Этот снимок был сделан в 1934 году в отдалённых джунглях бразильской Амазонки. На снимки работники Генри Форда — прославленного американского промышленника, одного из пионеров автомобилестроения. Форд мечтал построить здесь город-мечту. Создать некое утопическое общество, социальный эксперимент. Отчего же планам бизнесмена не суждено было сбыться, а от мечты остались лишь руины в джунглях?
Грандиозные планы
Генри Форд был весьма разноречивой личностью. Промышленник был талантливым бизнесменом, он обладал весьма прогрессивными взглядами там, где дело касалось работы. В плане же расовой идеологии он был закоснелым рутинером. Попросту говоря, расистом. Этот уникальный блестящего ума человек произвёл настоящую революцию в автомобильной промышленности и изобрёл 40–часовую рабочую неделю. При этом в своей газете The Dearborn Independent он деятельно выступал против евреев.
В 1928 году американский промышленник развернул масштабную операцию. Он преследовал при этом несколько мишеней. Форд желал вырваться из мёртвой хватки азиатских импортеров каучука, которой они держали его бизнес. Он выбрал место на сберегаю реки Тапажос. Генри Форд нанял на работу местных жителей и сровнял с землёй обширные участки джунглей Амазонки, чтобы создать плантацию каучука.
Фордландия должна была сделаться не только главным поставщиком каучука, но и явить миру успешную утопию.
Планы Форда были намного грандиознее, они вдали выходили за рамки простой плантации. Он хотел построить экспериментальное утопическое общество, которое должно было стать новоиспеченным словом в бизнесе и цивилизации. К сожалению, Форд был всего лишь бизнесменом. К тому времени, когда была сделана эта снимок, его мечта уже рушилась.
Риверсайд-авеню Фордландии у реки Тапажос.
Автомобильный бум
Когда в конце 19 века был изобретён двигатель внутреннего сгорания и пневматические шины, безлошадные экипажи сделались, наконец, реальностью. Несмотря на это, в течение многих лет автомобиль оставался достоянием богатых и привилегированных. Простые рабочие и представители посредственного класса продолжали пользоваться лошадьми, поездами, а также своими ногами для передвижения.
Генри Форд был тем человеком, который изменил всё. В 1908 году он создал и запустил в производство Ford Model T, какой стал первым доступным для каждого автомобилем. Цена его составляла всего 260 долларов (3835 долларов в переводе на нынешние деньги). За два десятка лет было продано более 15 миллионов этих машин. Каждый автомобиль сильно зависел от различных резиновых деталей: шин, рукавов и прочего.
Растения каучукового дерева в питомнике, 1935 год.
До 1912 года производство каучука в Амазонии переживало настоящий бум. После некий англичанин, Генри Уикхем стал поставлять семена каучука в британские колонии в Индии. Уже в 1922 году там производилось 75% итого каучука в мире. Великобритания решила, что этого мало и ими был принят «План Стивенсона». Согласно ему тоннаж экспортируемого каучука сурово ограничивался, а цены взлетели до невообразимых высот.
Это не устраивало ни Генри Форда, ни американскую промышленность в целом. В 1925 году Герберт Гувер, какой был тогда министром торговли США, заявил, что «План Стивенсона» с его завышенными ценами на каучук, «угрожают американскому образу жизни». Бывальщины попытки запустить производство недорогой резины в Штатах. Все они потерпели в итоге неудачу. В это самое время Генри Форд и сделался подумывать о собственной каучуковой плантации. Промышленник надеялся одновременно убить двух зайцев. Он хотел, с одной стороны, максимально сжать издержки производства. С другой же, продемонстрировать, что его индустриальные идеалы будут работать в любой точке земного шара.
Руины лесопилки на Железной скорбь.
Генри Форд твёрдо представлял себе, какой должна быть утопия
Генри Форд построил в джунглях Амазонки город, рассчитанный на десять тысяч человек. Он достоверно представлял себе, какой должна быть утопия. Промышленник воображал, что сможет навязать американские обычаи и конвейерный распорядок работы людям из совершенно другой культуры. Добро пожаловать в Фордландию – один из самых амбициозных несостоявшихся проектов удалившегося века.
