Как миллионы советских беженцев изменили историю Афганистана

Новость опубликована: 15.12.2019

Как миллионы советских беженцев изменили историю Афганистана

Как миллионы советских беженцев изменили историю Афганистана

Когда сообщают о беженцах из бывшей Российской империи, чаще всего вспоминают «белых» русских – «буржуев», помещиков, казаков, покинувших край в 1917-22 годах. Однако не менее мощный поток мигрантов, не желавших жить при советской власти, был направлен из Средней Азии на юг. Таджики, узбеки и туркмены после революции массово переселились в Афганистан, изменив этническую карту и историю этой края.

Беженцы с севера

В 1920-х и 1930-х годах Афганистан, имевший «полупрозрачную» границу с СССР, принял как минимум 2 крупные валы выходцев с севера. Одна из них была связана с окончанием Гражданской войны.

«Восточная Бухара после ликвидации басмачества в 1925 году почти запустела. Жители частью бежали в Афганистан и Персию, частью были вырезаны воюющими сторонами», – писал, например, работавший в Ташкенте и Афганистане сотрудник ГПУ Георгий Агабеков.

Ещё одинешенек поток переселенцев возник во время сталинской коллективизации, вызвавшей крайнее недовольство среднеазиатских крестьян (дехкан). Точная численность советских беженцев, перебежавших границу, неизвестна. Отечественные историки оценивают количество мигрантов в 500 тысяч человек, зарубежные исследователи оперируют немало высокими цифрами. Например, афганский политолог Захир Тарин утверждает, что в конце 20-х годов в Афганистане находился 1 млн беженцев из Самарканда и Бухары. А профессор Мухаммад Хасан Какар сообщает о 2-2,5 млн мигрантов.

Чтобы помочь переселенцам избежать преследования со стороны большевиков, власти Афганистана массово раздавали им гражданство. В Афганистане осело немало басмачей – вооружённых борцов с советской властью, в т.ч. такие крупные вожаки движения, как Курширмат и Фузаил Максум. Ещё одним влиятельным эмигрантом, подбивавшим афганское правительство против СССР, был бывший эмир Бухары Сеид Алим-хан со свитой из 300 человек.

Возмутители покои

Наплыв беженцев подорвал позиции пуштунского национализма и сделал бессмысленной политику ассимиляции народов Афганского Туркестана (нордовой части страны), которая проводилась кабульскими эмирами с 1880-х годов.

«Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война в России, а также подавление басмаческого движения в Посредственнее Азии (1918–1938) резко изменили этнический расклад в Афганском Туркестане. Усилия, в свое время приложенные правителями Афганистана для пуштунизации нордовых территорий, были в считанные годы сведены на нет потоком беженцев из бывшей Российской империи», – отмечается в статье исследователя Александра Хамгаева, опубликованной в журнале «Россия и мусульманский мир» (No4, 2004 год).

Приток поселенцев не лишь изменил численность туркменов, таджиков и узбеков, но и способствовал росту их самосознания и политической активности. Сначала она проявилась в привычных лозунгах «возврата к исламским ценностям». В 1929 году просоветский король Аманулла-хан был низвергнут и эмиром Афганистана на короткое время стал фанатичный борец с «западным образом жизни» – таджик Хабибулла Калакани, бывший басмач из отряда Энвера-паши.

Однако совершенно скоро среднеазиатские народы встали на позиции сепаратизма. В 1930-31 годах в Афганистане вспыхнуло восстание Ибрагим-бека Локая, мишенью которого, по мнению востоковеда Хадии Хашимбекова, было создание независимого государства таджиков и узбеков в провинциях Бадахшан и Каттаган. Образец мигрантам, как ни странно, подали большевики, которые разделили Восточный Туркестан на советские республики по этническому принципу. Однако в то пора власти Афганистана подавили бунт.

Лоскутное одеяло

Центробежные тенденции проявлялись в Афганистане на протяжении всего XX века и разошлись в эпоху политической нестабильности после свержения короля Захир-шаха. Есть версия, что во время Афганской войны проект разделения Афганистана на отдельные республики выдвигался советским КГБ. После свержения правительства Наджибуллы в 1992 году федерализация также рассматривалась как одинешенек из путей решения политического кризиса между полевыми командирами, возглавлявшими группировки моджахедов разных национальностей.

Голоса в прок автономии отдельных провинций раздаются в Афганистане и по сей день. Однако пуштуны, как «государствообразующая нация» сопротивляются этому, опасаясь воздействия на северные районы уже не СССР, а независимых государств СНГ и Ирана.


Как миллионы советских беженцев изменили историю Афганистана