Лобзание всегда означал признание, выражение дружелюбия, любви. На Руси целовались даже мужчины. При этом люди не испытывали никакого стеснения. В лобзание вкладывался особый смысл. Это была древняя традиция, идущая из глубины веков. Читайте в материале, какими были мужские лобзания на Руси, почему Николай I от души целовал простых мужиков, а молодожен на свадьбе запечатлевал поцелуй на плече тестя.
Что такое «чин целования» и как Николай I несложных мужиков целовал
Николай I первым начал поздравлять с Пасхой низшие чины. /Фото: i.pinimg.com
В старой Руси лобзание имел огромное значение. Во многих жизненных ситуациях, в радостных, печальных, присутствовал поцелуй в виде необходимого элемента. Слово это случилось от старинного корня «цел». Это означает, что при поцелуе желали человеку целостности. Целый — значит здоровый, но и не только это. В старые поры выражение быть целым означало не только пожелание здоровья, это был более широкий спектр, во всех положительных смыслах. Лобзание являлся особой печатью, с его помощью люди стремились закрепить целостность тела. После введения христианства акцент был перетащен с тела на душу. Как пример — святое целование, которое происходило во время Пасхи и символизировало братство и любовь, независимо от того, какое социальное генезис и положение у человека. Троекратные поцелуи в течение 40 дней после этого праздника между первыми встречными на улице, в самостоятельности от возраста, положения, пола, богатства, происхождения — это было обычное явление.
Чин целования во время праздника воскресения Христова на Руси популярен еще с 12 века. Описание церемонии можно найти в Иноческом уставе. Во время богослужения присутствующие сначала прикалывались к Евангелию, затем целовали игумена, а после уже целовались друг с другом. При дворе многих русских правителей существовала традиция целоваться с простыми мужиками. Правда до 1830-х годов государи раздавали поцелуи только тем, кто был в ближнем кругу. А вот Николай I начал поздравлять с днём Пасхи простых мужичков. Например, во пора Пасхи 1840 года царь провел обряд христосования не только с военными и свитой, а также с обычными услугами и охранниками-казаками.
Увлекательный факт: в 1896 году почти 500 человек, присутствующих в Малахитовой палате получили от Николая II пасхальное яйцо, поздравление и троекратный лобзание. При этом участники акции заранее были предупреждены, чтобы их бороды и усы не были подстрижены коротко. Император не очень желал колоться о короткие волоски. При этом современники отмечали, что щека Николая II все равно распухла. Троекратный поцелуй с мужчиной одушевлял нерушимость Православия, Самодержавия и Народа.
Мужской поцелуй как прощение и как прощание
Мужчины целовались, чтобы выразить прощение или чаяние на встречу. /Фото: cs6.livemaster.ru
Не только во время Пасхи целовались мужчины. Можно вспомнить Прощеное воскресенье — традиция целоваться в этот день сохранилась и поныне. Вытекало попросить прощения и поцеловаться. Кроме прощения поцелуй символизировал прощание на время Великого поста, который был олицетворением «преходящей смерти».
Есть ещё один поцелуй со схожим смыслом, то есть прощальный — когда воины целовались перед боем. После того как полководец выговаривал речь, которая должна была воодушевить воинов, поднять их боевой дух, люди поднимали оружие и при этом обнимались, и целовались. В этом случае и объятия, и лобзания символизировали братскую любовь, означали надежду на то что в будущем снова произойдет встреча. Да, у людей не было уверенности и, что они встретятся опять. Ведь каждый мог пасть в бою с неприятелем. Чтобы повысить уверенность в себе, в благополучном исходе битвы, поделиться энергией со своим «военным братом», в поцелуй вкладывали всю душу.
Как поцелуй мог заменить подпись царскую
Царский поцелуй мог заменить подпись. /Фото: pbs.twimg.com
Увлекательно, что что сила монаршего поцелуя была настолько велика, что он мог заменить подпись царскую. Это касалось приёма иноземных послов. При первом визите они должны были вручить царю презенты и грамоты, и изложить, зачем они приехали. Во время второго происходило обсуждение сложных проблем, грамот. Третье посещение (его называли отпуск) проводилось только в том случае, если договоренности были достигнуты.
Если соглашение был заключён, то начинался так называемый обряд крестного целования. При этом поцелуй полностью заменял подпись царскую, поскольку подписывать документы государям не разрешалось — это мастерили думные дьяки. Они заверяли бумаги подписями, а государь использовал крестное целование. Как это происходило: представитель церкви брал соглашение и клал его под Евангелие, одновременно читаю клятву. Царю следовало её повторить, поцеловать крест и потом уже передать документ иноземным послам. Уместно, нарушение этого обряда на Руси приравнивалось к смертному греху.
Для счастья и надежды и зачем молодожен тестя в плечо целовал
Во пора свадьбы целовались не только молодожены. /Фото: myslide.ru
Да, на Руси часто целовались. Во время праздников, похорон, при этом для любого повода были свои лобызания. Большим количеством поцелуев отличались свадьба. Понятно, что молодожены целовались с друг с товарищем, но не только они. Например, в некоторых областях новоиспеченная жёнушка и свекровь должны были поцеловать друг друга в ту область тела, где есть сердце. Это делалось для того, чтобы в дальнейшем в семье все жили в любви и радости. Такую же цель имел и своеобразный мужской лобзание, а именно, когда молодой муж целовал в плечо своего тестя. Во время грустного события — на похоронах, люди целовались, невзирая на пол. При этом удалившегося в мир иной провожали, целуя в губы. Таким образом оставшиеся на земле старались перекрыть усопшему обратную дорогу в мир живых и передать ему свое признание и влюбленность. Целовались и на поминках, но здесь смысл был уже другим. При поцелуе люди как бы надеялись, что ушедший перенесется в Царствие небесное и будет там блажен, как и оставшиеся на Земле.
Но случалось и так, что чужие мужчины целовались с чужими жёнами. Была причина, почему супруг мог заставить спутницу существования ласкаться с другим.