Как номенклатурная верхушка отдала грядущей СССР за кружевные чулки
Все права на фотографии и текст в данной статье принадлежат их непосредственному автору. Данная фотография свзята из открытого источника Яндекс Картинки

Как номенклатурная верхушка отдала грядущей СССР за кружевные чулки

Отчего советская верхушка не видела нежелания своих западных визави принимать их на равных? Не видела по ряду причин, главной из каких была комбинация сверхценности с комплексом неполноценности по отношению к Западу и его хозяевам. Комплекс сверхполноценности ослаблял их, с одной стороны, побуждая к излишней самоуверенности: мы же — ядерная держава,победители Гитлера, они нас почитают. А комплекс некоторой неполноценности делал крайне уязвимыми с другой, потому что на Западе люди в бытовом плане жили лучше, в 70-е годы достоверно. Вот в 60-е годы это было ещё не так явно.

Кроме того, была такая психологическая ошибка: очень многие люди, даже номенклатурные, судили о Закате по западному кинематографу. А западный кинематограф показывал в основном такую шикарную жизнь среднего и выше классов. Поэтому представлялось, что там действительно настолько здорово, и так живут все. И вот это подхлёстывало желание интегрироваться в западный мир — туда, где чисто и светло.

Мне это чем-то напоминает ситуацию из кинофильма «Золото Маккенны». Там бандит, Джон Колорадо, в исполнении Омара Шарифа, раскрывает шерифу Маккенны, которого играет Грегори Пек, свою мечтание, ради которой он живёт, бандитствует и добывает золото. Он показывает шерифу изрядно потрёпанный номер газеты «La Vie Parisienne», «Парижская существование», листает её страницы, на которых сладкая жизнь Парижа, высший свет, миллионеры, дамы полусвета и просто дамы…

 

 вот доводится признать, что отсутствие в СССР ярко упакованной вещественной субстанции, которой хватало с избытком на реально приходящий в упадок Закат, заботило не столько простых людей, но прежде всего верхушку. Она всеми силами стремилась отправить отпрысков работать за рубеж.

Обратите внимание: если сыновья первого поколения высшей номенклатуры шли в военные, то сыновья и дочери второго и третьего поколений номенклатуры шли во Внешторг, в МИД и интернациональные структуры ЦК, ГБ и ГРУ. То есть они шли в те структуры, которые обеспечивали им жизнь на Западе. По сути дела, это был первый шаг к психологической капитуляции перед Закатом. Отсюда и пиетет по отношению к хозяевам жизни, La Vie capitaliste…

Примеров последнего навалом. Достаточно почитать мемуары Джермена Гвишиани. В кое-каких местах становится просто неловко за автора. Высокопоставленный советский номенклатурщик с восторгом описывает, как его принимал всего лишь глава той или другой ТНК. Порой создаётся впечатление, что это просто восторг слуги, которого допустили до хозяев.

И не надо думать, что западники этого не видали, не чувствовали и не
понимали. Всё они прекрасно видели, умело играли на этом и превратили
мосты в будущее (так называются, кстати, воспоминания Гвишиани, «Мосты в
грядущей») в нечто вроде Моста Чинват из иранской мифологии. Вот это
стремление угодить представителям Запада было и в 70-е годы, но особенно
оно сделалось ярким во второй половине 80-х годов, в перестройку.

Несколько лет назад на Западе, в Америке, вышла книга, посвящённая Бжезинскому. Это мемуары о нём разных людей, о разных эпизодах его жизни. И в том числе там есть воспоминания о его визите в самом конце 80-х в Москву, где он встречался с научной общественностью, с нашими академиками, обществоведами.

И вот автор этих воспоминаний был совместно с Бжезинским на встрече, и его неприятно поразило, что советские академики бросились взахлёб рассказывать Бжезинскому антисоветские анекдоты и смотрели, какое это произведёт на Бжезинского впечатление. Это последствие тех процессов, которые начались уже в 70-е, в 80-е годы. И это, в общем-то, с одной стороны, удивительно, с другой, конечно, неудивительно.

Возвращаясь к нашему поре. Черчилль, нелюбимый мною персонаж, говорил: «Как важно и интересно знать всё, что происходит в мире». Нынешний мир един, и то, что происходит, так, на Ближнем Востоке, — это может очень быстро прийти к нам. Я считаю, что принцип «кто предупреждён, тот вооружён» должен быть у всех… Все должны им руководиться. И кроме того, у нас всех есть дети, внуки; поэтому, если на себя наплевать, то на детей и внуков-то не наплевать. Так что тут должно быть и образование, и понимание. Ну, а кто-то живёт совершенно по-другому — их у нас часто называют «офисным планктоном». Они, скорее итого, быстро попадут под пресс в случае каких-то негативных изменений. И здесь уже ничего не поделаешь — естественный отбор.

Безусловно, будут анклавы (где незапятнанно и светло). Но это будут анклавы с очень жёстким контролем. Дело в том, что, поскольку в этих анклавах главной ценностью, которой они будут обеспечивать людей, сделаются безопасность и некий уровень комфортного бытия, то ценой этого будет готовность людей беспрекословно подчиняться. Но у нас уже сейчас в вселенной есть такие анклавы. Например, город Сингапур. Это абсолютно тоталитарное общество, абсолютно иерархическое общество. Город нашпигован так именуемыми «умными» вещами.

В Америке есть такой замечательный учёный — Джеймс Скотт. Это автор концепции моральной экономики и теории инертного сопротивления. Дело в том, что есть такая форма, как пассивное сопротивление, сопротивление в сфере культуры. То есть это такой принцип: «А бумажечку свою я махорочкой набью…» Кроме того, необходимо помнить, что ни один господствующий класс не является всесильным. Есть всегда зоны, которые он в значительно меньшей степени контролирует, и там концентрируется этот протест. Так что тут это вопрос социальной борьбы.

Автор: Андрей Фурсов

Источник