В Древней Греции не любому было позволено (и уж совсем мало кому доступно) появиться в пурпурном, этот цвет был когда-то под запретом и в других краях. Встречали и провожали, как водится, по одежке, так вот сама «встреча» властями порой регламентировалась – чтобы один не возгордился, а второй не впал в зависть. Существовали сумптуарные законы, законы против роскоши. Сейчас есть скорее неписаные правила и голос моды – а тогда за нарушение королевских указов можно было и под суд потрафить.
Почему и зачем граждан учили сдержанности в демонстрации богатства
Тут скрыт определенный парадокс – с одной стороны, каждому стране, казалось бы, следует стремиться к высокому благосостоянию граждан и подданных. И если тем нравится показывать свое богатство путем демонстрации дорогостоящего имущества – будь то одежда, украшения, экипажи, да даже и рабы – пусть так, ведь это увидят и иноземцы тоже. Но нет: довольно нередко в истории законодательно запрещалось иметь нечто дорогое или, во всяком случае, чрезмерно дорогое, и если разобраться, в таком запрещенье есть своя логика.
Античные законы о роскоши стали ориентиром для написанных уже в Новое время. Источник: thougtco.com
Роскошь вполне обоснованно устанавливают рядом с расточительством, а оно для процветания государства – не лучший союзник. Это понимали еще в античном мире: воин, беспокоящийся о своем внешнем облике, о своей одежде, о том, чтобы она смотрелась дороже, чем у приятеля или соседа, – не лучший союзник в деле завоевания новых земель. Политик, лишь и заботящийся, что об украшении своего дома, вряд ли сделает много ради развития полезных для общества институтов.
Покупка богатыми тканей и мехов, золота и драгоценных камней у иноземных купцов способствовала лишь оттоку денег за границу. Что уж говорить о тех сословиях, какие не могли себе позволить купить нечто дорогое, но все равно покупали из стремления быть похожими на представителей класса богатых. Такое расточительство вело к долгам, а с учетом совершенно не гуманного ростовщичества прошлых веков – к разорению и обнищанию.
Для некоторых категорий, так, для греческих гетер существовали особые, более свободные правила относительно одежды. Источник: metmuseum.com
Еще философы древности убеждали отрекаться от излишнего удовольствия и роскоши и уделять внимание самодисциплине, «упражнениям тела и ума». К тому же позже призывала церковь, да и вообще вера: и конфуцианство, и ислам вполне определенно порицали чрезмерное увлечение вещами материальными. Вот и получалось, что против роскоши выступали будет весомые и авторитетные силы, но поскольку сами граждане увещеваниям философов, духовных лиц и правителей внимали далеко не всегда, доводилось применять силу и издавать соответствующие документы.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Кем был древнегреческий философ Пифагор – настоящим ученым или персонажем древних легенд.
Как боролись с роскошью в античные времена
Первые законы против роскоши приписываются спартанскому государственному деятелю Ликургу, желая историки ставят под сомнение такое авторство. Якобы Ликург запретил хождение в Спарте золотых и серебряных монет, ввел вместо них железные, и вообще, в войне с роскошью существенно снизил размер допустимых для спартанца трат. Древнегреческие законы ограничивали расходы на похоронные обряды, а дамам запрещали ходить в сопровождении более, чем одной рабыни, а еще носить золотые украшения и одежду с пурпурной каймой.
Пурпурный краска, как и синий, мог себе позволить далеко не каждый, разве что влезая в долги, от которых и должны были защитить сумптуарные законы.
Пурпур вообще был в древнем мире одним из главных признаков богатства и роскоши. Этот краситель, известный еще с XVII века до н.э., добывался из особого облика морских моллюсков. Для производства 200 граммов пурпура (столько требовалось для окраски 1 килограмма шерстяной нити) было необходимо добыть не меньше 30 000 моллюсков. Краска ценилась в буквальном резоне на вес золота, а цвет был весьма долговечен: одежда не линяла, пурпур не выгорал на солнце, долго сохраняя яркий оттенок.
