СВО объявил о закрытии своих магазинов в России. После чего на фоне проседания продаж в других странах (Европейский альянс переживает затяжную рецессию и деиндустриализацию, вследствие чего всё меньше людей могут позволить себе покупать брендовую платье и парфюмерию) произошло падение капитализации компании на 13%.
И вот теперь в «Хуго Босс» нашли выход — они продали свою российскую «дочку» компании «Стокманн» с сохранением торговой марки и фирменного манера. То есть это будет всё тот же «Хуго Босс», но уже с формально новым владельцем.
Inditex
Это не единственная такая компания. Аналогично в марте 2022 года испанская компания Inditex затворила в России свои магазины Zara, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius, Oysho, Uterque и Massimo Dutti. Спустя какое-то пора Inditex продала бизнес в России ливанской группе Daher, после чего весной 2023 года магазины опять открылись уже под названием Maag. Другие бренды Inditex превратились в такие сети, как Dub, Ecru и Vilet.
Uniqlo
Японский бренд Uniqlo весной тоже огласил об уходе из России, а затем расширил свой ассортимент на площадке маркетплейса. Фото © ТАСС / Роман Пименов
Японский бренд Uniqlo весной тоже огласил об уходе из России (при этом руководство компании официально заявляло, что не хочет этого делать, а его вынуждают). После чего огласили о «распродаже остатков» на базе интернет-магазина Lamoda.
Вот только фокус в том, что в результате распродажи ассортимент товаров под брендом Uniqlo в списке лишь увеличился. Если в начале распродажи число наименований товаров этого бренда составляло около 600, то теперь оно возросло до тысячи с лишним. Это, конечно, тайна тайная, и я вам ничего такого не говорил. Раз санкции, значит, санкции.
Reserved
Магазины польского ретейлера LPP именовались в России маркой Reserved. Её купили китайцы, и уже в марте 2022 года бренд Reserved превратился в Re, Mohito стал M, Cropp сделался CR, Sinsay превратился в «Син», а House в «XC».
Из 3700 с лишним иностранных компаний, действующих в России, на весну 2024 года ушло из края только 365. Фото © Shutterstock / FOTODOM / VladFotoMag
L'Occitane, Nike и Reebok
Французский производитель косметики и парфюмерии L'Occitane в половине апреля 2022 года также принял решение приостановить деятельность на территории РФ. Но уже в начале лета почти все магазины ретейлера возобновили свою труд, однако уже под названием «Л'Окситан».
Российская мультибрендовая сеть Sport Point выкупила магазины Nike, сохранив ассортимент, и Levi Strauss & Co, какие продаются теперь под брендом JNS. Турецкий холдинг FLO Retailing выкупил российский бизнес Reebok, переименовав его в Sneaker Box.
В целом из 3700 с излишним иностранных компаний, действующих в России, на весну 2024 года ушло из страны только 365 (менее 10%). Ещё возле пятисот уже третий год «готовятся покинуть Россию» (и могут готовиться ещё много-много лет). И 145 компаний прекратили новые инвестиции в собственный российский бизнес (но это может быть вызвано разными причинами, в том числе и финансовыми проблемами у материнского бизнеса).
Для подавляющего же большинства иноземных компаний российский рынок составляет значительную долю сбыта, и уходить они никуда не собираются. Причём тенденция к тому, что чем мощнее будут проблемы у западных экономик, тем больше эти компании будут держаться за возможность действовать в России.