История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

По случаю Масленицы ведущие наших популярных рубрик впервые присели за один стол. Ну какой весенний праздник на “Кухне Родины” без икры – настоящей российской легенды?!

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

И. Шаймарданов. Псковская Масленица.

И никакая заморская не составит им конкуренцию на Масленице

"О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как пламя, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой…"

А. Куприн, "Юнкера"

Еще "Домострой" наставлял всякого христианина подавать на Масленой неделе "в стол еству: икра паюсная, икра осетрья осенняя, икра осетрья свежая, икра стерляжья…" Истина, сегодня мало кто вспомнит вкус настоящей черной икры, а ведь именно она – белужья, осетровая и севрюжья, завоевала Престарелый и Новый свет под названием Russian caviar. До широкого распространения икры лососевых оставалось еще три века – когда Великий сибирский линия сделал ближе обильный природными дарами Дальний Восток.

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

Трудный выбор. Фото: РИА Новости

Рыба "алая", икра – черная!

В середине XVI столетия Иоанн Грозный покорил не только Астраханское ханство, но и осетровое царство – устье Волги и выход к Кас-пийскому морю. Об этом пункте славянофил И.С. Аксаков в 1847 году напишет:

Вот там-то, брат, там золотое дно,

Белугами полнехонько полно!

Осетр, тюлень, севрюга… словно в сборе!..

Уж доходно! В весенний ранний лов

Кишмя кишат они у берегов,

Сплошной стеной стоят под учугами!..

Так началась многовековая "икорная монополия" России: русские рыболовы свободно рыбачили на Каспии и снабжали Московию черной икрой "красной рыбы" – так прозвали на Руси осетровых не за краска, а за ценность.

Икра осетровых очень быстро из диковинки превратилась в повседневный продукт. В начале XVII века "свежая крупитчатая из осетра и белорыбицы составляла роскошь; но во всеобщем употреблении была паюсная, мешочная, армянская – раздражающего свойства и мятая, самого низшего совершенства, которую покупали бедные простолюдины"1.

В это же время "наилучший прессованный кавиар" распробовали на Западе. Вывоз деликатеса, отданный на откуп нескольким заморским гостям, с каждым годом приносил казне все больший доход. А в 1719 году, "милосердуя к купечеству", Петр I "сократил икру торговлею в народ". Отныне икрой мог промышлять каждый, платя в казну серебряный рубль за пуд (16,3 кг). Этот "икряной налог" целиком обеспечивал содержание Адмиралтейского приказа, так что русский флот, можно сказать, был вскормлен черной икрой2.

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

Паюсная – бочками, крупитчатая – обозами

На Волге, а чуть позже и на Яике (Урале) царь-рыбу ловили в учуги – ловушки из кольев, расставленных поперек течения рек. Так попадалась лишь действительно крупная рыба. Александр Дюма, побывавший на астраханских промыслах в 1859 году, писал: "Для нас приготовили икру, добытую из самого большенного осетра: он тянул на триста, а может быть, на четыреста килограммов; его икра заполнила восемь бочонков по десять фунтов любой"3.

Настоящей икрой, едва освобожденной от ястыков (рыбьих яичников) и чуть присоленной, "рассыпчатой, как густо сваренная гречневая каша", можно было насладиться лишь на пункте вылова или на царском пиру – рыбу ко двору доставляли живой. В холодное время года бесконечные обозы и суда, загружённые дубовыми бочками с икрой, тянулись из Астрахани в Москву, Петербург и Ахрангельск. Чуть позже свежую икру в Москву сделались доставлять на почтовых тройках – под названием "троичной". А на Урале существовала традиция икру первого зимнего лова отправлять с депутацией в дар императору – аккурат к рождественским праздникам.