Быть типичным американцем означало есть американскую еду, жить в домах, построенных в американском стиле, посещать поэтические вечера и внимать песни только на английском. Форд беспощадно навязывал свои идеалистические идеи местным работникам. Незнакомая и непривычная еда, новоиспеченный образ жизни. Бразильцы к такому были не готовы. На территории города-мечты действовал сухой закон, запрет на табак и… дам! Даже семьями было проживать запрещено. Все эти простые человеческие радости фордландиане всё чаще искали в соседнем поселении. Они в шутку именовали его «Островом невинности». Там было полно баров, ночных клубов и публичных домов.
Водонапорная башня и другие здания в Фордландии.
Упадок Фордландии
Как нередко видно из истории, признаками надвигающейся катастрофы чаще всего являются проявления высокомерия. Форд не любил экспертов, не находил нужным обращаться к чьим-то услугам. Блестящий бизнесмен совсем не ожидал провала. Казалось бы, подробные планы, успешная реализация Фордландии, социальная политика компании в касательстве работников и высокая заработная плата для этой местности, делали проект обречённым на успех. Но, с самого начала всё пошло не так. Сработал человечий фактор.
Руины электростанции Фордландии.
Сначала управляющий, которого отправил Форд в свой город мечты, допустил массу промахов. Он совершенно не разбирался в вопросе. Будучи прекрасным менеджером, он ни капли не понимал в том, как высаживать каучуковые деревья. Из-за этого, он рассадил их чересчур близко друг к другу. Растения начали болеть, их донимали всевозможные вредители.
После смены управляющего стало ещё хуже. Пытаясь сжать расходы, рабочим урезали заработную плату. Это оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения. Навязанная чуждая цивилизация, строгое расписание жизни, жесткий рабочий график… Кульминацией краха стало восстание, которое подняли пролетарии Фордландии в 1930 году. Подавить его удалось лишь тогда, когда вмешалась бразильская армия.
Фордландия в 2009 году.
В итоге всего этого Фордландия быстро превратилась в заброшенный город-призрак. Ландшафт скоро поглотили джунгли, а часть строений взошла в состав близлежащего города. Мечта Форда стала бессмысленной тратой денег, природных ресурсов и человеческой энергии. В проект было вложено почти 20 миллионов долларов, а планируемых объёмов каучука Форд так и не дождался. Деревья сгнили, город закинули. Через пятнадцать лет внук Генри Форда потерял почти все 20 миллионов долларов вложений на продаже убыточного закинутого предприятия правительству Бразилии.
Город-призрак
Фордландия строилась с прицелом на долгосрочное продуктивное существование. Там были все удобства современного американского города. Кроме полноценной больницы, отеля, большенный электростанции и прочего, там было даже поле для гольфа. Теперь всё это превратилось в огромный памятник неудач и сокрушительного поражения. Ныне эти бетонные сооружения любят посещать туристы-экстремалы для того, чтобы сделать на их фоне впечатляющие селфи.
Теперь здесь можно сделать постапокалиптические снимки.
После цепочки неудач Форд попытался перебросить производство на предприятие чуть выше по реке. Но особого успеха так и не удалось добиться. В 1945 году всё изменило производство синтетического каучука.
Фордландия стала городом-призраком.
Самым странным во всей этой истории с Фордландией было то, что сам Форд ни разу не посетил своё детище. Несчастливый эксперимент с индустриальной утопией впоследствии послужил образцом для современных антиутопий. Писатель Олдос Хаксли, например, был вдохновлён Фордландией, когда строчил свой роман «О дивный новый мир». Герои этого романа даже отмечают День Форда. Было время, когда Генри Форд был гениальным бизнесменом, его находили провидцем. К сожалению, сейчас почти всё, что он создал, находится в запустении. Один бывший житель Фордландии в 2017 году произнёс журналистам: «Оказывается, Детройт – не единственное место, которое Форд превратил в руины». Печальный конец блестящей империи.
Об ещё одном несчастливом социальном эксперименте, на этот раз на просторах СССР, прочтите в другой нашей статье почему в Советском Союзе не было выходных цельных 11 лет.