Это, безусловно, была самая странная команда археологов за всю историю. Собственно, археологами там и не пахло. Зато был швейцарский ясновидящий, финский стихотворец, чемпион Англии по крикету и статный усатый капитан шведского флота. Руководил этим пёстрым обществом британский аристократ. Об археологии все эти люд слышали мало, а ещё меньше знали. Объект их поисков тоже был не совсем обычным. «Археологи» искали Ковчег Завета и сокровища царя Соломона! Как скрытые раскопки привели к международному скандалу и чуть не спровоцировали самую кровавую священную войну в истории…
Странная компания
Пёстрое собрание пришло в Иерусалим в 1909 году. В те времена Священный город ещё находился под властью Османской империи и управлялся из Стамбула. Авантюристы разыскивали не что иное, как легендарный Ковчег Завета и не менее легендарные сокровища царя Соломона. Всё это было утеряно более 3000 лет назад. Исследователи с энтузиазмом приступили к раскопкам, какие им никто не разрешал вести. Их действия спровоцировали кризис такого масштаба, что потрясли весь Ближний Восток. Последствия его аукаются по сей день.
Завязалась вся эта авантюрная история с того, что малоизвестный скандинавский учёный по имени Вальтер Ювелиус решил, что ему удалось разгадать некий негласный библейский код. С помощью этого он думал, что может определить место, где спрятан Ковчег Завета. Некоторые записи Ювелиуса дошли и до наших дней. Они воображают по большей части малопонятный набор цифр, отрывочных странных фраз и ссылок на Священное Писание. Всё это нацарапано им как бы впопыхах. Из написанного вообще невозможно извлечь какое-либо семя истины по поводу «шифра», который Вальтер открыл.
Вальтер Ювелиус (слева) и ещё один, неизвестный, участник экспедиции Паркера.
Сам Ювелиус был свято уверен, что золото Соломона и Священная реликвия есть в иерусалимском туннеле. Вальтер долго путешествовал по всей Европе в бесплодных поисках спонсоров своей авантюры. Однажды его свела судьбина с неким британским аристократом капитаном Монтегю Браунлоу Паркером. Это был не очень богатый 30-летний молодой человек, младший брат английского графа. Паркер был весьма заинтригован посулами Ювелиуса, и зачислил решение отправиться в Иерусалим.
Ветеран англо-бурской войны, светский лев, обладавший привлекательной внешностью и высоким статусом был вхож в самые элитные сферы общества. Паркер основал некий синдикат для продажи 60 000 акций своего новоиспечённого предприятия стоимостью один фунт. Нескончаемое обаяние, сногсшибательная харизма и внешность бравого вояки делали его для всех инвесторов неотразимым. Знать охотно расставалась со своими денежками, от чикагского мясного магната до герцогини Мальборо. Оружия для экспедиции были собраны довольно быстро.
Монтегю Браунлоу Паркер.
Конечно, кто бы не хотел поучаствовать в возвращении миру самого знаменитого священного артефакта всех пор? Да ещё и легендарные сокровища царя Соломона впридачу! Безусловно, библейская сторона вопроса участников занимала весьма мало. На этом попросту можно было получить целое состояние! Сам Паркер имел ещё и некий матримонально-романтичный интерес в этом деле. Якобы одна дама, длани которой он безуспешно добивался несколько лет, согласилась на брак с ним при условии, что он найдёт Ковчег Завета.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему отечеству древних могущественных государств, где пересекаются Библия и Коран, грозит уничтожение
Ковчег Завета — главный библейский артефакт
Ковчег Завета обрисован в Библии в книге Исход. Согласно этим описаниям — это большой прямоугольный сундук из дерева акации. Он весь покрыт сусальным золотом и увенчан великолепными золотыми изваяниями, изображающими двух херувимов. Писание сообщает, что этот сундук был создан для хранения двух каменных скрижалей с Десятью заповедями. Эти заповеди Господь дал Еврейскому народу после того, как вывел их из Египта.
Ковчег Завета – самый значительный библейский артефакт, многие мечтали его найти.