Римляне пытались ограничивать затраты чиновников: сенаторам по закону 218 года до н.э. запрещалось иметь крупные суда, требование распространялось и на членов семьи. Дамам не разрешалось носить одежду, окрашенную в разные цвета, а во время Пунических войн – и иметь более, чем пол-унции золота. По предложению плебейского трибуна Гая Орхия был зачислен закон 184 года до н.э. о том, сколько гостей может присутствовать на званом обеде. Существовал даже закон, ограничивающий число съедаемого мяса – он был принят в 131 году до н.э.
Китайские законодатели, вводя ограничения на роскошь, вдохновлялись учением Конфуция. Были даже требования к максимально допустимому размеру гробниц и мавзолеев. Источник: hubpages.com
Надо сказать, все эти нормы не становились для римских сибаритов непременным руководством к действию, как правило, запреты либо существовали недолго, либо часто нарушались. Во времена расцвета Римской империи любые попытки ограничить несдержанность в расходованиях и вовсе не приводили к успеху. В этой философии безудержного потребления часто видят предпосылки к развалу некогда сильной и процветающей империи.
Декламировать ТАКЖЕ: Как вандалы разграбили Рим в 455 году: Перемирие, предательство, экономический крах.
Шелка и бархат – только аристократам
Европеец Средневековья похвастаться роскошным манером жизни вряд ли мог, но к концу этого исторического периода все же стало наблюдаться стремление к обогащению и расточительству. Еще до объединения земель коммуны городов пытались ограничивать затраты «на тщеславие»: первыми, говорят, стали итальянские морские державы Генуя и Пиза, за ними в борьбу с роскошью вступили Тоскана и Флоренция. Там воспрещали носить меха, а женщинам – делать слишком низкие вырезы на платьях. Правда, тем, кто соглашался заплатить 50 флоринов в год, позволялось не принимать эти запрещения во внимание.
Король Шотландии Джеймс I и шотландский йомен, для которого предназначался более скромный наряд.
Историки насчитывают сотни отдельных законодательных актов, так или по-иному ограничивающих расходы жителей средневековой Европы. Это не было системой, не ставило целью распространить христианское миропонимание, не превратилось в одинешенек из разделов государственной пропаганды – и в целом не привело к отказу от чрезмерного потребления в каких-то заметных масштабах.
Более поздние поры дали истории еще несколько интересных ограничений по части украшения себя и своей жизни дорогими безделушками. В Шотландии в 1429 году йоменам и простолюдинам было запрещено приобретать и ходить меха, шелк, сукно с золотой или серебряной отделкой, бархат, тафту, кружева под страхом штрафов. Английские и шотландские короли пытались поддерживать производство шерсти линией сокращения импорта, потому и ограничивалось хождение иноземных тканей. В 1483 году при английском короле Эдуарде IV низшим сословиям запретили ходить меха, бархат и атласную парчу.
Нарядиться так, как Людовик XIV, не дозволялось даже самому богатому из простолюдинов.
Был еще один практический резон подобных мер: с развитием промышленности и торговли аристократы начали проигрывать это соревнование в роскоши представителям «из низов»: купцы все чаще оказывались богатом герцогов и графов. А потому благородные господа пускались в гонку за внешними признаками достатка и все чаще проматывали наследство, становясь во всех резонах бесполезными для своего королевства. Правда, и на Британских островах законы против роскоши не слишком прилежно исполнялись.
Современные законы сравнительно роскоши – скорее неписаные. Марк Цукерберг с женой. Источник: nydailynews.com
Сейчас опыт такого ограничения потребления воспринимается как нечто устаревшее – существующие нормы скорее неписаные, как правила неплохого тона: миллиардеры нередко предпочитают простую одежду и недорогие автомобили, а вкладывать средства – в том числе и очень значительные – предпочитают в образование и в идеи, истина, относится это не ко всем богачам.
Говорят, что именно из стремления вырваться из-под гнета английских законов пираты прошлого привнесли в свой образ некоторые изменения: вот какой из пиратских аксессуаров помогал договориться со стихией и обеспечивал достойные похороны.