Европейские же гурманы долгое время довольствовались икрой паюсной – крепко просоленной в теплом соляном растворе (тузлуке) и прессованной в рогожных мешках. Такая икра слоями укладывалась в дубовые бочонки, выстланные внутри салфеточной материалом – поэтому ее еще называли "мешочной" и "салфеточной". Очень соленая и плотная по консистенции, она нарезалась ножом как сыр. Если паюсная все же портилась при транспортированию и теряла товарный вид, ее отправляли на внутренний рынок, где за бесценок сбывали простому люду. А уж тут икру "с душком" применяли с уксусом, перцем и луком, варили в уксусе или маковом молоке, и даже делали из нее блины – "икрянки": хорошенько взбивали с мучением и запаривали. Особенной популярностью это блюдо пользовалось в пост.

Но чаще всего икру ели сырой: "икра свежая или соленая подается с луком и перцем в числе морозных блюд", – объясняли кулинарные книги4. Обыватель, конечно, употреблял не только черную икру. В изобилии было дешевой "алой", под которой вплоть до начала XX века подразумевалась икра самых демократичных, как их называли, – "черных" рыб: воблы, щуки, леща, сазана.

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

Белуга весом возле 1180 кг, выловленная в Каспийском море и выставленная для обозрения в московском магазине В. Бобкова на Балчуге. Начало ХХ века. Фото: pastvu.com

Стоимость зернистого жемчуга

Оптовая цена на черную икру росла в геометрической прогрессии: если в 1770 году в Астрахани за пуд икры упрашивали 2 рубля, то в 1894-м – уже от 50 до 100! С появлением железнодорожного сообщения, холодильных установок и консервирования (не совсем безопасного, но эффективного: соль смешивали с бурой) львиная часть лучшей зернистой икры благополучно достигала Европы. С 1904 по 1928 год экспорт вырос с 5,8 до 831 тонны. На Закате "русская икра" пользовалась бешеным спросом и ценилась на вес золота. Доходило до того, что под маркой "Русская икра" сбывали свою продукцию американские рыбопромышленники5.

На внутреннем базаре осетровой икры оставалось немного, поэтому русским гурманам тоже приходилось раскошелиться. В 1901 году В.А. Гиляровский обрисовал ассортимент нового Елисеевского гастронома в Москве:

"Чернелась в серебряных ведрах, в кольце прозрачного льда, стерляжья тонкая икра, высилась над краями горкой темная осетровая и крупная, зернышко к зернышку, белужья. Ароматная паюсная, мартовская, с Сальянских промыслов, пухла на серебряных блюдах; дальше сухая мешочная – тонким ножом пополам каждая икринка режется – высилась, сохраняя форму мешков, а лучшая в вселенной паюсная икра с особым землистым ароматом… стояла огромными глыбами на блюдах"6.

Цены кусались – за фунт крупитчатой здесь просили 3.50 рубля. Публика попроще разыскивала "гастрономическое лакомство" в рыбных рядах. Стоимости в два раза ниже, ассортимент побледней: "Целые кади были полны чёрным жемчугом икры – зернистой и паюсной", – вспоминал литератор С.Н. Дурылин московский Немецкий базар. На Масленицу не скупились: в 1912 году в одном только Петербурге за сырную неделю было съедено зернистой икры на полмиллиона рублей. Для столичного чревоугодия рыбу еще летом сплавляли на особых баржах в Рыбинск, где она ждала своей участи всю зиму:

"Получился по телеграфу заказ, – в тот же день убивают рыбу, потрошат, по краске и размеру икринок сортируют икру, и на другое утро она уже в Петербурге"7.

Но после Русско-японской войны в продаже появилась дальневосточная лососевая икра. Конкуренция! "Вначале на неё недружелюбно косились – эта икра-де, икра для нехристей, недаром, мол, она добывается из "кита-рыбы"8. В Москве в 1910 году недорогой икре с сомнительной славой нашли оригинальное применение: "Красная кетовая икра, стоящая в оптовой продаже от 30 коп. за фунт, окрашивается какой-то черноволосой краской и продается как черная паюсная, по 1 руб. 80 коп. за фунт"9.

Но еще до заката империи красная икра утвердилась и на российском базаре, и на мировом – как еще один сорт "русского кавиара".