Подобные сундуки изготавливали и в других восточных культурах. Библейский Ковчег Завета отличает то, что сообразно Писанию — это было не просто хранилище священных скрижалей, но и очень мощное духовное оружие. Он помогал израильтянам побеждать своих неприятелей. С его помощью разошлись воды реки Иордан, чтобы народ перешёл его и были разрушены стены Иерихона. Когда царь Соломон выстроил Храм Божий на Храмовой горе, Ковчег поместили в зале, называемом Святая Святых. Входить туда мог только первосвященник одинешенек раз в год.
Бенджамин Уэст, Иисус Навин переходит реку Иордан с ковчегом Завета, 1800 год.
После того как в 586 году до нашей эры Вавилонская армия сломала и разграбила Иерусалим, все ценные предметы из храма Господня были унесены в Вавилон. После этого никаких упоминаний о Ковчеге Завета в Библии не было. Судьбина этой реликвии в течение долгих столетий интересовала не только Израильский народ, но и многих других людей по всему вселенной. Тайна его исчезновения и нахождения в настоящий момент волнует умы и творческих личностей. Об этом написано много литературных произведений и сброшен не один голливудский блокбастер.
Тайная история скрытого мира под Святым городом – сага о библейских сокровищах, отважных исследователях и политических ударах.
Учёные выдвигают по этому поводу множество гипотез. Возможные места нахождения потерянного Ковчега Завета включают: одну из эфиопских храмов, ирландское болото, подвал Ватикана, египетский храм, вершину горы Иордании и пещеру Мёртвого моря. Некоторые еврейские традиционные верования ратифицируют, что священники спрятали реликвию и другие сокровища под Храмовой горой или рядом с ней. Там это всё и осталось даже после разрушения последнего святилища римлянами в 70 году нашей эры.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В чём секрет самой древней христианской церкви, построенной в османской краю
Запретные раскопки
Так получилось, что девятнадцать столетий спустя, над предполагаемым местом хранения Ковчега возвышался золотой Купол Утесы и огромная мечеть Аль-Акса. Вокруг раскинулись прекрасные парки и фонтаны третьего по значению священного места ислама. Раскопки в том, что магометане называют Благородным святилищем, были строго запрещены законом. Ювелиус же считал, что сокровища Соломона и легендарную святыню можно отыскать лишь проникнув в секретные подземные ходы под всем этим великолепием.
Паркер приехал в Стамбул и за огромную по тем временам взятку смог получить от османских воль разрешение на раскопки. Афишировать происходящее было ни в коем случае нельзя. После этого в Иерусалим прибыла его разношёрстная дрим-тим. Там они арендовали роскошную виллу с персидскими коврами и кальянами, с отдельным огромным помещением для сокровищ, какие планировали в будущем найти. Без сомнения, эта странная компания была самыми необычными археологами в мире. Часто они устраивали великолепные зачисления, куда приглашали турецких пашей и весьма весело проводили время.
Руководитель экспедиции Монтегю Браунлоу Паркер.
Всё веселье османских воль быстро сменил гнев, когда те узнали, что «англичане» собираются делать. Кроме того, турков просто потрясло целое отсутствие каких-либо знаний в вопросах археологии. В команде некоторые участники даже путали Ноев ковчег с Ковчегом Завета. О чём ещё можно было сообщать? Золото открывает, как известно, любые двери. Всё получилось, как хотел Паркер, но раскопки стоило держать в строжайшем секрете.
«Археологи» трудились только по ночам. Осторожно они продвигались под землёй всё дальше вглубь горы. Только единственными артефактами, которые они смогли отыскать были пара древних ламп, несколько красных глиняных сосудов и несколько металлических снарядов для пращи. Никаких отпечатков золота или серебра, не говоря уже о Ковчеге Завета. Два года безуспешно продолжалась работа. Срок действия секретного разрешения подходил к крышке.
