“Отечество” анонсирует очередную видеолекцию нового проекта телеканала “История” – партнера нашего журналаВ 2020 году телеканал “История” покажет цикл видеолекций “История России от А до Я” с участием доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории России до основы XIX века исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Николая Сергеевича Борисова. Цикл лекций охватывает размашистый круг ключевых событий и проблем отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
Лекция “Русская цивилизация. Общество” отдана особенностям социальной истории России. Приводим ее основные тезисы.
Русская цивилизация. Общество
Существует схема образования целого Русского государства с точки зрения расстановки социальных сил, социальных слоев. И обычно эту схему сравнивают с тем, что происходило в Западной Европе. Там союз и создание национальных государств происходили при поддержке двух мощных сил – городов и дворянства. Опираясь на города и дворянство, король преодолевал сопротивление Храмы, потому что римская Церковь не хотела создания национальных государств, это было опасно для ее авторитета.
У нас в России все выглядело несколько по-иному. Объединение страны происходило в конце XV – начале XVI века. В это время только появилось дворянство, создателем которого был Иван Третий. Получив огромные новгородские территории, он разрезал их на махонькие кусочки и раздавал поместья своим слугам. После чего как грибы после дождя стали множиться дворяне. В это же пора наши города, как правило, представляли собой укрепленные форты или остроги. Они были центрами полицейской и налоговой власти, но, как правило, с минимумом торгово-ремесленного народонаселения, там абсолютно не было ремесленных цехов.
Итак, города слабые, дворянство только народилось. Московским князьям приходилось разыскивать других союзников. Они нашли их в лице Церкви. И закручивали гайки политической власти. Самодержавие в той форме, в которой мы его знаем, как безотносительная власть, формируется именно в начале XVI века. И сформировалось оно именно из потребности объединить страну. Проблема независимости и проблема союзы – они были связаны между собой, и их решить можно было только через деспотизм, только через жестокий, свирепый порядок. Такова реальность того времени.
Еще одной и очень важной силой в нашей социальной истории была община – союз крестьян одного села для решения общих хозяйственных задач. В конечном счете, община служила цели всеобщего выживания. Она поднимала неимущих, немножко придерживала зажиточных. И в этом отношении была великим устроителем крестьянского быта.
Конечно, община формировала и психологию людей. И она тоже остро отличается от западной. Если у нас коллективизм во всех его формах, от общины Ярослава Мудрого до партийной организации, то на Западе индивидуализм – целая противоположность. Если у нас вера, то у них – разум, если у нас совесть, то у них – закон. Противоположная или, во всяком случае, не совпадающая с Западом ментальность сформировалось в итоге многих веков жизни русской общины. Она работала на спасение, на выживание всего коллектива.