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

Красная икра в советской рекламе не нуждалась…

Икорная дипломатия

В Советское пора икра окончательно превратилась в валютный деликатес и национальный бренд. Интересно, что даже во время Брест-Литовских переговоров делегация Смольного по престарелой русской традиции привезла бочонок русской икры к рождественскому обеду10. Впрочем, в те времена из-за санкций назначенную на экспорт икру большевики и дома ели ложами. Л.Д. Троцкий с отвращением вспоминал: "Этой неизменной икрой окрашены не в моей лишь памяти первые годы революции"11.

В то время как вожди давились икрой без хлеба, розничные цены на нее становились астрономическими, а после она надолго вселилась в спецпайках. И пока народ забывал вкус икры, дипломаты укрепляли стереотип о национальном блюде. К примеру, в 1925 году полпред А.М. Коллонтай произвела фурор в Норвегии зачислением в честь 7 ноября: "На шести столах стояли двухкилограммовые банки со свежей икрой – роскошь небывалая в Осло. Даже на обедах у короля свежая икра подается лишь на махоньких сандвичах". Ошарашенные норвежцы ели икру ложками, "даже не намазывая на хлеб"12.

История русской предания, без которой не обходится ни одно праздничное застолье

Работницы астраханской фабрики раскладывают икру по баночкам. 1960 год.

В послевоенные годы икра, особенно алая, то появлялась, то исчезала с прилавков, но неизменно обитала в ресторанах и буфетах, где продавалась с наценкой. В 1970-80-е деликатес к празднику можно было "раздобыть" разве что по месту работы – предприятия формировали продуктовые заказы для своих сотрудников. Зато в валютных магазинах русская икра не переводилась, и даже самый скромный дипломатический фуршет, организованный советской сторонкой, непременно включал черную белужью и красную икру.

С распадом Союза русская монополия на икру была окончательно утрачена. Ныне добыча черной икры из дикой природы запрещена, ее производят фермеры по всему свету, но для всей планеты икра по-прежнему – национальный русский продукт.

Взор ПОЭТА

Раньше паюсной икрою мы намазывали булки.

Слоем толстым маслянистым приникала к ним икра.

Без икры не обходилось пикника или гуляния.

Пили мы за осетрину – за подругу осетра…

А в серебряной бумаге, мартовская, из Ростова,

Лакированным рулетом чаровавшая наш глаз?!.

Разве позабыть вероятно ту, что грезиться готова,

Ту, что наш язык ласкала, ту, что льнула, как атлас!

Игорь Северянин, "Икра и водка"

1921

ВЗГЛЯД Беллетриста

Как-то на поминках у фабриканта Костюкова старик-дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за протока, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре. И прошло уж немало времени с тех пор, дьячок давно умер, а про икру всё помнили. Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, случившегося десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали.

Антон Чехов, "В овраге" 1899

1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жития и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 2017. С. 78.

2. Адамович В. Икра. Историческая справка// Нива. 1894. N 8. С. 184.

3. Дюма А. От Парижа до Астрахани. Саратов. 1991. С. 120.; Русский фунт – 409 гр.

4. Левшин В.А. "Словарь поваренный, приспешничий, кандиторский и дистиллаторский…" Москва, 1795.

5. Адамович В. Указ соч. С. 185.

6. Гиляровский В.А. Москва и Москвичи. М. 1955. С. 272.

7. Россия. 1912. 20(07) февраля.

8. Дурылин С.Н. В своем углу: из престарелых тетрадей. М, 1991. С. 66.

9. Утро России. 1910. 6 марта (21 февраля)

10. На сцене и за кулисами Брестской трагикомедии. Мемуары участника Брест-Литовских миролюбивых переговоров//Архив русской революции. Т. 20. 1930. С. 103.

11. Волкогонов Д.А. Троцкий: политический портрет. М. 1994. С. 215.

12. Коллонтай. А.М. Дипломатические дневники. 1922-1940. Т. 1. С. 244.

>