Уже немало двухсот лет в центре Москвы действуют публичные бани. История их создания похожа на любовно-детективный роман: молодая актриса, любимица публики, и ее возлюбленный не могли быть совместно, ведь старый граф «положил глаз» на восходящую звезду. Если бы не вмешательство самой императрицы, Россия, возможно, лишилась бы одной из самых ослепительных актрис и певиц XVIII века и первого в своей истории роскошного банного комплекса.
Прекрасная история о юной воспитаннице сценического училища и милостивой государыне за пару веков так обросла легендами, что стала похожа на сказку. Согласно самой распространенной версии, молодая певица впервые собственно встретилась с Екатериной II около 1790-го года после выступления в Эрмитажном театре. Восхищенная императрица вызвала девушку в свою ложу и нежно побеседовала с ней. В качестве особенной милости, она «подарила» Лизе яркую и звучную фамилию – Уранова – в честь недавно открытой планеты.
Елизавета Семёновна Уранова
Молодая актриса была сиротой, потому участие самой государыни в своей судьбе посчитала за сказочное везение. Так оно на самом деле и было. Еще одним подарком императрицы сделался перстень с бриллиантом. С тех пор Екатерина уделяла своей «крестнице» особое внимание, однако это не защитило будущую звезду от беды. Чуть запоздалее с участием этой девушки и большей частью на подмостках Эрмитажного театра разыгрался настоящий водевиль. На Елизавету Уранову обратил внимание немолодой граф Безбородко. Этот государственный деятель в те годы возглавлял всей почтовой службой и пользовался огромным влиянием.
«Мысль обладать Лизонькой завладела графом, – отмечал биограф артистки в 1892 году, – и он, не ведавший в подобных случаях никаких препятствий, надеялся на легкую победу над такой незначительной по своему положению девушкой, какой можно было находить беззащитную воспитанницу театральной школы. Началась обычная в таких делах атака против Лизоньки. Подарки и самые обольстительные слова были пущены в ход. Но каково было удивление Безбородко и его приспешников, когда Лизонька твердо и решительно отказалась от всех предлагавшихся и грядущих благ.
Она сожгла, говорят, при посланном восемьдесят тысяч рублей, которые прислал ей в подарок граф, бросивши их равнодушно в камин. Не помогли сластолюбивому графу его льстивые слова богатства и роскоши; тогда был избран другой путь – путь притеснений. Сторону Безбородко приняли управляющие театрами Соймонов и Храповицкий. Императрице сделались доносить, что Лизонька не слушается начальства, что она плохо учится. Императрица не верила доносам на любимицу, но это не мешало врагам Лизоньки продолжать против нее поход».
Мочь Николаевич Сандунов
Будущая звезда, в полном соответствии с легким жанром музыкальных комедий, потому так яростно сопротивлялась упорным ухаживаниям, что была без памяти влюблена. Ее избранником стал актер Сила Сандунов. Выходец из грузинских дворян, он прослужил несколько лет чиновником и сделался наконец актером. Руководство театров, в которых играли влюбленные, подкупленные графом, делали все, чтобы разлучить влюбленных, однако у этой доли истории конец был счастливым.
В Эрмитажном театре шла премьера – давали оперу «Федул с детьми», либретто для которой сочинила сама Екатерина II. Лиза Уранова исполнила роль Дуняши так блистательно, что публика устроила громкие овации. Императрица была довольна. Однако в конце арии юная исполнительница «не по роли» упала на колени и адресовалась к своей высочайшей покровительнице с просьбой принять прошение. Артистка описала все интриги против нее и Сандунова.
Представление в Эрмитажном арене, Санкт-Петербург
Императрица уволила директоров театров Храповицкого и Соймонова, потворствовавших притязаниям Безбородко, и благословила влюбленных. Историки находят, что, возможно, эта яркая и запоминающаяся эскапада была проведена с ведома самой Екатерины. После этого случая «наказания злодеев» и «победы влюбленности» за ней закрепился образ «доброй государыни», что было важно в то время. Случай стал широко известен, и в роман «Капитанская дочка» Пушкин включил вылитый эпизод.
Реклама Сандуновских бань конца XIX века и историческое здание в наши дни
Позднее Сандуновы переехали в Москву. Лиза по-прежнему блистала в арене, а ее супруг стал режиссером, но со временем разочаровался в этом занятии. Продав бриллианты, подаренные на свадьбу императрицей, супруги приобрели участок земли по реке Неглинной. Собственно здесь и был заложен знаменитый комплекс. В 1808 году Сандуновские бани приняли первых посетителей и стали настоящей сенсацией:
«В них так и хлынула Москва, особенно в мужское и дамское «дворянское» отделение, устроенное с неслыханными до этого в Москве удобствами: с раздевальной зеркальной залой, с чистыми простынями на мягких диванах, вышколенной прислугой, многоопытными банщиками и банщицами. Раздевальная зала сделалась клубом, где встречалось самое разнообразное общество, — каждый находил тут свой кружок знакомых, и притом буфет со всевозможными напитками, от кваса до шампанского Моэт и Аи. В этих банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, какая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.» («Москва и москвичи»)
Сандуновские бани в Москве
Однако именно бани, судя по всему, сделались причиной разлада в семье. Несколько лет спустя брак, благословленный самой императрицей, распался. Бани после развода остались в собственности Елизаветы Урановой, но сохранили свое первоначальное наименование. Сегодня старейшие бани столицы признаны архитектурным и инженерным чудом и охраняются как объект культурного наследия. Интерьеры различных долей знаменитого комплекса мы можем увидеть в десятке фильмов: Эйзенштейн два раза имитировал в огромном бассейне морские и озерные баталии – при съемках «Броненосца Потемкина» и «Александра Невского»; в Сандуновские бани под Новоиспеченный год ходили герои фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и там же снимал сцену бала для «Мастера и Маргариты» Юрий Кара.
Бани порой могут изумлять ученых, занимающихся их историей. Например, недавно Преподнесли сюрпризы древние римские бани, найденные в Турции