Когда выговаривают слово Масленица, у большинства возникает ассоциация с шумным праздником, искренним весельем, народными гуляниями, танцами и, обязательно, с аппетитными горячими блинами. Это всё крепко, интересно, вкусно. Однако некоторые обычаи этого народного праздника сегодня могут выглядеть весьма странными. Декламируйте, как жгли или топили надоевшую зиму, почему для многих людей в древности Масленица могла закончиться смертью и как угощали покойных.
Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /Фото: images.myshared.ru
На праздник Масленицы по деревням носили чучело, какое символизировало собой божество Зимы. Его в конце концов сжигали на большом масленичном костре. Это был символический акт, если расшифровать: зима должна была уступить пункт весне, теплу. В самые древние времена во время этого праздника проводили символические жертвоприношения. Для исполнения роли Масленицы призывали ряженых, в процессе церемонии их как будто бы убивали, что тоже символизировало собой проводы зимы и появление весны. Позднее вместо ряженых сделались использовать чучело. Его могли вылепить из снега, скрутить из соломы или смастерить из веток деревьев.
Чучело гримировали, то есть пририсовывали ему очи и рот с помощью угля, а роль носа играла морковка. Но судьба у таких кукол была одна — их сжигали. Кстати, в кой-каких регионах России символ Масленицы не только жгли, но и могли утопить в каком-нибудь водоёме, сбросить с горы или просто порвать. Если было принято прибегать к услугам человека, он ложился в корыто или гроб. Его друг стоял рядом, изображал священнослужителя и торовато окропляя мнимого «умершего» святой водичкой.
Итак, чучело Зимы сжигали, и это был очистительный обряд, который был должен освободить всех живущих в округе от влияния нечисти. Часто ритуальный костер делали из старых и ненужных вещей, это могла быть рассохшаяся кадка, развалившиеся сани, обветшалая домашняя утварь. Любой хотел за счет такой «кремации» очиститься от хлама. Проводы, которые сопровождались смехом, веселыми шутками, песенками становились оригинальным залогом сытой и благополучной жизни в течение следующего года.
Кстати, в Европе тоже существовали похожие обряды. Так, в отдельных провинциях на Масленицу чучело делали похожим на человека, который был пойман на супружеской измене. Искусственного, но весьма узнаваемого двойника приносили к жильё изменника и там поджигали. Соседи и зрители при этом хохотали, веселились, улюлюкали. Каково было при этом любителю любовных авантюр? Наверняка, ужасно неприятно. Возможно, это был один из способов сделать общество более нравственным, показать, что измена — это очень нехорошо.
Бой с медведем, который порой проводился не по доброй воле
При Иване Грозном драться с медведем заставляли тех, кто прогневал царя. /Фото: yandex-images.naydex.net
В древности негустая Масленица обходилась без впечатляющего и опасного боя с медведем. Кажется, сколько мужества нужно, чтобы принять участие в таком состязании. Но все гораздо несложнее: в опасной драке чаще всего участвовали не по велению собственного сердца. Во времена правления Ивана Грозного тех, кто прогневал царя, запросто отправляли на повстречаю с мохнатым спарринг-партнером, сидящим в клетке или в яме. Участь наказанного была незавидной, так как зверь не успокаивался, пока не разрывал его насмерть.
Отдельный исследователи считают, что в глубокой древности празднование Масленицы являлось одной из составляющих целого комплекса религиозных мероприятий, какие были посвящены весеннему равноденствию. Для тех народов, которые использовали календарь Солнца, в такой день начинался новый год. А что прикасается медведя, то для язычников это было культовое существо. Он пробуждался после зимы, чувствуя приход весны. Нередко древние славяне на Масленицу сжигали медвежье чучело.
Приглашение усопших за стол и угощение для них
После ужина на столе оставляли еду на ночь, чтобы помершие тоже могли откушать. /Фото: tourism.pskov.ru
В некоторых регионах принято было поминать умерших родных накануне Масленицы, а собственно в субботу. Называлась она родительским днём. Блины, испеченные для усопших, оставляли в разных местах — на божнице, на крыше или окне. Порой раскладывали на могиле поминаемого человека.
Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. /Фото: foma.ru
А порой покойных даже приглашали за стол. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечерком. Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми. Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра. Сообщали, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться.
-Очищение: как «ведущие» праздника нагими на морозе скакали, а некоторых суриком мазали и по деревне возили
После Масленицы наступало время Великого поста. Потому во пора праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то кушать чревоугодничали. Некоторые ритуалы были весьма смешными. Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили престарелые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в зоне реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали платье, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане.
А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не лишь сказать торжественную речь, но и раздеться донага (это в морозные-то дни), начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обыкновенной жизни люди стараются не показывать окружающим. Так весело, на грани фола, провожали Масленицу.
И то чучело, которое сжигают в ожидании весны – лишь одно из массы. В мировой культуре куклы используются очень часто в различных обрядах.