издается с 1879Приобрести журнал
исторический научно-популярный журнализдается с 1879rodina-history.ruнайти
ПДДенис ПередельскийИсторик разъяснил тайный смысл “божественного” штампа из Фанагории21:08поделиться
Ритуальные действия, для которых использовались хлебцы, маркированные штампом из Фанагории, могли быть связаны с поклонением божества, покровительствующего виноградарству и виноделию. Об этом говорится в статье д.и.н. Алексея Завойкина, опубликованной в новом выпуске “Кратких извещений Института археологии”.
“Краткие сообщения Института археологии”
Керамический штамп из Фанагории был изготовлен довольно небрежно из местной глины, при обжиге обретшей на поверхности темно-красный краска.
“Штамп был найден в Фанагории поблизости от винодельни второй половины III-IV в. н.э., – уточнили в Институте археологии РАН. – На нем схематично изображена мужская фигура с виноградной гроздью и виноградной лозой в дланях”.
Руки мужчины расставлены в стороны, с двух сторон от его головы начертаны буквы Х и Ʌ. Штампы подобного рода ранее находили в Пантикапее, Киммерике, Илурате и Фанагории. Они датируются II-IV вв. н.э., а изображения на них многообразны.
“Это животные, птицы, фантастические существа, дерево, виноградная лоза или ее грозди, листья плюща, канфар, – пишет Алексей Завойкин. – А на одном, из Илурата, – дамская фигура с расставленными в сторону руками, которые оканчиваются ветвящимися побегами, под ними – изображения крылатых зверей (грифоны?), над правой – литера Х”.
Предыдущие исследования рассматривали подобные артефакты как свидетельство распространения на позднем Боспоре “синкретического культа”, соединявшего в себе почитание цельного ряда традиционных и новых божеств.
Однако, по мнению автора новой публикации, не стоит сводить все многообразие символов, представленных на штампах, к целому культу. В частности, он предполагает, что описанный штамп мог быть связан с культом божества, покровительствующего виноградарству и виноделию, которые в Фанагории интенсивно развивались уже в первые столетия нашей эры.
“Кто же изображен на фанагорийском штампе? – задается вопросом ученый. – Если в фигуре на штампе из Илурата справедливо видят богиню в долгом, доходящем до лодыжек, хитоне, то у персонажа на фанагорийском – хитон не ниже колен.
Очевидно, даже с учетом схематизма изображения, что тут представлен персонаж мужского рода, а принимая в расчет дионисийскую символику, можно предполагать, что на штампе изображен бог-покровитель виноделия Дионис или его “дублер” – верховный бог фракийцев и фригийцев Сабазий”.
Впрочем, никаких формальных оснований для атрибуции Сабазия на штампе нет, правильнее – их недостаточно, отмечает тут же исследователь. Но указывает на то, что как раз на период бытования таких штампов приходится расцвет виноделия на Боспоре и в Фанагории, в частности.
Это означает, что здешнее население могло благодарить какого-либо бога или божеств за покровительство, проводить ритуальные церемонии в его честь. Для таких праздников выпекались особые лепешки, которые маркировались штампами.
Вопрос в том, какое имя носил этот почитаемый в Фанагории бог? Пока он остается открытым. Вероятно, завесу тайны приоткроет расшифровка букв Х и Ʌ, начертанных на штампе.
Не исключено, что артефакт может иметь не языческие, а христианские корни, о чем тоже упоминает автор. Он обращает внимание на то, что виноградная лоза – это одинешенек из символов Христа, сказавшего: “Аз есмь истинная виноградная лоза, а Отец мой – виноградарь” или “Аз есмь лоза, вы же гроздие”.
“Не будучи специалистом в районы христианской археологии, я, конечно, не возьмусь оценивать вероятность соответствующей интерпретации фанагорийской находки, – пишет Алексей Завойкин. – Ограничусь лишь констатацией того, что монументы Боспора III-IV вв. н.э. свидетельствуют о проникновении и распространении в этом регионе христианства. К 325 году здесь уже образовалась христианская община, епископ какой Кадм принял участие в Никейском соборе”.