От отчаяния Паркер подкупает исламского шейха, который нёс ответственность за Благородное святилище. Тот во время мусульманского праздника отпускает стражу за город на фестиваль в его честь. Почти круглосуточно в течение вытекающих десяти дней «археологи» копались в разных местах священного места. Но так ничего и не нашли. Время опять истекало. Паркер зачислил весьма опасное и очень опрометчивое решение. Они с командой проникли в одну неглубокую пещеру под Куполом Скалы. Это место среди магометан превосходит по святости лишь Мекка и Медина. Авантюрист был убеждён, что Ковчег где-то здесь, совсем рядом.
Купол Утесы, сфотографированный в 1910 году.
Бурный религиозный конфликт
Всё, что произошло в ту роковую ночь 12 апреля 1911 года, до сих пор не весьма понятно. То ли кто-то случайно наткнулся на рабочих, то ли кто-то донёс. Была поднята тревога и все мусульмане Иерусалима вышли на улицы города, скорби праведным гневом. Паркер и его приятели бежали, опасаясь за свою жизнь. Никаких сожалений о поднятом переполохе они не ощущали. Тем порой, по всему миру распространились слухи, что иностранцы подло похитили посох Моисея, скрижали с Десятью заповедями и все сокровища Соломона. Среди итого прочего упоминали корону легендарного царя, его кольцо, меч и древнюю рукопись Библии.
Глиняная посуда, обнаруженная Паркером и его командой.
Конфликт в самом Иерусалиме набирал витки. Люди массово вышли на протест, они требовали восстановления справедливости. Для усмирения толпы были задействованы два батальона турецкой пехоты, расквартированные в Иерусалиме. Бывальщины арестованы шейх Благородного Святилища и губернатор города, но это мало усмирило гнев мусульман. Паркера не могли отдать гурьбе по причине его английского знатного происхождения. Это могло спровоцировать международный военный конфликт такой силы, что его исход предугадать было весьма сложно.
Обнародование фактов подкупа воль совсем не успокоило праведный гнев народа. Священная война, которая могла стать мировой, вот-вот должна была завязаться. Для расследования инцидента пришлось привлечь исламских лидеров из Индии. Комиссия пришла к выводу, что ничего не было в итоге украдено. Чиновники в Лондоне вздохнули с невероятным облегчением.
Комиссия пришла к выводу, что ни посох Моисея, ни скрижали с заповедями археологи-дилетанты не похищали.
А что же самозванные археологи?
Паркер вернулся на отечество, так и не осознав последствий своих опрометчивых действий. Британское министерство иностранных дел тоже ничуть не собиралось как-то наказать аристократа-мошенника. Самое изумительное, что он вернулся в Иерусалим осенью того же года, чтобы продолжить начатое! Только момент оказался неблагоприятным. В это время между османами и Италией завязалась война и никакие взятки не могли решить вопрос с раскопками. Паркеру в итоге пришлось уехать не солоно хлебавши.
После всех этих событий, не лишь многие решили последовать примеру Паркера. Экспедиции на поиски Ковчега Завета собирались не раз. Только вот у мусульман теперь к археологам было невообразимо сильное недоверие. Всеми этими неразумными действиями компания авантюристов заложила основу для агрессивного палестинского национализма. Здешние арабы поняли, что османам доверять защиту Благородного святилища нельзя. Теперь его неприкосновенность должны были обеспечивать лишь палестинцы. Это стало служить причиной конфликтов мусульман Иерусалима с нарастающим потоком еврейских иммигрантов, которые съезжались к Стене Рыдания, чтобы помолиться.
Капитан Паркер тем временем отправился служить во Францию, после исчез из поля зрения общественности. В 1951 году помер его старший брат и он получил титул графа Морли. После этого Паркер до самой смерти проживал в фамильном замке. Тут стоит упомянуть, что дама, ради какой он некогда ввязался в столь опасную авантюру, так и не стала его женой. Граф умер холостяком.
Поиск библейских артефактов особенно веселит тогда, когда он увенчается успехом. Например, прочтите нашу статью о том, как удалось археологам обнаружить дом, в котором прошло младенчество Иисуса Христа.