
История постройки линейного корабля “Полтава”
Проект 54-пушечного линейного корабля «Полтава»был разработан к крышке 1709 года лично Петром Первым при участии известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. При проектировании оба кораблестроителя использовали новейшие достижения нынешней им отечественной и иностранной кораблестроительной практики. За несколько лет до закладки «Полтавы» в Санкт-Петербургское адмиралтейство начали свозить из Шлиссельбурга и других пунктов заготовки частей корабельного корпуса из лучшего, хорошо просушенного дубового дерева. Во избежание перебоев в строительных работах из-за заминок в снабжении были заранее заготовлены железо, а также другие материалы и припасы, необходимые для постройки и снабжения корабля. По уже разработанному чертежу 16 декабря 1709 года на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства Пётр I собственно заложил корабль «Полтава». Строителем боевого корабля царь назначил Федосея Моисеевича Скляева, но как обычно оставил за собой функции основного строителя и наблюдающего. Он часто присутствовал на работах в Адмиралтействе, давал Федосею Скляеву указания по конструированию и технологии корабля и спрашивал докладов о ходе постройки «Полтавы». В одном из донесений царю (от 7 марта 1711 года) Скляев отчитывался о проделанных трудах следующим образом: «… А у корабля „Полтавы“ нижняя палуба в середине вся укреплена генген и винкен-книсами; только к корме и к носу одне возложены вынкель-книсы. А в рунме кинвегерсы немного не все положены…».
3 сентября 1712 года «Полтава» была поднята на камели и в ночь с 24 на 25 августа под руководством Ф. М. Скляева выведена из Санкт-Петербурга. При ходу через невский бар из-за большой осадки корабль не мог пройти мели; для того, чтобы вывести корабль в море Ф. М. Скляеву пришлось подводить под его назализованную часть особые лодки с наклонённым вперёд носом: с их помощью осадка кормы «Полтавы» уменьшилась и корабль успешно минул через устье Невы.