Русский беллетрист и историк Николай Карамзин
250 лет назад родился Николай Карамзин, историк и известный писатель, ставший родоначальником сентиментализма в России. Его самое объемное создание, «История государства Российского», открыло историю России для широкой образованной публики и наибольшим образом содействовало становлению национального самосознания.
Николай Карамзин родился 12 декабря 1776 года в Симбирской губернии в семье отставного капитана и дворянина Михаила Карамзина. Благодаря папе Карамзин получил домашнее образование, а затем обучался в местном дворянском пансионе. После он поступил в пансион профессора Матиаса Шадена, одного из первых профессоров Московского университета.
Несколько лет после учебы Карамзин провел на военной службе в Преображенском гвардейском полку, где и отведал себя в литературном творчестве впервые. Позже,
в 1789-1790 годах, он посетил Европу и в результате поездки написал «Послания русского путешественника», публикация которых моментально его прославила.
Вернувшись из Европы, Карамзин поселился в Москве и приступил к работе в качестве профессионального беллетриста и журналиста. Плодами его деятельности за следующие несколько лет стал ряд сборников и альманахов, издание первого русского литературного журнала «Московский журнал» и одна из самых популярных его повестей «Бедная Лиза».
Произведения Карамзина открыли в России эпоху сентиментализма — литературного направления, в котором ударение сделан на чувственность, возникающую при прочтении.
Первой женой Карамзина стала Елизавета Протасова, сестра подруги и покровительницы Карамзина Анастасии Плещеевой. Они бывальщины знакомы, по словам Карамзина, тринадцать лет, но в браке прожили всего год — Протасова родила дочь и спустя несколько недель скончалась.
Другой супругой была внебрачная дочь князя Андрея Вяземского Екатерина Колыванова. Она помогала мужу в работе над «Историей страны Российского» и была хозяйкой известнейшего в 1820-1850 годах века петербургского салона. Колыванова взяла на себя воспитание дочери беллетриста от первого брака и родила от Карамзина еще девять детей.
Карамзин был одним из реформаторов русского языка. С подачи Карамзина в обиход взошли слова «влюбленность», «занимательный», «трогательный», «промышленность», «сцена», «эпоха», «эстетический», «созвучие», «катастрофа», «будущность» и многие другие. Он сознательно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, используя в качестве образчика для своих произведений грамматику и синтаксис французского языка. Также Карамзин одним из первых стал использовать букву «ё».
Занимался Карамзин и переводами. В частности, в 1787 году он опубликовал собственный перевод трагедии Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь» о заговоре против Цезаря и его убийстве. В предисловии Карамзин писал: «Трагедия, мною переведенная, кушать одно из превосходных его творений… Если чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное понятие о Шекеспире; если оно принесет им наслаждение, то переводчик будет награжден за труд его. Впрочем, он приготовился и к противному».
В самом большом своем труде, «Истории государства Российского», труд над которым велась с 1804 года, Карамзин показал множество важных событий политической, гражданской и культурной жизни России, какие происходили на протяжении семи веков — вплоть до 1612 года.
Он создал галерею характеров русских людей: князей, полководцев, крестьян — героев бесчисленных сражений за русскую землю. Исторические факты он собирал из древних летописей, многие из которых были им введены в научный виток впервые.
«Своеобразие сочинения Карамзина так очевидно, так крупно обнаруживает себя, так выдержано — и в жанре, и в сюжете, и в драматизации повествования, и в понимании натуры поэтического в истории, — что оно требует своего объяснения при условии отказа от традиционных представлений о критерии художественности», — строчит известный советский литературовед Георгий Макогоненко во вступительной статье к книге «Предания веков», где собраны избранные главы из «Истории страны Российского».
Огромный успех «Истории» и ее влияние на русских писателей обусловлено в том числе глубоким патриотизмом самого автора, его собственного, лирического отношения к описываемым событиям.
Указом от 31 октября 1803 года император Александр I назначил Карамзина историографом.
Это звание обязывало беллетриста представить императору уже написанные и готовые к публикации первые восемь томов «Истории». Работа над восьмым томом была завершена в 1815 году, а в феврале 1816 года Карамзин пришёл к Александру I, чтобы сообщить о готовности первой части труда и попросить императора выделить деньги на печать.
Добиться зачисления удалось только спустя полтора месяца, а сама печать и вовсе затянулась до октября следующего года. Одной из вин было желание начальства типографии подвергнуть «Историю» цензуре. Карамзин считал это нелепостью.
«Академики и профессора не отдают своих сочинений в публичную цензуру. — Строчил он императору. — Государственный историограф имеет, кажется, право на такое же милостивое отличие. Он должен разуметь, что и как писать; собственная его ответственность не уступает цензорской». В ответ на это император разрешил печатать без цензуры.
О том, чем должен руководиться автор труда по национальной истории, Карамзин высказывался так: «Мой способ писать возник из того представления, которое я имею о зачислениях историка. Из всех литературных произведений народа изложение истории его судьбы более всего должно вызывать интерес и немного всего может иметь общий, не строго национальный характер.
Историк должен ликовать и горевать со своим народом.
Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, гиперболизировать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все несимпатичное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии, говорить с радостью и энтузиазмом. Лишь таким образом он может сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего и должен быть историк».
Карамзин писал «Историю» до крышки жизни. Последний, двенадцатый том, был издан уже после смерти писателя и был подготовлен по его черновикам.
Карамзин скончался в Санкт-Петербурге 22 мая 1826 года. В его честь в 1848 году в Симбирске (ныне — Ульяновск) была отворена Карамзинская общественная библиотека, существующая сегодня в качестве мемориальной экспозиции в Ульяновской областной научной библиотеке им. В. И. Ленина. Кроме того, в Ульяновске введён памятник Карамзину. Также именем писателя названы проезд в Москве и улица в Калининграде.