Агенты «SHOT Проверки» проверили несколько заведений сети Subway и выяснили, что от рослых стандартов качества в них не осталось практически ничего. Почему американский офис больше не беспокоится о безопасности клиентов и своей славы в России?

Жижа на полу, тараканы и обмороки персонала от утомления. Как ведут дела некоторые закусочные Subway

Первое, что бросилось в глаза агенту, который работал в точке на Автозаводской, — лежащий на полу нож, который его коллега возвысил и, не ополоснув или хотя бы отерев, принялся нарезать булки для сабов. На кадрах съёмки видно: это ещё не самое грязное место на кухне — натуральным рассадником грязи и бактерий оказалось место для хранения ножей. Агент «SHOT Проверки» не сдерживает шока, интересуясь у кока, а разве так можно?

— Вы сначала сотрудника мне найдите, потом говорите. Пойми, один здесь пахаю, — огрызается в ответ работник кухни.

Агенты проекта «SHOT Проверка» проведали сразу несколько точек сети ресторанов быстрого питания Subway не только московского, но и других регионов страны. Витрина бренда в России выглядит достойно: исправно трудится сайт компании, на котором можно изучить меню и узнать о всех его новинках, историю становления бизнеса и даже отыскать работу в ресторанах сети. Однако закулисье некоторых кафе всемирно известной торговой марки, увы, оказалось таким же неприглядным, как и в линии других сетей.

Что происходит на кухне Subway

Судя по отзывам в Интернете, в последние несколько лет количество негатива в адрес Subway приметно прибавилось. Многие комментаторы отмечают падение уровня обслуживания и качества продуктов. Причём, кажется, он падает по стране в цельном. Гневные отклики оставляют клиенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Уфы, Екатеринбурга, Красноярска, Улан-Удэ, Краснодарского края и ещё многих регионов России.

Угодив на стажировку в некоторые из точек Subway, агенты «SHOT Проверки» были шокированы увиденным. Помимо уже традиционных грязи, тараканов, немытых полов и отсутствия медкнижек у персонала по крайней мере обладатель одной из точек активно использовал труд подростков, которых позже, похоже, оставил без зарплаты.

17-летняя Валерия Рокина, бывший сотрудник Subway в Красноярске, поделилась с «SHOT Проверкой» своей историей. По словам собеседницы, в ресторане, где она трудилась, владелец точки предпочитал набирать подростков, которые работали по 12–15 часов. От нагрузки Валерия прямо на рабочем пункте теряла сознание. В итоге ушла с работы без зарплаты за два месяца. Сейчас с коммерсантом она ведёт судебную тяжбу, однако перспективы получить заработанное невелики: бизнесмен затворил свои точки в городе и якобы уехал на ПМЖ в Словакию.

Сотрудников в ряде точек на работу принимают, не особо беспокоясь о медкомиссиях и санкнижках, но и платят за это итого около 200 рублей в час. При десятичасовом рабочем дне — 2 тыс. рублей за смену. Причём владелец этой точки честно намекает, что на нарушения шагает сознательно.

В некоторых точках наши агенты узнали, как закупаются продукты для бутербродов.

— С овощами проблемы есть, потому что мы хватаем их третьего сорта. Приходится экономить так, — без стеснения объясняет нюансы своей бизнес-модели управляющая одной из точек.

При этом нередко лежалые или третьесортные овощи или мясо смешиваются со свежими, чтобы их не пришлось выбрасывать в мусорник и, следовательно, терять вложенные денежки.

Жижа на полу, тараканы и обмороки персонала от утомления. Как ведут дела некоторые закусочные Subway

На вид брендовые сабы всегда идеальны. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Daria Kaufman

Такое положение дел выглядит странным, ведь Subway вечно славилась жёсткими регламентами работы для ресторанов своей сети. Продавая франшизу, франчайзер в обязательном порядке требует от франчайзи соблюдения всех заявок к персоналу, помещениям, нормам работы и уровню обслуживания. Их нарушение может повлечь расторжение договора и удаление нарушителя из линий представителей бренда, ведь он попросту рушит репутацию.

Однако, как выяснила «SHOT Проверка», в реальности за выполнением корпоративных правил в России, вылито, давно не следят.

Как устроен бизнес Subway

Как и McDonald`s, Subway — американская сеть ресторанов быстрого питания. Первый ресторан отворился ещё в 1965 году. Правда, в отличие от конкурента, с 1974 года Subway строит бизнес по системе франчайзинга, что позволило компании сделаться одной из крупнейших сетей — больше «Макдака». Этому способствовали и простота получения франшизы, и её относительная дешевизна. В результате франшиза Subway 16 раз признавалась лучшей в вселенной.

В России компанией – держателем мастер-франшизы, имеющей право её продавать и следить за исполнением стандартов, является «Сабвэй раша франчайзинг компани» (СРФК). Однако уже возле десяти лет между ней и головным офисом Subway, который находится в США, отношения, судя по данным бизнес-изданий, совсем не безоблачные.

