«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Наука

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

45 лет назад пилот преднамеренно врезался в многоквартирный дом в Новосибирске

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

Прослушать новинка Застопорить прослушивание

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

100%

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

Последствия тарана жилого дома самолетом Ан-2, 26 сентября 1976 года

Wikimedia Commons 45 лет назад советский пилот разрешил отомстить жене, и протаранил на «Кукурузнике» дом, где она жила. В жену он не попал, зато уложил шестерых иных людей, включая нескольких детей. Информация об этом была засекречена в течение 20 лет, а жилой дом восстановили и он стоит до сих пор.

Поутру 26 сентября 1976 года семейная чета, жившая в Новосибирске по адресу улица Степная 43/1, возвращалась домой с дачи. Подходя к дому, они приметили гурьбу людей и подумали, что собрался какой-то митинг, но затем поняли, что это не так. Дом оцепила милиция, подъезд охвачен огнем, в стене — прореха, а на земле валяются догорающие останки самолета.

Так 23-летний пилот Западно-Сибирского Управления гражданской авиации Владимир Серков попытался отплатить жене, убив при этом шестерых людей и себя.

Он пришёл в аэропорт в три часа ночи, сделав предварительную заявку на полет на 6 утра. Владимир Серков был кадровым пилотом и командиром Ан-2, и потому повседневно прошел все возложенные предполетные процедуры, несмотря на ряд нарушений. За 2 часа 45 минут до запланированного вылета он прошел медосмотр, что уже было по правилам чересчур спозаранку. Но, вдобавок к этому, он предъявил фельдшеру недействительное оперативное задание, в котором не было указано пора вылета.

Дальше он получил судовые документы, и ключ от дежурного по стоянке, миновав при этом подготовку в штурманской горнице. Дневальный знал Серкова, и потому выдал ключи без лишних вопросов. Летчик сел в самолет, около 4 часов утра спросил позволение вырулить на стоянку другого летного отряда, и получил «добро». Но на стоянку Серков не поехал, вместо этого он раскатался в сторонку полосы и совершил самовольный взлет.

100%

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

Таран самолетом Ан-2 дома в Новосибирске, 26 сентября 1976 года

Wikimedia Commons

Диспетчеры от незапланированного взлета пришагали в замешательство, и потому лишь спустя две минуты сделались вызывать Серкова на связь. Он ответил далеко не разом: на очередной вопрос о местонахождении он проговорил «над затоном нахожусь», и вновь замолк. Следующие несколько минут диспетчеры пытались добиться ответа, куда пилот направляется, на что он в конце крышек передал странную фразу:

«Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь одинешенек, прощайте, моя фамилия Серков».

Его еще несколько раз безуспешно пытались потребовать по радиосвязи, но, в целом, неразрешенный полет не потребовал бурной реакции: борту даже не приказывали немедленно вернуться на аэродром.

Отдельный жители панельного дома по показанному адресу проснулись от звука кружащегося над ними самолета. «Соседка повествовала, что поняла сразу, что этот глупец врезаться собирается, и давала ему отмашку — вспоминает местная жительница Наталья. — Этот пилот хотел к теще «на блины заехать» в девятую квартиру, но промахнулся. Не из-за соседки, тополь ему помешал. Он все прицелиться не мог, потому и нарезал сферы».

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

«Люди падали как дождь»: как произошла крупнейшая авиакатастрофа Югославии 10 сентября 1976 года возле югославского Загреба на вышине возле 10 км столкнулись два авиалайнера… 10 сентября 09:26

Дело в том, что для знающих Владимира Серкова мотивы его поведения бывальщины удобопонятны с первой секунды: ревность и страх остаться без работы. Летчик хотел отправиться в командировку на норд, куда, по правилам тех лет, хватали только семейных. У Серкова были жена и ребенок, но отношения с супругом не заладились. Супруги подали на развод, но муж был против: «погоди, пока я уеду, потом хоть 20 разводов тебе дам». Также в заключительнее время перед тараном пилот думал жену в изменах, и местные жители в интервью вспоминают, что основания для этого бывальщины.