Жижа на полу, тараканы и обмороки персонала от утомления. Как ведут дела некоторые закусочные Subway

Трудиться в Subway, кажется, круто. https://rabotavsubway.ru/

Российская сеть (по крайней мере, до недавнего времени) считалась третьей по размеру в Европе и сейчас насчитывает около 400 заведений в более чем ста городах страны. Причиной стремительного роста эксперты именуют относительно недорогую франшизу и сильный бренд, каким до недавнего времени в России считался Subway.

Если ориентироваться на специализированные сайты, то даже сейчас отворить первую точку будущему владельцу обойдётся примерно в 6 млн рублей — это закупка оборудования, подбор помещения, наём персонала, расходные материалы и сырьё. Возле 700 тыс. рублей (без учёта НДС) обойдётся паушальный взнос (собственно франшиза).

Для сравнения: приобрести ресторан KFC (до ухода сети из России) обходилось намного дорогостоящей: только паушальный взнос составлял 4–5 млн рублей. Плюс ещё около 60–70 млн рублей — организация бизнеса. Немудрено, что до 2014 года точки Subway в России вырастали как грибы.

Жижа на полу, тараканы и обмороки персонала от утомления. Как ведут дела некоторые закусочные Subway

Subway — бренд, известный во всём мире. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Daria Kaufman

Однако с того поре их количество в стране не растёт, а лишь сокращается: на пике их было более 600. Похоже, именно это обстоятельство и послужило вином напряжённости между американской головной компанией и мастер-франчайзи — фирмой, отвечающей за развитие российской сети. Тогда много сообщали о том, что бизнес подкосили девальвация рубля и последовавшие за ней повышение арендных ставок и снижение покупательской способности.

В 2020 году проблем добавила пандемия коронавируса: из-за простоя заведений многие обладатели точек понесли огромные убытки. Похоже, падение доходности Subway в стране привело к тому, что в 2021-м американский офис в итоге не удлинил мастер-франшизу в России, таким образом, новые точки сети у нас больше не могут появиться априори.

Между головным офисом и СРФК до сих пор шагают судебные разбирательства, и на этот период последняя пока продолжает выполнять весь свой функционал мастер-франчайзи, однако это вяще похоже на ожидание конца: в январе 2023 года появилась информация, что американские владельцы бизнеса и вовсе ищут покупателей на всю свою глобальную сеть заведений — тогда Subway оценили в 10 млрд долларов.

Что ожидает Subway в России

Возможно, на фоне этой неопределённости во взаимоотношениях с головным офисом — и вообще с судьбой сети — СРФК попросту не до контроля над распоясавшимися франчайзи.

— Контроль — это один из столпов франчайзинга, — рассказала Life.ru руководитель каталога франшиз franshiza.ru Анна Рождественская. — Сейчас мы видим, что он, скорее итого, ослаб. В том числе и потому, что раньше российский Subway вкладывался в маркетинг, развивал статус бренда и таким образом поддерживал бизнес своих франчайзи, но за это же и жёстко спрашивал. Сейчас же владельцы точек питания сомневаются, за что они платят роялти.

Жижа на полу, тараканы и обмороки персонала от утомления. Как ведут дела некоторые закусочные Subway

Одна из сложностей бизнеса: клиент не всегда понимает стоимость последнего продукта из-за обилия дополнительных ингредиентов, за которые необходимо доплачивать. Фото © Shutterstock / FOTODOM / Dontree M

При этом эксперт находит, что вина с антисанитарией и низким качеством обслуживания чаще всего лежит полностью на франчайзи. По мнению Рождественской, Subway не тот бренд, в какой будущие партнёры вкладывают свои последние средства, это скорее инвестиционный проект, нежели предпринимательский. Поэтому снижение издержек — одинешенек из способов повысить прибыль, зачастую в ущерб качеству.

У этой ситуации есть и другой аспект — этический. Нарушение правил ведения бизнеса одним из франчайзи устанавливает пятно на репутации всех предпринимателей, работающих под общим брендом, потому что покупателю всё равно, какое ИП его обслужило, он знает лишь, что пришагал в Subway.

Впрочем, похоже, американскому офису, который ещё в 2022 году объявил об уходе из России, больше незачем тревожиться о своей репутации в стране. Опрошенные Life.ru эксперты сходятся во мнении, что, возможно, американцы просто ждут окончания соглашений со всеми российскими франчайзи, и после Subway у нас окончательно исчезнет.

Не исключено, что именно поэтому некоторые точки уже начали процесс своего переименования — используют вылитые названия и логотипы, но при этом с небольшими нюансами клиентам предлагают, по сути, то же меню. То ли франшиза закончилась, то ли их владельцы хотят заблаговременно гарантировать будущее для своего приносящего прибыль бизнеса.

Источник