Неизвестно, бывальщины ли они на самом деле, и в контексте трагедии это не играет роли. Тем не менее, незадолго до своего заключительного полета, как рассказала последствию сама жена Татьяна, Серков увидел, как возле дома родителей она разговаривает со знакомым. Пилот подождал, пока они разведутся, после чего подошел к жене и стал ее избивать. Конфликт продолжился и в квартире родителей Татьяны, где окончить побои смогла лишь мать жены. Тогда Серков пошел ночевать к своим родителям, жившим на той же улице. Запоздалее в той квартире отыщут записку, в которой летчик обещает уйти из жизни, забрав жену и сына, добавляя, что «с натуральными нервами я не смог бы уже приступить сначала», и что последний конфликт с женой переполнил чашу.

В 8:16 утра аэроплан протаранил дом, проколотив двухметровую дыру в стене. Хвостовая часть оторвалась и упала вниз, загоревшись около подъезда, а из топливных баков вытекло возле 800 литров горючего. «Паника была ужасная, — вспоминает одна из здешних жительниц.

— Люди из окон детей выкидывали, сами скакали и разбивались, ноги себе ломали».

Двигатель залетел в спальню одной из квартир, ровно на койка, где спали двое детей. «Саша и Олежка, их не задавило, их там расплющило, — рассказывает Андрей Тяпкин, сводный брат утерянных мальчиков. — Бабушка из окна прыгала, у нее поломаны были ноги и правая рука». Бабка очутилась единственной выжившей в этой квартире — 25-летняя соседка, которая зашла в гости, очутилась в самом эпицентре взрыва.

100%

«К теще на блины»: как пилот на Ан-2 протаранил жилой дом

Таран аэропланом Ан-2 дома в Новосибирске, 26 сентября 1976 года

Wikimedia Commons

В соседней квартире была молодая семья Пушенко — четырехлетний сын Егор, годовалая дочь Аня и родители, Маргарита и Владимир. Отец семьи уже пробудился, когда раздался взрыв, и потому разом схватил дочь и выскочил из дома.

«А Егор с Риткой… Тяни этот бензин на них жахнул, — повествует приятель и бывший сосед семьи. — Их в больницу увезли. Там ожогов 70-80 процентов было. Ритка вся забинтованная в кресле сидела, не сообщала. Егорка сквозь неделю умер. Так вот, когда Егорка умер, Ритка заговорила. Сказала, что скоро уйдет за ним. Так и случилось». Маргарита подлинно умерла спустя некоторое время, но в официальный список погибших не вошла.

Сама супруга пилота и ее семья не пострадали.

Пожарные приехали сквозь пять минут после катастрофы. У них не было воды, так как с утра они поспели потушить уже несколько пожаров, но бригада подключилась к гидранту и ликвидировала возгорание меньше чем за час. А вот скорая приехала не разом, так как первоначально диспетчерская служба зачислила рассказ о ревнивом летчике-самоубийце за неудачную шутку.

«Не могли поверить, что советский пилот может угнать аэроплан и убить людей» — рассказывают местные жители.

Пожар стал не единственной проблемой съемщик дома. «Пока дом тушили, пока одно, иное, мародеры всех обнесли. Кто-то в буквальном резоне без штанов остался, тащили вообще все, — повествует один из жителей. — Никто же не следил за ними. У Володьки, у какого сын и жена в больнице померли, мародеры вообще все сперли. Помню, на улице стою, вижу как несут Володькин телевизор. Тогда это раритет была, во всем доме одинешенек такой телевизор был, это я точно знаю. Я еще удивился, что с грудной дочкой на дланях, вся семья в больнице, а он предметами занимается. Глядь — а его в другую сторону тянут. Я пока сообразил, там уже у этих молодчин только пятки сверкали».

После крушения ни одна газета не написала о случившемся, и историю засекретили почти на 20 лет. В официальном отчете показано, что основная вина ЧП — психологические проблемы Владимира Серкова, усугубившиеся заболеваниями нервной системы и семейными конфликтами. Дом спустя кое-какое пора восстановили: его частично разобрали, сняли разрушенные панели и заново отстроили три верхних этажа. Но следы от попадания самолета виданы до сих пор, поскольку нательные панели имеют рисунок в виде волн, а верхние, новые, остались без рисунка.

Ключ